Nedocs.ru

Онлайн платформа для образования
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг работы с целями

Цели и задачи тренингов

Цели и задачи тренингов

При построении как тренинга в целом, так и отдельных занятий следует определить цель проводимой работы, продумать и сформулировать задачи , требующие решения. Данный этап порой вызывает у ведущих скептическое отношение, воспринимается как пустая формальность («Ну ладно, если школьная администрация требует – задачи напишу, но вообще-то тренинг – это процесс живой и непредсказуемый!»). Однако подобная позиция чревата опасностью того, что процесс прохождения тренинга превратится в самоцель, а обучающий и развивающий потенциал занятий может быть утрачен. Ведь именно цели и задачи служат путеводными маяками в работе, основой выбора используемых в тренинге упражнений, именно на них делается акцент при обсуждении упражнений и получении обратной связи.

В наиболее общей формулировке в тренингах обычно ставятся следующие группы целей:

1. Изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми.

2. Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

3. Развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений.

4. Исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении.

5. Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья.

Для тренингов общения наиболее специфична первая группа целей, а для тренингов личностного роста – вторая. Цели 3–5 преимущественно психотерапевтические и психопрофилактические. На тренингах они чаще присутствуют в качестве дополнительных.

Помимо общих целей тренингов, изначально сформулированных ведущим и обычно отраженных в названии программы, можно говорить и о личных целях участников (Горбатова Е. А., 2008). Они могут быть изначально далеки от направленности тренинга – например, участник желает расширить свой круг общения. Для продуктивной работы важно, чтобы эти цели осознавались, уточнялись в процессе тренинга, находились параллели между ними и теми целями, что обозначены ведущим.

Цель конкретизируется в задачах. Если первая указывает общее направление работы, то вторые раскрывают конкретные шаги, необходимые для данного движения. «В то время как цель может выражать желаемый исход, именно задача описывает то, каким образом и когда мы к нему придем» (Ли, 2001, с. 23).

Чем руководствоваться при постановке задач?

1. Задачи должны отражать конкретные результаты, достижение которых планируется в ходе работы, а не превращаться в абстрактные рассуждения или лозунги. Например, вряд ли удачны такие формулировки: «Формирование психологических качеств как нового уровня трансформации психических свойств и раскрытие субъектного потенциала» или «Детям должно быть весело!». В первом случае – хотя и научно осмысленная, но очень абстрактная фраза, допускающая неоднозначное толкование и требующая долгой конкретизации. Во втором – лозунг, отражающий к тому же не результат, а эмоциональность процесса работы.

2. Результаты, достижение которых намечено в задачах, должны быть, по возможности, сформулированы в позитивных терминах – отражать то, что нужно достигнуть, а не то, чего избежать. Например: «Не допустить распада группы» – неудачная формулировка, «Повысить уровень групповой сплоченности» – более удачная. Это связано с тем, что если ожидаемый результат формулируется негативно (чего надо избежать), у человека зачастую возникает образ неудачи и происходит подсознательное самопрограммирование на нее. Если человек, едущий на велосипеде, думает: «Только бы не упасть», – вероятность падения существенно повышается.

3. Решение поставленных задач должно быть адекватно сущности тренинга как метода активного социально-психологического обучения. Например, если необходимо разделить школьников на «сильный» и «слабый» классы по уровню учебной подготовки, решать данную задачу с помощью тренинга неуместно.

4. Задачи должны быть реалистичны, т. е. достижимы в условиях тренинга с учетом отведенного для занятий времени, и в то же время не слишком простыми.

5. Достижение планируемых результатов должно быть принципиально проверяемо: или на уровне объективного изучения вызванных тренингом изменений (более характерно для тренингов умений), или на уровне самоотчетов участников (более характерно для тренингов личностного роста).

Как отмечает Л. А. Петровская (1982, с. 103), «круг задач, решаемых средствами социально-психологического тренинга, широк и разнообразен и, соответственно, разнообразны формы тренинга. Все множество этих форм можно разделить, в частности, на два больших класса: ориентированные на развитие специальных умений (например, умение вести дискуссию, разрешать межличностные конфликты); нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения – имеется в виду повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом».

Достаточно часто цель психологического тренинга с подростками обозначается в широком смысле как развитие компетентности в общении, и даже выделяется разновидность тренингов, направленных на достижение именно этой цели, – тренинги компетентности в общении. Однако данное понятие явно нуждается в конкретизации.

Как отмечает Н. А. Морева (2003, с. 61), для людей с высокой коммуникативной компетентностью характерны следующие признаки:

? быстрая, своевременная и точная ориентация в ситуации взаимодействия и в партнерах;

? стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;

? установка в контакте не только на дело, но и на партнера; уважительное, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и возможностей;

? уверенность в себе, раскованность, адекватная включенность в ситуацию;

? владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру;

? большая удовлетворенность общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;

? умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо сложившихся отношений, а иногда и вопреки им;

? высокий статус и популярность в том или ином коллективе;

? умение организовать дружную совместную работу, добиваться высокого результата деятельности;

? способность создавать благоприятный климат в коллективе.

Перечисленные внешние, поведенческие проявления характерны для людей с высокой коммуникативной компетентностью. Из чего же «складывается» сам этот феномен, каковы его внутренние, психологические компоненты?

М. Аргайл (цит. по: Куницына и др., 2001) выделяет такие компоненты «социальной компетентности»:

? социальная сенситивность (точность межличностного восприятия);

? основные навыки взаимодействия;

? навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций (т. е. умение давать положительную обратную связь партнерам по общению. – Л. Г.);

? равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревожности.

Применительно к подростковому возрасту представляется целесообразным расширить этот перечень, добавив еще ряд компонентов, которые могут развиваться с помощью тренинга общения:

? развитие речи: способность говорить точно, кратко, по существу. Богатство словарного запаса.

? чувствительность к вербальной и невербальной экспрессии собеседников — способность адекватно фиксировать нюансы переживаний, выражающиеся в речи, мимике, позах и т. д.;

? гибкость ролевых позиций в общении , способность динамично менять их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения;

? социальная рефлексия , самоосознание себя как субъекта общения;

? умение принимать и в конструктивной форме давать обратную связь собеседникам ;

? ассертивность — умение уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя ни к агрессии, ни к пассивно-зависимому поведению;

Развитие каждой из этих составляющих может быть поставлено в качестве частной задачи психологического тренинга общения для подростков.

Стоит ли знакомить подростков, участвующих в тренинге, с целями и задачами работы? Это представляется целесообразным, поскольку участники должны понимать, что им дает тренинг. В противном случае ведущий окажется в их глазах массовиком-затейником, и они будут охотно выполнять лишь упражнения развлекательного плана. Само собой, объяснение задач тренинга должно быть кратким, ненавязчивым, понятным для слушателей, без использования сложной терминологии. Кроме того, участники могут ставить также личные задачи работы на тренинге. Американский автор Р. Смид (2000) даже рекомендует отражать цели в письменном договоре, заключаемом между ведущим и посещающими группу детьми и подростками. Копирование данного действия при работе с российскими подростками, наверное, не вполне оправданно, но полностью упускать из виду участников цели и задачи работы тоже не следует.

Читать еще:  Веселые упражнения для тренинга

Для иллюстрации участникам целей тренинга (особенно в области личностного роста) ведущие довольно часто используют так называемое «окно Джохари» (по именам разработчиков – Джо Люфта и Харри Ингрэма). Оно представляет собой таблицу из четырех клеток. Ведущие порой прибегают к метафоре: вот окно, через которое личность глядит на окружающий мир, а окружающие – на нее; в раму вставлены четыре стекла: одно из них (открытое Я) «обоюдопрозрачно» – то, что попадает в эту область, одинаково видно как самому человеку, так и окружающим; следующие два стекла – тонированные, как в дорогих иномарках, позволяющие видеть только в одну сторону. Установлены они таким образом, что через одно из них «хозяину» все видно, а окружающим внутрь не заглянуть (секретное Я), через другое же стекло, напротив, хозяину ничего не видно, зато окружающим прекрасно все видно («слепое пятно»). Наконец, последнее стекло – матовое, через него ничего не разглядеть (бессознательное Я).

В данном случае цель тренинговой работы в том, чтобы расширить область открытого Я. Происходит это за счет уменьшения «слепого пятна» (посредством обратной связи) и секретного Я (посредством самораскрытия). Возможно также уменьшение области бессознательного Я путем перевода части его содержания на осознаваемый уровень, но подобная задача ставится в тренингах далеко не всегда.

В целом, чем выше в тренинговой группе уровень доверия, тем больше материала выносится на «арену» (подробнее см. Рудестам, 1998; Ялом, 2000).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Тренинг «Постановка и достижение целей»

Цель обучения

Освоить основы эффективной работы с личными и профессиональными целями.

Кому адресован тренинг

Тренинг рекомендуется всем, кто хочет добиваться максимально высоких результатов в личностной и деловой сфере.

Ожидаемые результаты участников

  • осознание взаимосвязи проблемы и цели;
  • умение грамотно формулировать личные и профессиональные цели;
  • умение согласовывать разные цели, в том числе личные и профессиональные;
  • владение приёмами работы с целями от постановки до завершения;
  • способность эффективного планирования, самоорганизации, мотивирования себя на достижение целей;
  • готовность к преодолению препятствий на пути достижения целей.

В программе тренинга

Два подхода к самоорганизации – целевой и проблемный

  • преимущества целевого подхода;
  • как из проблемы сделать цель?
  • искусство правильных вопросов.

Техника постановки целей

  • критерии правильно поставленной цели;
  • как сформулировать цель так, чтобы она «работала»?
  • использование схем: «Области жизни» и «Рабочие области»;
  • где брать идеи для постановки перспективных личных и деловых целей?

Согласование множества личных целей

  • экологическая проверка; соотношение ценности цели и ее цены;
  • последствия достижения целей; согласованность целей между собой;
  • цели-вампиры и цели-доноры;
  • как сделать так, чтобы продвигаться ко многим целям одновременно и чтобы достижение одних целей способствовало достижению других?

Согласование личных и профессиональных целей

  • согласование личных целей с ценностями организации;
  • как принять цели организации, как собственные?
  • что делать в случае, когда цели компании и подразделения частично противоречат Вашим личным целям?

Приёмы работы с целями

  • организация процессов по достижению целей;
  • поиск и эффективное распределение ресурсов;
  • контроль в процессе движения к цели; создание собственной «системы навигации» и «приборной панели»;
  • установление контрольных точек; оценка результатов; фиксация положительных результатов;
  • оперативная коррекция планов по результатам контроля;
  • планирование времени и расстановка приоритетов с точки зрения списка актуальных целей;
  • разукрупнение больших целей; как достигать невозможного?

Преодоление препятствий при достижении целей

  • прогнозирование и способы преодоления препятствий;
  • эмоциональные барьеры на пути к цели;
  • способы повышения эффективности действий при движении к целям;
  • техники мотивирования себя и других на достижение цели.

Завершение работы с целью

  • цель достигнута, что дальше?
  • почему важно праздновать успехи?
  • как извлекать и сохранять позитивный опыт?

Технологии проведения тренинга

разминки и упражнения для поднятия энергии, интерактивные мини-лекции, индивидуальные задания, работа в парах, тройках, малых группах, разбор реальных ситуаций, упражнения на рефлексию, обратную связь, подведение итогов, консультации участников тренером по теме тренинга. В начале тренинга уточняются запросы, ожидания участников, затруднительные ситуации. В течение тренинга тренером ведется мониторинг эффективности занятий.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА

Тренинг (англ. training от trainобучать, воспитывать) — форма активного обучения, направленная на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.

Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:

  • · тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;
  • · тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;
  • · тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
  • · тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
  • — Повышение адекватности собственного представления о себе и восприятия других;
  • — Рост индивидуальной ответственности за достижение личных целей и решение актуальных коммуникативных задач;
  • — Актуализация индивидуальных ресурсов, психологическая самокоррекция — приближение к состоянию внутренней гармонии и сбалансированности;
  • — Рост коммуникативной открытости и качества общения;
  • — Овладение навыками конструктивного социального взаимодействия;
  • — Развитие способностей к адаптации и творчеству.
  • — Предоставить участникам группы профессиональную помощь в решении насущных внутренних конфликтов, преодолении актуальных трудностей и барьеров;
  • — Обеспечить участникам группы опыт конструктивного самоисследования (самоанализа) и самостоятельного решения актуальных внутренних задач.
  • — Предоставить участникам группы опыт полноценного общения друг с другом и группой, переживания коммуникативной общности, эффективного взаимодействия в процессе решения общих задач.
  • — Обучить навыкам конструктивного выявления и решения межличностных проблем и конфликтов, установления эффективных отношений с окружающими, навыкам достижения максимальной степени групповой общности и сплоченности.
  • — Обучить навыкам активного самостоятельного внутреннего поиска и решения насущных психологических проблем и конфликтов.
  • — Обучить навыкам получения и конструктивного использования «обратной связи» (информации о себе от окружающей коммуникативной среды).

Одной из основных задач группы коммуникативного тренинга является помощь участнику в выражении себя своими индивидуальными средствами, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.

Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям:

1. Восприятие себя через соотнесение себя с другим, то есть человек рассматривает другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа. В этом случае человек смотрит на себя как бы со стороны.

Групповые занятия дают возможность идентифицировать себя с другими членами группы.

  • 2. Восприятие себя через восприятие себя другими, то есть человек использует информацию, передаваемую ему окружающими. Это так называемый механизм «обратной связи». В группе коммуникативного тренинга постоянно действует обратная связь, что позволяет участникам узнавать мнение окружающих о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт.
  • 3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности, то есть человек сам оценивает, то, что он сделал. Это механизм самооценки, который может помогать развитию личности или мешает этому процессу. В группе тренинга осуществляется постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимая коррекция.
  • 4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, то есть человек осмысливает, проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы: проникновение в своё «Я», получение опыта понимания своего внутреннего мира.
  • 5. Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика, то есть человек принимает своё тело, своё физическое Я. В ходе тренинга участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть и, приняв его, развивать себя и свои возможности.
Читать еще:  Пример тренинга по психологии

Упражнение «Четыре задачи» ( 15-20 минут)

Тренинг постановки целей

Цель: формирование мотивации на постановку жизненных целей.

1) показать роль целеполагания в жизненных достижениях человека;

2) дать проанализировать наличие процесса целеполагания у себя.

1 этап. Вступительная часть(5-7 минут).

— Брюховецкая Анна Андреевна, Дубинина Евгения Андреевна.

— Мы хотим провести с Вами тренинг «Постановки целей». Данный тренинг направлен на постановку самых различных целей, а также на формирование мотивации на постановку и достижение этих целей!

— обозначение правил тренинга:

· Активно участвовать в тренинге;

· Отключить звук телефона;

· Уважать мнение друг друга;

· Слышать и слушать друг друга;

· Каждый участник говорит за себя, от своего имени.

— Недавние исследования свидетельствуют о том, что счастливые люди — это не те, у кого больше денег, а те, у кого есть цель. Именно она наполняет жизнь смыслом. Основой постановки целей является планирование. Цель — это конкретный результат, которого мы должны достигнуть по истечении определенного времени, используя имеющиеся ресурсы.

— Цель определяется назревшей потребностью и возможностями ее достижения. При возникновении всякой проблемы (потребности) естественным является стремление к ее решению.

— Для достижения цели человеку необходимы ресурсы, не только материальные. Фантазия, желание, соответствие плану, упорство, уверенность — все это неотъемлемые части процесса достижения цели. Желание достичь результата приведет вас к тому, что в ближайшее время ваша мечта или цель станет реальностью. Иногда кажется, что это неосуществимо и недосягаемо. Но стоит лишь продумать путь к ее достижению, выстроить стратегию и тактику, а также понять, какие задачи перед вами стоят, и тогда все становится не таким уж нереальным.

2. Упражнение на знакомство и разогревающая игра «Баранья голова» (10-15 минут).

— Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется шикарная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. Оно может быть необычным и ярким! У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы – и ведущие тоже – в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

— А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя и к своему имени каждый участник добавляет каждый раз еще по одному слову на тему – Цель это?!, второй – имя и слово предыдущего и свое имя и слово, третий – имена и слова двух предыдущих и свое и т. д. Последний, таким образом, должен назвать имена и значение цели всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать нельзя – только запоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя или слово о понимании цели, то произносите «баранья голова» – конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.

Вопросы для рефлексии:

1. Возникли ли у Вас трудности при выполнении данного упражнения?

2. Что было для Вас сложнее всего?

3. Какие способы запоминания вы использовали?

НА ОДНОМ ИХ ТРЕНИНГОВ БЫЛО ПОДОБНОЕ УПРАЖНЕНИЕ НО ОНО НАЗЫВАЛОСЬ ДЕТЕКТИВ И ВСЕМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ И МЫ РЕШИЛИ ПРОВЕСТИ ПОДОБНОЕ)

Этап. Основная часть.

3. Упражнение на целеполагание(5-7 минут)

Цель:дать проанализировать наличие процесса целеполагания у себя.

Ход упражнения. Инструкция. «Давайте начнем с небольшого теста. Сейчас на секундомере я засеку 1 минуту. Вам за 1 минуту надо сформулировать три цели, желания, которые бы вы обязательно хотели получить в жизни».

Анализ упражнения.1) Оценивается, все ли участники смогли сформулировать столько целей, сколько требуется (примечание: в каждой группе обязательно находятся те, кто не успел сформулировать три желания). 2) Самими участниками высказываются возможные причины, которые помешали некоторым сформулировать необходимое количество желаний. 3) Если человек не может выразить, сформулировать свои цели, значит ли это, что он до конца не знает, чего хочет? И т.п.

4. Упражнение на целеполагание(10-15 минут).

Цель: показать роль целеполагания в жизненных достижениях человека.

Ход упражнения. Ведущий говорит группе: «По данным исследователей, большинство людей не знают, чего они хотят. Поэтому они ничего и не получают. Получить можно лишь то, о чем знаешь, чего просишь. Нельзя получить то, не знаю что. Прослушайте внимательно эксперимент, который провели московские психологи».

Текст эксперимента: Как-то московские психологи поспорили между собой: люди не знают, чего им надо; они не ставят цели. Поспорили они с таким условием: если человек за 1 минуту сформулирует 3 своих желания так, что их можно будет выполнить, психологи выполнят их, чего бы им это ни стоило.

Взяли они телефонный справочник и в течение 5 дней с 8 до 17 обзванивали абонентов с одним вопросом: «Здравствуйте, я золотая рыбка. Если вы за одну минуту сформулируете три ваших желания, я их исполню».

Представьте, сколько человек они прозвонили за 5 дней!

В результате: ТОЛЬКО 2 ЧЕЛОВЕКА смогли за 1 минуту четко сформулировать три своих желания. Причем, желания одного из них в принципе нельзя было выполнить. А вот желания другого были вполне конкретны: я хочу, сказал он, мешок денег, ключи от новой московской квартиры и красный Феррари.

Делать нечего. Договор дороже денег. И поехали психологи исполнять эти желания. Заехали в банк. Разменяли 1000 рублей по 1 копейке и попросили в банке мешок, в котором возят деньги. Первое желание исполнено.

Приехали в ЖКО, попросили ключи от новой московской квартиры. И ОБЯЗАТЕЛЬНО справку к ним о том, что это действительно ключи от новой московской квартиры. Второе желание тоже выполнено.

Больше всего психологи промучились с третьим желанием. Ну не было в магазинах детских игрушек красного Феррари. Нашли. Третье желание выполнено.

Анализ эксперимента осуществляется по следующим вопросам: 1. Какой вывод можно сделать из этого рассказа? 2. Знаете ли вы, чего хотите? 3. Можете ли вы это быстро конкретно, четко и ясно сформулировать? 4. Как незнание цели отражается на достижениях? 5. Может быть, люди правы, что не ставят цели? И т.п.

Упражнение «Четыре задачи» ( 15-20 минут)

Предназначение. Процедура группового психологического тренинга. Участники в случайном порядке получают из рук ведущего карточку с одной из четырех ролей, которые потом и разыгрываются. Может применяться для разминки в начале нового тренингового дня, но не в первый день. В основном используется в коммуникативных тренингах. Размер группы не должен быть большим (не более 10-12 человек). Если группа все же больше, остальных можно сделать наблюдателями.

Ход упражнения: Перед началом тренинга ведущий готовит карточки. Общее количество карточек должно соответствовать числу участников. Но при этом карточки бывают четырех видов (одному участнику должна достаться карточка какого-то одного вида).

Читать еще:  Разминки на знакомство на тренинге

1-я карточка: «Ваша задача – привлечь к себе внимание любой ценой. У вас будут конкуренты, и вам их надо победить. Пусть все внимание будет приковано именно к вам. Содержание этой карточки никому не сообщайте».

2-я карточка: «Ваша задача – быть тихим и незаметным. Что бы ни происходило, старайтесь, чтобы на вас вообще никто не обращал внимания. Если вас заметили, постарайтесь переключить внимание на другого человека, чтобы про вас забыли. Содержание этой карточки никому не сообщайте».

3-я карточка: «Ваша задача – быть милым и приятным. Старайтесь понравиться окружающим любой ценой: говорите комплименты, подлизывайтесь, решайте чужие проблемы, проявляйте артистизм и т.д. Содержание этой карточки никому не сообщайте».

4-я карточка: «Ваша задача – раздражать всех. Делайте все, что угодно, но в пределах разумного. Содержание этой карточки никому не сообщайте».

В начале упражнения ведущий вводит участников в курс дела. Он сообщает, что всем раздаст карточки с их ролями-задачами. Количество разных ролей-задач он не сообщает. Просто говорится, что есть разные роли-задачи. Обращает внимание, что содержание своей роли-задачи надо держать в тайне. Карточки раздаются, участники внимательно с ними знакомятся, после этого ведущий собирает карточки (чтобы они не мешали и чтобы их содержание случайно не стало известным). Также ведущий говорит, что надо внимательно следить за поведением окружающих.

После этого ведущий делает отмашку — сообщает, что упражнение началось. Продолжается упражнение минут 10-15 (или пока участники не устанут, пока в них есть «запал»).

После этого проводится обсуждение:

– Итак, давайте догадаемся, какая задача стояла перед Анной? Борисом? Вероникой. А на самом деле? (участники признаются)

– Сколько всего было разных ролей-задач? Четыре: привлечь внимание, быть незаметным, быть милым и приятным, раздражать всех.

– Кто у нас привлекал внимание? Кто лучше всех справился?

– Кто старался быть тихим и незаметным? Кто лучше всех справился?

– Кто пытался быть милым и приятным? Кто лучше всех справился?

– Кто старался раздражать? Кто лучше всех справился?

– Как вы думаете, всегда ли люди в повседневном общении могут справиться с задачей, которую сами же перед собой поставили? Почему? Что им мешает? Что помогает?

– Можно ли как-то догадаться, какой роли придерживается человек?

6. Упражнение на целеполагание(10-15 минут)

Цель: сформировать понятия «критерий достижения цели»

Ход упражнения. Ведущий просит группу выделить одну идеальную цель и одну материальную цель. Работа с идеальными целями.

Инструкция (для каждого участника): «пропишите как можно более конкретно, каким вы хотите быть (смелым, уверенным, счастливым и т.д.). Продумайте, как вы будете выглядеть: как идти, двигать руками и ногами, какое будет выражение лица, поза. Какая у вас будет атрибутика, какие люди будут вас окружать, разговоры, и т.д. Ваша задача – показать группе «Момент достижения цели». Причем показать так, чтобы группа угадала, какой цели вы достигли». На обдумывание дается 7 минут.

Участники по очереди изображают «момент достижения цели». Группа старается угадать, что это за идеальная цель, и оценивает, насколько «изображение» соответствует действительности.

Анализзадания идет по следующим вопросам: 1) что вы получили от упражнения? 2) изменилась ли у вас в процессе упражнения цель? 3) стали ли вы более четко понимать, что вы хотите? И т.п.

Этап. Рефлексия.

7. Упражнение«Обратная связь» (10-15 минут)

Инструкция: Заверши, пожалуйста, эти предложения так, как считаешь нужным.

· На этом тренинге я …

· Основное, чему я научился на нашем занятии …

· Больше всего мне запомнилось…

· Мне не очень понравилось, что на тренинге …

· Думаю, что после тренинга изменится …

Вопросы для рефлексии:

1. Какие упражнения понравились больше?

2. Какие трудности Вы испытывали на занятиях?

3. Что нового для себя открыли?

4. Что бы Вы хотели добавить нового в тренинг?

5. Какой вывод для себя вы можете сделать из наших занятий?

6. Возможно, вы приобрели для себя какие-то навыки или умения, полезные для вас? Если да, то какие?

7. Что изменилось в вас самих и в других участниках вашей группы после всех проведенных занятий?

8. Что бы вы хотели пожелать своей группе?

Вывод, который делает ведущий в конце блока, подытоживает: «жизнь человека определяется целями. Если человек не знает, или очень смутно представляет, чего он хочет; он что-нибудь и получит. А может и ничего не получит. Цель повышает достижения человека; самого человека делает более успешным».

Ведущие: — Спасибо всем за активное участие в нашем тренинге и за обратную связь. С вами было приятно работать!

Тренинг «Постановка и достижение целей на работе и в личной жизни»

Описание

У каждого из нас есть мечты, которые кажутся недостижимыми.

Но любую мечту можно превратить в цель и приступить к её достижению.

На тренинге мы научим правильной постановке целей и формированию чёткого алгоритма по её достижению.

От вас требуется только настрой и огромное желание достигнуть результата!

Цели и результаты тренинга

  • Определить личные потребности и мотивы;
  • Научиться грамотной постановке целей и отличать истинные цели от ложных;
  • Получить навыки постановки и принятия задач;
  • Научиться постановке целей по SMART;
  • Расставить приоритеты при постановке целей и задач;
  • Проработать полный алгоритм достижения целей;
  • Увеличить собственную мотивацию на пути к достижении цели.

Программа тренинга

  • Самоопределение и мотивация для достижения целей:
    • Определение личных потребностей и мотивов.
    • Взаимосвязь личных и рабочих целей.
    • Практическое упражнение по самоопределению.
  • Постановка целей:
    • Отличие цели от мечты.
    • Основные правила постановки целей. Экологичность, как одно из главных правил постановки целей.
    • Истинные и ложные цели. Как научиться выделять главные их всех наших желаний?
    • Практическое упражнение на определение истинных целей.
  • Постановка целей и задач в рабочей деятельности:
    • Применение техники SMART.
    • Как правильно ставить и принимать задачи, чтобы достигать результата.
    • Практическое упражнение: постановка целей по SMART.
  • Расстановка приоритетов и планирование:
    • Виды и принципы планирования.
    • Расстановка приоритетов в повседневном планировании.
    • Принцип Парето — соотношение затрат времени и получаемого результата. Как научиться за короткое время получать максимальный результат.
    • Практическое упражнение: участники тренинга распределяют дела по принципу Парето и матрице АВС.
    • Расстановка приоритетности дел по матрице Эйзенхауэра.
    • Практическое упражнение: участники тренинга расставляют приоритетность своих дел по матрице Эйзенхауэра.
  • Алгоритм достижения целей:
    • Визуализация и формулирование целей на бумаге. Почему записанные цели чаще достигаются?
    • Виды ресурсов на пути к цели. Определение, поиск и формирование ресурсов. Как найти ресурсы на самые амбициозные цели?
    • Мотивация, как один из важных ресурсов. Способы повышения мотивации на пути к цели.
    • Составление плана действий по достижению цели.
    • Практическое упражнение: Каждый участник составляет перечень дел, необходимых для достижения цели.
  • Работа с целями после их достижения:
    • Анализ пути достижения цели и полученных результатов.
    • Корректировка текущих целей и постановка новых.

Целью должно быть счастье, иначе огонь не будет гореть достаточно ярко, движущая сила не будет достаточно мощной — и успех не будет полным, — Теодор Драйзер.

Формат проведения и условия участия

Для участников предусмотрено:

  • Авторский методический материал, кофе-паузы.
  • По окончании тренинга участники получают именной сертификат о прохождении обучения по данной теме.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector