Nedocs.ru

Онлайн платформа для образования
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг личной ответственности

Пирамида личной ответственности

При поиске работников, и их подборе очень актуален вопрос, а как же нам найти подходящего человека. Зачастую приходится перебрать сотни кандидатов в поиске подходящего, и можно так и не найти удовлетворяющего всем требованиям на 100%.

Одна из подсказок – замечательная разработка российских тренеров-практиков. Занимаясь неоднократно подбором персонала в отдел продаж, авторы нашли ряд закономерностей в качествах кандидатов. Позже эти закономерности переросли в целостную теорию, которая была названа «Пирамида личной ответственности». Эта теория далее была неоднократно используема нами в разных организациях, и показала стабильно высокие результаты.

За что отвечает

Отношение к очень сложной задаче

Исполнитель (уровень 0)

Так надо, так правильно

Нулевая позиция, шаблонность

Комфорт, спокойствие, безопасность, гарантии

Специалист (уровень 1)

За качественное выполнение работы

Интересно или Денег заработать

Этого не могу сделать я

Чтобы было удобно

Мои личные интересы

Карьерист (уровень 2)

За свой личный результат

Быть лучше других

Это невозможно сделать в указанные сроки

Как я выгляжу со стороны

Стильно или дорого

Успех, признание, известность, карьера

Руководитель среднего звена (уровень 3)

За результат своей команды

С теми ресурсами, которые есть (люди, деньги и пр.) — мы этого не сделаем

Как развивается ситуация — взгляд со стороны

Как нужно для результата (корпоративный стиль или просто удобно)

Соответствие моим принципам

Директор (уровень 4)

За компанию в целом

Для решения этого нужно столько-то ресурсов

Действительно дорого = лицо компании

Создатель (уровень 5)

Далее, мы выбираем, люди какого уровня нам нужны. Если нам нужны простые исполнители (охранник, кассир, уборщица, строительные рабочие) – ясно, что мы отбираем «нулевой» уровень. Отобрать его просто. Ключевые слова в объявлении – «надежная, стабильная работа». Проверка на собеседовании – отсутствие интереса к работе, и желания работать больше, чтобы зарабатывать больше.

Если же нам нужны люди с уровнем 1 – а это хорошие дизайнеры, программисты, а также люди работающие за процент – то у нас задача – точно соответствовать их интересу. А именно – показать им, что работа действительно соответствует их интересам, либо что на ней можно заработать больше, если трудиться больше.

Если же требуются люди целеустремленные, способные самостоятельно добиваться поставленных им целей, то тогда мы рассматриваем людей только начиная со второго уровня. Мы должны быть престижны как работодатель, либо указывать возможность карьерного роста для соискателя. Вопросы для собеседования – его взгляд на свой карьерный рост. Если есть яркая и четкая картинка – похоже, кандидат относится к этому уровню.

Люди с уровнем ответственности «3» — это руководители среднего звена, а так же хорошие помощники, заместители. Людей с таким уровнем можно привлечь только показав им, что эта работа важна, ценна и полезна.

Желаем успехов в подборе персонала!

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

Динамичное и интересное упражнение-разогрев, которое позволяет за короткое время заметно повысить уровень энергетики, внимания и активности в группе.
Э то упражнение можно использовать для тренингов любой направленности . Упражнение станет хорошей подводкой к темам о различных стратегиях поведения в той или иной ситуации, об активности в достижении цели , о лидерской позиции , о быстроте принятия решений в меняющейся обстановке.
У пражнение «Дом и Жилец» легко снимает усталость, позволяет найти силы для разбора новой важной темы даже в конце тренингового дня. Это одно из лучших упражнений-разминок для тренингов, помогающих быстро поднять энергетику и активность группы с помощью физической активности.

Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
Бонус! К методичке прилагается аудио-файл с записью упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!

Это игра-вызов, игра-соревнование, в начале которой все участники тренинга обладают равным количеством ресурсов, а в конце игры участники оказываются с очень разными результатами. В процессе данного упражнения участники группы выстраиваются в четкий ранжир, при этом больше шансов на победу имеет тот, кто умеет смотреть на происходящее беспристрастно, объективно, верно оценивать других людей.

Это непростое упражнение, т. к. каждый участник тренинга видит свое место в группе относительно других людей, и у многих участников это может вызвать сильные и не всегда позитивные эмоции. А, значит, это упражнение может стать для участников тренинга сильной мотивацией для изменений, для развития, для роста, сильным вызовом. Обычно, игра «Мой капитал» вызывает множество различных эмоций, и дает богатую пищу для размышлений. И уж точно она никого не оставляет равнодушным!

Упражнение «Мой капитал» эксклюзивно, его вы не найдете ни на одном другом ресурсе.

Это упражнение учит осознавать связь состояния тела и эмоционального состояния, а также позволяет научить участников тренинга изменять свое эмоциональное состояние через изменение состояния тела.

Не секрет, что то, как выстроено наше тело и в каком оно состоянии — серьезный фактор, влияющий и на наши душевные состояния, и на перспективы личностного развития. И первое, на что следует обратить внимание,— это наши осанка, жесты и походка. Меняя походку и жесты, можно менять эмоциональное состояние, можно управлять им!

Без этой темы нельзя обойтись на тренинге уверенного поведения, тренинге лидерства или тренинге влияния. Ведь то, как ходит, как держит себя уверенный человек, лидер — важная составляющая успеха и влияния.

Программа тренинга «Компетенция руководителя: ответственность»

Цели тренинга:

«Прокачать» инструменты развития личной ответственности руководителя, ответственности у его команды и отдельных сотрудников.

Участники тренинга:

Топ-менеджеры компании, руководители отделов, проектов и др.

Тайминг проведения тренинга:

8 часов (1 день) с 10:00 до 18:30.

По словам Уильяма Джорджа Джордана: «Каждый индивидуум наделен чудесной силой — невидимой, неслышимой и неосознаваемой — влиять на других людей самой своей жизнью. Человек постоянно излучает свою сущность — то, каков он есть, а не то, каким он хочет казаться».

«Самое красноречивое в человеке, это его характер». Стивен Кови.

Планируемый результат:

Выведенная на уровень осознанности компетенция руководителя — ответственность, проявляемая в ежедневной практике управления.

На выходе участник тренинга получит понимание зон роста для проявления персональной и коллективной ответственности, освоит методы воздействия на окружающих, способствующие расширению их зоны ответственности и развитию данной компетенции как таковой.

Формируемые компетенции руководителя:

  • готовность брать на себя персональную ответственность за результат;
  • готовность работать до результата: преодолевать препятствия, вовремя обращаться за помощью при необходимости;
  • умение проводить анализ результатов деятельности: анализировать ошибки, находить более оптимальные способы действия, менять поведение после анализа результатов;
  • проявление ответственности согласно ситуации и задачам компании;
  • готовность принимать на себя ответственность в ситуация «здесь и сейчас»;
  • проявление ответственности в достижении стратегических целей компании.

Содержание программы

Понятие ответственности

Что такое ответственность. Кто такой ответственный лидер/руководитель и ответственный исполнитель. Ситуации проявления ответственности. Ответственный руководитель и ответственный исполнитель: в чем отличия. Этика характера и этика личности. Парадигма. Привычки мышления. Сдвиг парадигмы. Характер как фундамент, построенный на ценностях человека: как взрастить ответственность. Откуда берется выученная беспомощность. Круг влияния и круг забот. Трансляция ответственности и безответственности — «Окно Овертона» в вашей компании.

Практика

Разбор кейса Стивена Кови «Младший ребенок». По аналогии распознавание ситуаций (анализ мини-кейсов), способствующих развитию ответственности и способствующих формированию выученной беспомощности. Идентификация случаев.

Самоидентификация руководителя. Проактивность и реактивность

Проактивность и реактивность. Окно Джохари и восприятие персональной ответственности. Внутренний и внешний локус контроля. Тест-опросник субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера. Пирамида ответственности. Индикаторы ответственности. Мероприятия, способствующие развитию ответственности в компании и мероприятия, не способствующие развитию ответственности в компании. Корреляция уровня геймификации и уровня ответственности в компании (что не является геймификацией).

Практика

Коммуникативная игра «Окно Джохари», выявление личных ограничивающих в коммуникации сторон, влияющих на формирование института ответственности в компании. Корреляция уровня геймификации и уровня ответственности в компании. Ответы на опросник «Уровень субъективного контроля». Работа в группах по пирамиде ответственности. Выработка индикаторов, выработка мероприятий способствующих росту ответственности. Определение действий, снижающих ответственность в компании, на основе анализа результатов экспериментов над поведением животных (кейсы с описанием экспериментов). Анализ видео контента.

Ответственное поведение и типологии руководителей

4 типа руководителей по типологии Адизеса и формы проявления ответственности каждого типа. Метапрограммы и сценарии поведения. Можно ли изменить сценарий?

Практика

Работа в группах. Игра-симуляция «Реализация проекта», выявление личных паттернов поведения и групповых проявлений, получение обратной связи от тренера.

Способы постановки задач, делегирования, контроля и предоставления обратной связи сотруднику, развивающие его ответственность

Схема оперативной работы с персональной ответственностью. Передача полномочий и разделение ответственности при делегировании. Контроль, реагирование.

Практика

Групповая практика отработки техник работы с персональной ответственностью в ролевых играх на разных управленческих задачах.

Завершение тренинга

Итоги тренинга, ответы на вопросы группы, обратная связь тренера группе, резюме тренинга, рекомендации по специальной и профессиональной литературе.

Конспект тренинга для стареклассников»Ответственность»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Тренинг развития ответственности

Цель – повысить уровень осознания собственной ответственности за происходящее, научить студентов принятию ответственности на себя.

Кто может назвать себя ответственным человеком?

Хорошо или плохо быть ответственным?

А какие характеристики присущи такому человеку?

Как мы можем догадаться, что перед нами ответственный человек?

1. «Что такое ответственность» (по Н. И. Козлову), 10 мин.

Читать еще:  Примеры тренингов по психологии

Цели: осознание проблемы ответственности, дифференцировка ответственных-безответственных выражений в речи.

Участникам раздаются списки с вариантами ответов на затруднительные ситуации (см. Приложение 1). Каждый для себя должен определить ответственные фразы (+), формулировки в безответственном формате (-) и спорные обороты (?). Затем работа в парах или тройках, обсуждение и корректировка собственных списков (возможно изменение мнения в ходе общения).

2. «Принятие ответственности» (Р.Смид), 20 мин.

Цели: развитие умения работать с чувством ответственности.

Группа делится пополам, подгруппы получают ситуации (см. Приложение 2), в которых нужно решить, чья ответственность за произошедшее и насколько лежит на героях. Затем презентации ситуаций и решения, дискуссия и корректировка.

Вопросы тренера для обсуждения:

Какая часть ответственности лежит на мальчике, а какая — на собаке?

Какая часть ответственности лежит на остальных?

Что можно было сделать мальчику по-другому, чтобы собака не убежала?

Какая доля ответственности лежит на брате, а какая — на сестре?

На ком еще лежит ответственность за данную ситуацию?

Как брат мог поступить, чтобы проявить больше ответственности?

3. «Распределение ответственности» (Н. И. Козлов), 20 мин.

Цели: принятие решения о степени собственной ответственности.

Сколько процентов ответственности вы считаете правильным взять на себя, а сколько – повесить на других и обстоятельства?

Тренер зачитывает ситуации (см. Приложение 3), каждый из участников должен определить для себя степень собственной ответственности за случившуюся ситуацию (на листе бумаги, в процентах). Затем дискуссия, корректировка мнений.

Как много ответственности мы берем на себя в обыденной жизни?

Если мы считаем, что несем ответственность за происходящее с нами на 100%, сможем ли мы качественно выполнять свои функции (зачем брать на себя 100% ответственности за глобальные события. )

А если мы считаем, что ответственность лежит на окружающих, то можем ли мы управлять событиями (изменять их в соответствии с поставленными целями) собственной жизни?

4. «Моя ответственность», 7-10 мин.

Цели: ретроспективный анализ ответственности в собственной жизни.

Участникам предлагается написать на листках по 5 приятных и неприятных моментов собственной жизни, после этого нужно около каждого пункта обозначить, кто или что способствовало данной ситуации, что было причиной.

Задуматься: насколько происходящее в вашей жизни зависит от вас?

Цели: демонстрация непредвиденных жизненных обстоятельств, умения ответственно подходить к решению сложных ситуаций в собственной жизни.

Участники разбиваются на тройки, в которых один участник – Человек, чья жизнь будет проигрываться далее, другие два участника – это Судьба, один из них – это положительные обстоятельства, второй – отрицательные. «Человек» на листе бумаги обозначает значками какие-то важные события в своей жизни (напр., поступление в ВУЗ, получение диплома, поступление на работу, свадьба, рождение ребенка и т.д.), далее от одного до второго события — ход «Судьбы» — значок (кто ходит первым, + или –, решают сами участники), затем опять ход «Человека» — как он справляется с данным обстоятельством для достижения целей, после – снова ход «Судьбы» (уже противоположный первому ходу «Судьбы») и т.д.

Всегда ли только мы ответственны за происходящее с нами?

Когда возникают «непредвиденные обстоятельства» может ли ответственный человек использовать их в свою пользу?

Лично Вы использовали когда-нибудь случайные обстоятельства с выгодой для себя?

Бывало ли так, что случайные события оказывались решающим фактором в вашей жизни?

Что нового (мысли, чувства) для себя я открыл?

Что узнал о себе и других?

Как буду использовать это в дальнейшем?

Приложения к тренингу развития ответственности

«Что такое ответственность»

У меня не получается…

Мне требуется от вас следующая помощь…

Я просчитаю целесообразность и приму решение.

Я боюсь, что не справлюсь с этой проблемой.

Интересная, творческая задача! Будем разбираться.

Я взвешу плюсы и минусы и решу.

Тут ничего не получается.

Чтобы решить поставленную задачу, мне требуется следующее…

Я не передал, там телефон не отвечает.

Мне трудно себя сдержать, у меня импульсивный характер.

Я не хочу и не буду!

Нет, утренняя зарядка мне не подходит: я – Сова.

Вы меня не поняли!

Дело в том, что там меня обманули.

Задачу понял, все будет сделано, о результатах сразу же сообщу.

Денис дома отвечает за собаку по кличке Лэд – кормит, моет, гуляет и играет с ней каждый день. Однако несколько дней подряд Денис был настолько увлечен играми со своими друзьями, что забывал погулять и поиграть со своим псом. Лэд очень любит бегать по окрестностям и играть с детьми и теперь, когда про него забыли, заскучал и начал грызть свой ремешок. Наконец, он перегрыз его и с радостью убежал гулять. Вечером Денис пришел кормить собаку и обнаружил порванный ремешок. Он очень огорчился и почувствовал себя ужасно из-за пропажи собаки. Однако Денис не хотел брать на себя ответственность за плохой уход за собакой и считает, что виноват Лэд: он не захотел оставаться дома, и поэтому он – плохой пес.

Паше исполнилось 18 лет, и он получил водительские права. Он очень доволен, что теперь может с друзьями ездить, куда захочет. Его сестра Катя работает в банке. Ее машина находится в ремонте. Паша согласился встретить Катю после работы в 17 часов и подвезти ее домой, потому что она плохо себя чувствует, и ей нельзя долго находиться на открытом солнце. В этот день было очень жарко, и друзья Паши попросили отвезти их после учебы в кафе. Они шутили, смеялись и не заметили, как пролетело время. Пробило 17 часов, и Паша понял, что опоздал за Катей как минимум на полчаса. Его друзья сказали, что ему не стоит беспокоиться, так как она и сама вполне может взять такси. Паша чувствовал нарастающее беспокойство. Когда наконец он добрался до банка, то увидел у входа несколько милиционеров и машину «скорой помощи». Выяснилось, что у входа в банк молодая женщина упала в обморок, и ее собираются везти в больницу. Это действительно была Катя. По дороге домой Паша чувствовал угрызения совести. Он думал, что если бы приехал за Катей вовремя, то она не перегрелась бы на солнце и не попала бы в больницу.

Зимой Вам на голову упала сосулька…

На поездах вам необходимо было сделать пересадку, но из-за того, что Ваш первый поезд опоздал, Вы не смогла пересесть на второй…

С работы Вы пришли домой, сильно устав, рассчитывая на то, что ужин уже готов, а он не готов…

Вы договорились с коллегой, что он Вас выручит, а он в последний момент сослался на обстоятельства и отказался…

Ваши дети Вас не слушаются…

Сын не сделал уроки…

Жена убеждена, что Вы обязаны ее содержать всегда и вообще слушаться, а не то она повесится! На Вас ли лежит ответственность за ее жизнь и содержание, если вы имеете детей?

Психологический тренинг «Мои права – моя ответственность»
план-конспект по психологии

Скачать:

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг «Мои права – моя ответственность»

Тренинг разработан для учащихся 7-8 классов. В процессе обучения происходит накопление правовых знаний, формирование правового сознания, умений, правовых установок, правомерного поведения.

· Формирование вдумчивого и ответственного отношения к процессу защиты своих прав; акцентирование внимания участников тренинга на понятии «права», «обязанности» и «ответственности».

· Развитие аналитического и критического мышления.

· Воспитание вдумчивого отношения и уважения к правам других.

-Мобилизовать все имеющиеся знания.

-Быстро принять решение зачастую в нестандартной, парадоксальной ситуации.

Беседа. При рождении ребенка родители дают ему имя. Фамилию, имя, отчество записывают в специальный документ — (Как он называется?) свидетельство о рождении. Там же записывают место и дату рождения, сведения о родителях. Это первый документ ребенка. Он говорит не только о факте появления ребенка, но и о том, что этот новый человечек является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии.

— Скажите, гражданами какой страны вы являетесь?

— Следовательно, о вас заботится правительство России.

Разминка. Упражнение «Атомы»

Дети стоят в кругу.

— Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так: (психолог показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду говорить какое-то число, например три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждой.

Молекулы выглядят так (тренер вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями).

Правонарушение — это виновное поведение лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, гражданскую.

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

Читать еще:  Тренинг общения для студентов

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

1. Порвал учебник одноклассника(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Как вы думаете, почему случается так, что подросток оступился или совершил правонарушения? (проблемы в семье, ребенок имеет плохое поведение, хочет выделиться и др.)

-Ребята. Попробуйте ответить на такой вопрос: Связаны ли между собой эти слова (Права, обязанность, ответственность). Почему? (Предполагаемый ответ.- Права не могут соблюдаться без выполнения обязанностей и без соблюдения видов ответственности).

— А много ли вы знаете о своих правах, обязанностях, ответственности? Давайте проверим ваши знания .

Например, со списком, разработанным К. Д. Заслофф: «У детей с момента рождения, как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмом защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для этого надо знать, на что имеешь право».

Заслофф приводит следующие права.

Вы имеете право:

• иногда ставить себя на первое место;

• просить о помощи и эмоциональной поддержке;

• протестовать против несправедливого обращения или критики;

• иметь свое собственное мнение и убеждения;

• совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;

• предоставлять людям решать свои собственные проблемы;

• говорить «нет, спасибо», «извините, НЕТ»;

• не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;

• побыть одному(ой), даже если другим хочется вашего общества;

• на свои собственные чувства — независимо от того, понимают ли их окружающие;

• менять свои решения или избирать другой образ действий.

Вы никогда не обязаны:

• быть безупречным(ой) на все 100%;

• следовать за толпой;

• любить людей, приносящих вам вред;

• делать приятное неприятным людям;

• извиняться за то, что были самим собой; ,

• выбиваться из сил ради других;

• чувствовать себя виноватым за свои желания;

• мириться с неприятной ситуацией;

• жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;

• сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

• делать больше, чем вам позволяет время;

• делать что-то, что на самом деле не можете сделать;

• выполнять неразумные требования;

• отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;

• нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;

• отказываться от своего Я ради кого бы то или чего бы то ни было.

Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Нужно учиться уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.

Особое внимание уделяется соотношению собственных прав и прав других людей.

А. Все дети сидят в кругу.

Одному из них предлагается пересадить всех, учитывая цвет волос, от более светлых к более темным. Никто не имеет права корректировать его мнение в ходе выполнения задания.

После того как задание выполнено, кому-нибудь другому предлагается скорректировать полученную комбинацию по-своему. Затем то же самое предлагается выполнить следующему желающему.

Чаще всего кто-нибудь высказывает мысль о том, что у каждого свое видение, и сколько бы ни было «корректоров», каждый внесет свои изменения: «Каждый видит по-своему». Если же к этому выводу никто сам не приходит, руководитель задает наводящий вопрос.

Б. Предлагается расставить учеников «по теплоте рук». Первый участник берет в свои руки поочередно руки остальных (или пожимает руки в виде приветствия), а затем рассаживает всех по принципу «руки теплее — холоднее». Второй участник корректирует расположение участников в ряду.

В заключение всем детям предлагается занять места, на которых им хочется сидеть в данный момент.

Детям предлагается обсудить, как при существовании индивидуального восприятия людям удается решать проблемы общения. Нужно подвести их к принципам общения: «Каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему; каждый обязан признавать это право за окружающими».

— Каждый имеет право на свое собственное мнение, но надо иметь в виду, что у каждого может быть своя точка зрения.

— Умение отстоять свою точку зрения позволяет сделать свой собственный выбор в различных правовых ситуациях.

— Умение отстаивать свою позицию в критических ситуациях

В нашей культуре существует традиционное представление, что человек хорош, когда он живет ради других, когда он не эгоист и о себе заботится в последнюю очередь. Эта идея хороша, но ее все понимают по-разному. Обычно близко к сердцу эту мысль воспринимают именно те люди, у которых и так есть совесть и которые от природы не эгоистичны. Психологи считают, и не без оснований, что человек может любить окружающий мир ровно настолько и именно таким образом, насколько и как он любит себя. Мы видим, что жизнь складывается удачно у тех людей, которые хорошо знают свои ценные качества и уважают себя за них, а также умеют позаботиться об их развитии таким образом, как хорошие родители заботятся о развитии своих детей.

Давайте поиграем в игру, которая поможет нам выявить наше отношение к самим себе. Итак, сядем в круг. Сейчас по кругу будет передаваться зеркало. Задача каждого игрока внимательно посмотреть на себя в зеркало и попытаться воспринять себя несколько отстраненно, как если бы он видел не свое отражение, а лицо незнакомца, которое привлекло его внимание. Сосредоточенно изучите этого человека, а затем попытайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Что привлекательного вы видите в этом человеке?

2. За что можно любить его?

3. Что в нем вызывает уважение, а может быть, восхищение?

Постарайтесь быть серьезными — не отшучиваться и не кокетничать. Будьте предельно честными. Это потребует от вас известной доли мужества.

Итак, после того как зеркало обошло всех участников, обсудите между собой ту внутреннюю работу, которую многим пришлось проделать. Если кто-то испытывал сильное сопротивление, но так и не смог сказать в свой адрес ничего хорошего, — это сигнал для серьезных раздумий о себе и своей жизни.

Упражнение «Чем мы похожи»

Участники сидят в кругу, ведущий находится в середине круга.

Ведущий предлагает участникам поменяться местами тем, у кого есть называемый ведущим признак. Ведущий, пока участники меняются местами, занимает чье-нибудь место, кто остался без места, становится в центр круга на место ведущего и называет свой признак и т. д.

Ведущий предлагает встать в круг тем, кто обладает определенными умениями, качествами, положительными чертами (например, встаньте все те, кто уважает мнение другого, кто любит спорт, умеет играть на музыкальном инструменте и т. д.). Другие аплодируют и кричат «Браво».

Пожелания ученикам. Выполняйте следующие правила общения:

— не делать вид, что вы «выше других»;

— прислушиваться к мнению человека;

— быть внимательнее и терпеливее к окружающим, дорожить друзьями;

— найти доброе начало в каждом;

— воспринимать каждого человека как целостную личность, так как все люди со своими причудами;

— не смеяться над внешностью, пока не узнаешь внутренний мир;

Психологический тренинг «Мои права – моя ответственность»
план-конспект по психологии

Скачать:

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг «Мои права – моя ответственность»

Тренинг разработан для учащихся 7-8 классов. В процессе обучения происходит накопление правовых знаний, формирование правового сознания, умений, правовых установок, правомерного поведения.

· Формирование вдумчивого и ответственного отношения к процессу защиты своих прав; акцентирование внимания участников тренинга на понятии «права», «обязанности» и «ответственности».

· Развитие аналитического и критического мышления.

· Воспитание вдумчивого отношения и уважения к правам других.

-Мобилизовать все имеющиеся знания.

-Быстро принять решение зачастую в нестандартной, парадоксальной ситуации.

Беседа. При рождении ребенка родители дают ему имя. Фамилию, имя, отчество записывают в специальный документ — (Как он называется?) свидетельство о рождении. Там же записывают место и дату рождения, сведения о родителях. Это первый документ ребенка. Он говорит не только о факте появления ребенка, но и о том, что этот новый человечек является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии.

— Скажите, гражданами какой страны вы являетесь?

— Следовательно, о вас заботится правительство России.

Разминка. Упражнение «Атомы»

Дети стоят в кругу.

— Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так: (психолог показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду говорить какое-то число, например три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждой.

Читать еще:  Упражнения для тренинга общения

Молекулы выглядят так (тренер вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями).

Правонарушение — это виновное поведение лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, гражданскую.

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

1. Порвал учебник одноклассника(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Как вы думаете, почему случается так, что подросток оступился или совершил правонарушения? (проблемы в семье, ребенок имеет плохое поведение, хочет выделиться и др.)

-Ребята. Попробуйте ответить на такой вопрос: Связаны ли между собой эти слова (Права, обязанность, ответственность). Почему? (Предполагаемый ответ.- Права не могут соблюдаться без выполнения обязанностей и без соблюдения видов ответственности).

— А много ли вы знаете о своих правах, обязанностях, ответственности? Давайте проверим ваши знания .

Например, со списком, разработанным К. Д. Заслофф: «У детей с момента рождения, как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмом защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для этого надо знать, на что имеешь право».

Заслофф приводит следующие права.

Вы имеете право:

• иногда ставить себя на первое место;

• просить о помощи и эмоциональной поддержке;

• протестовать против несправедливого обращения или критики;

• иметь свое собственное мнение и убеждения;

• совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;

• предоставлять людям решать свои собственные проблемы;

• говорить «нет, спасибо», «извините, НЕТ»;

• не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;

• побыть одному(ой), даже если другим хочется вашего общества;

• на свои собственные чувства — независимо от того, понимают ли их окружающие;

• менять свои решения или избирать другой образ действий.

Вы никогда не обязаны:

• быть безупречным(ой) на все 100%;

• следовать за толпой;

• любить людей, приносящих вам вред;

• делать приятное неприятным людям;

• извиняться за то, что были самим собой; ,

• выбиваться из сил ради других;

• чувствовать себя виноватым за свои желания;

• мириться с неприятной ситуацией;

• жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;

• сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

• делать больше, чем вам позволяет время;

• делать что-то, что на самом деле не можете сделать;

• выполнять неразумные требования;

• отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;

• нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;

• отказываться от своего Я ради кого бы то или чего бы то ни было.

Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Нужно учиться уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.

Особое внимание уделяется соотношению собственных прав и прав других людей.

А. Все дети сидят в кругу.

Одному из них предлагается пересадить всех, учитывая цвет волос, от более светлых к более темным. Никто не имеет права корректировать его мнение в ходе выполнения задания.

После того как задание выполнено, кому-нибудь другому предлагается скорректировать полученную комбинацию по-своему. Затем то же самое предлагается выполнить следующему желающему.

Чаще всего кто-нибудь высказывает мысль о том, что у каждого свое видение, и сколько бы ни было «корректоров», каждый внесет свои изменения: «Каждый видит по-своему». Если же к этому выводу никто сам не приходит, руководитель задает наводящий вопрос.

Б. Предлагается расставить учеников «по теплоте рук». Первый участник берет в свои руки поочередно руки остальных (или пожимает руки в виде приветствия), а затем рассаживает всех по принципу «руки теплее — холоднее». Второй участник корректирует расположение участников в ряду.

В заключение всем детям предлагается занять места, на которых им хочется сидеть в данный момент.

Детям предлагается обсудить, как при существовании индивидуального восприятия людям удается решать проблемы общения. Нужно подвести их к принципам общения: «Каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему; каждый обязан признавать это право за окружающими».

— Каждый имеет право на свое собственное мнение, но надо иметь в виду, что у каждого может быть своя точка зрения.

— Умение отстоять свою точку зрения позволяет сделать свой собственный выбор в различных правовых ситуациях.

— Умение отстаивать свою позицию в критических ситуациях

В нашей культуре существует традиционное представление, что человек хорош, когда он живет ради других, когда он не эгоист и о себе заботится в последнюю очередь. Эта идея хороша, но ее все понимают по-разному. Обычно близко к сердцу эту мысль воспринимают именно те люди, у которых и так есть совесть и которые от природы не эгоистичны. Психологи считают, и не без оснований, что человек может любить окружающий мир ровно настолько и именно таким образом, насколько и как он любит себя. Мы видим, что жизнь складывается удачно у тех людей, которые хорошо знают свои ценные качества и уважают себя за них, а также умеют позаботиться об их развитии таким образом, как хорошие родители заботятся о развитии своих детей.

Давайте поиграем в игру, которая поможет нам выявить наше отношение к самим себе. Итак, сядем в круг. Сейчас по кругу будет передаваться зеркало. Задача каждого игрока внимательно посмотреть на себя в зеркало и попытаться воспринять себя несколько отстраненно, как если бы он видел не свое отражение, а лицо незнакомца, которое привлекло его внимание. Сосредоточенно изучите этого человека, а затем попытайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Что привлекательного вы видите в этом человеке?

2. За что можно любить его?

3. Что в нем вызывает уважение, а может быть, восхищение?

Постарайтесь быть серьезными — не отшучиваться и не кокетничать. Будьте предельно честными. Это потребует от вас известной доли мужества.

Итак, после того как зеркало обошло всех участников, обсудите между собой ту внутреннюю работу, которую многим пришлось проделать. Если кто-то испытывал сильное сопротивление, но так и не смог сказать в свой адрес ничего хорошего, — это сигнал для серьезных раздумий о себе и своей жизни.

Упражнение «Чем мы похожи»

Участники сидят в кругу, ведущий находится в середине круга.

Ведущий предлагает участникам поменяться местами тем, у кого есть называемый ведущим признак. Ведущий, пока участники меняются местами, занимает чье-нибудь место, кто остался без места, становится в центр круга на место ведущего и называет свой признак и т. д.

Ведущий предлагает встать в круг тем, кто обладает определенными умениями, качествами, положительными чертами (например, встаньте все те, кто уважает мнение другого, кто любит спорт, умеет играть на музыкальном инструменте и т. д.). Другие аплодируют и кричат «Браво».

Пожелания ученикам. Выполняйте следующие правила общения:

— не делать вид, что вы «выше других»;

— прислушиваться к мнению человека;

— быть внимательнее и терпеливее к окружающим, дорожить друзьями;

— найти доброе начало в каждом;

— воспринимать каждого человека как целостную личность, так как все люди со своими причудами;

— не смеяться над внешностью, пока не узнаешь внутренний мир;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×