Nedocs.ru

Онлайн платформа для образования
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пример тренинга по психологии

Примеры проведения социально-психологического тренинга

3. Примеры проведения социально-психологического тренинга

Предлагаются упражнения для проведения социально-психологического тренинга. Соответственно специфике состава группы, особенностей групповой динамики, социально-психологической компетентности участников можно вносить коррективы, изменения в предложенные упражнения.

Участники садятся в круг. Им предложено задуматься о том, что в них, в их характере является самым важным, самым существенным. А затем найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме. Например: «Лед и пламень», «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя», «Тиха, печальна, молчалива…» и т.д. Теперь по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, все начинают представляться группе. Сначала называют свое имя, а затем говорят несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. Когда все участники представятся, стоит обсудить, чьи представления произвели наибольшее впечатление.

Все участники поочередно говорят о том, какую футболку и с какой надписью-девизом они купили бы себе, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отображать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет отвечать его характеру.

«Отгадай, кто это?»

Каждый участник составляет детальную психологическую самохарактеристику, не указывая отличительных признаков, по которым можно сразу же узнать человека. В этой самохарактеристике должно быть десять-двенадцать предложений. Все написанное отдается руководителю, перемешивается и по очереди зачитывается. Группа старается узнать, где чья самохарактеристика.

«Перехват инициативы в диалоге»

Двое участников садятся в центре. Один из них начинает диалог с любой реплики, на любую тему. Другой должен подхватить разговор и при этом переключить собеседника на свою тему. Делать это надо ненавязчиво, вежливо, но настойчиво. Группа следит за диалогом. Потом двое следующих участников садятся на их место и т.д. [Ермакова, 2006; 37].

Один из участников тренинга становится спиной к группе, он должен детально описать (по предложению группы) внешний вид кого-то из присутствующих товарищей. Или можно создать такую ситуацию. Кто-то из участников садится в центре, а другой должен детально воссоздать последовательность его поведения, например, за последние полчаса. Подобные тренировки желательно проводить регулярно, чтобы участники привыкли внимательно относиться друг к другу.

«Разговор через стекло»

Двое участников с помощью жестов стараются о чем-то договориться. Тему сообщают одному из них и он должен передать эту информацию своему товарищу, как бы стоя перед звуконепроницаемым стеклом. Разговаривать и запрещено.

Один из членов группы выходит из комнаты. Те, которые осталось, характеризуют его, называя черты, свойства, привычки, то есть высказывают свою мысль, причем только положительную. Кто-то из группы ведет «протокол», записывая автора и содержание высказывания. Через некоторое время приглашается участник, который вышел из комнаты и ему зачитывается все сказанное, не называя автора. Главная задача его – определить, кто мог бы о нем такое сказать. Потом «секретарь» зачитывает, все высказывания, но уже с указанием авторов [Аверченко, 1999; 203].

Все по очереди высказываются о том, от каких слов и привычек в общении с людьми они хотели бы избавиться. Причем все надо актуализировать, то есть проговорить и продемонстрировать группе, опять-таки – искренне и откровенно.

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Затем надо определить, кому это удалось и за счет каких средств. В заключение, подсчитывают кто привлек внимание большего числа участников игры.

Выбирают первую пару игроков. Один из них должен во что бы то ни стало, любыми средствами рассмешить своего партнера. Если ему удастся это сделать, то его коллега становится смешащим и выбирает себе нового партнера из остальных игроков. Если рассмешить не удается никакими силами, то приходится выбирать нового партнера. Остальные участники переживают происходящее, глядя со стороны. После окончания руководитель определяет самого насмешливого и самого смешливого игрока [Ермакова, 2006; 40].

Как много зависит от того, как попросить человека о каком-то одолжении, каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением вы изложите свою просьбу. От этого, по существу, зависит – «быть или не быть». А между тем существует совсем небольшое количество приемов, которые могут значительно повысить вероятность выполнения вашей просьбы. Участники выбирают себе партнера, и пока в порядке шутки просят его о некотором одолжении. Например, очки, авторучку на время. Можно что-то более существенное, можно попросить о каком-то одолжении с его стороны, но все зависит от той формы, в которой вы изложена просьба. Собеседники всегда ценят тактичность, дипломатичность, а также оригинальность и находчивость. Трудно отказать в просьбе, если она исходит от друга, а ведь можно создать дружеское расположение к себе и совсем незнакомого человека. Если за просьбой тут же следует, еще до получения ответа, косвенная признательность, благодарность за предстоящую услугу, уже трудно отказать. Итак, все участники пробуют.

Читать еще:  Примеры тренингов по психологии

В данной работе мы рассмотрели понятие общительности и главную социально-психологическую методику её развития – групповой тренинг. Он эффективен в борьбе с неуверенностью в себе, низким уровнем эмпатии или незнанием простых речевых тактик в разговоре – причин, среди прочих, затрудняющих общение между людьми.

Социально-групповой тренинг был разработан, чтобы преодолеть разногласия, которые объективно мешают личности продуктивно взаимодействовать с другими в социальной среде и трудовой деятельности в частности. Опыт, приобретенный в групповых занятиях, позволяет выработать особый успешный стиль поведения в последующей личной коммуникации участников. В максимально приближенных к жизни условиях индивид осмысливает правила взаимодействия, содержание межличностных ролей, формирует типичные сценарии действий, совершенствует вербальные и невербальные техники выражения мыслей и чувств, вырабатывает в себе способность приспосабливаться к стрессовым ситуациям в социальной среде.

Благодаря принципам самодиагностики, диалогизации и доверительности человек получает новые конкретные сведения о себе, своих коммуникативных качествах и потенциале, учится полно и понятно раскрываться в беседе, убеждать или достойно выходить из конфликта. Итоги тренинга могут также затронуть такие личностные переменные индивида, как ценности, мотивы, установки в социальной среде. Таким образом, СПТ можно ассоциировать с процессом общего развития личности, которое положительно отразится как на персональном психическом состоянии человека, так и на его общественно-активной деятельности.

Список использованной литературы

1. Аверченко Л.К. Управление общением [Текст]: теория и практикумы для социального работника, учебное пособие. – М.: «Инфра-М», 1999. – 216 с.

2. Гойхман О.Я. Основы речевой коммуникации [Текст]: учебник для вузов. – М.: «Инфра-М», 1997. – 272 с.

3. Ермакова И. Психологические игры и упражнения [Текст]: развитие общительности, преодоление стеснительности, снятие агрессии. – М.: «Корона Принт», 2006. – 48 с.

4. Зимбардо Ф.Дж. Застенчивость [Текст]: перевод с английского. – М.: «Педагогика», 1991. – 207 с.

5. Литвинцева Н.А. Психологический автопортрет [Текст]. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. – 303 с.

6. Мальханова И.А. Коммуникативный тренинг [Текст]: учебное пособие. – М.: «Академический проект», 2006. – 158 с.

7. Петровская Л.А. Компетентность в общении [Текст]: Социально-психологический тренинг. – М.: «Альфа-М», 1989. – 276 с.

8. Прутченкова А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения [Текст]. – М.: «Аспект-Пресс», 1991. – 188 с.

9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. [Текст] Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приёмы и упражнения. – М.: «Владос», 1999. – 480 с.

10. Станкин М.И. Психологические способы установления контактов между людьми [Текст]: учебное пособие. – М.: МПСИ, 2006. – 397 с.

Лучшие психологические тренинги и упражнения

В современном мире люди всё чаще испытывают трудности, связанные с пониманием себя как личности, а также во взаимодействии с окружающими. Лучший способ разобраться в себе, осознать особенности своего поведения, повысить самооценку и усовершенствовать навыки общения – участие в психологических тренингах, которые проводят психологи-тренеры, используя разнообразные упражнения и методики. Такие тренинги подходят для людей любого возраста: детей, подростков и взрослых.

Назначение психологических тренингов

Основная задача, на решение которой направлены психологические тренинги, – способствовать гармоничному развитию личности человека, побуждать его к самопознанию. Психологи помогают человеку актуализировать его психическое состояние, найти средства самовыражения, выстроить доброжелательные отношения с окружающими.

Правильно подобранные психологические упражнения способствуют выработке определённых личностных качеств (например, уверенности в себе или общительности). В то же время с помощью психологических занятий можно побороть или сгладить нежелательные черты характера: агрессивность, застенчивость, импульсивность и др.

Особенно эффективны психологические методики и упражнения в работе с детьми и подростками:

  • они помогают справляться с навязчивыми страхами (так называемыми фобиями);
  • избавляют от формирующихся комплексов, которые впоследствии могли бы негативно сказаться на их психическом здоровье;
  • учат правильным техникам общения;
  • развивают самостоятельность и целеустремлённость.

Дети обычно с большим удовольствием посещают тренинги по психологии, так как они проходят в форме увлекательных игр, а психологические упражнения в них гармонично вписаны. Каждое занятие, как правило, посвящено какому-то одному полезному навыку или поведенческой модели.

Психологические тренинги могут проходить как в группе, так и индивидуально. Какую форму выбрать конкретному человеку (ребёнку или взрослому), лучше всего подскажет опытный психолог-тренер. Психологический тренинг, проводимый с группой, всегда вызывает интерес у участников. Особенно полезна групповая форма работы для тренировки коммуникативных навыков, способов решения конфликтных ситуаций и обретения уверенности в себе. При этом практическая психология рассматривает положительный результат от тренинга только в ситуации личной заинтересованности человека в участии в нём, а также при наличии желания измениться в лучшую сторону.

Читать еще:  Основные тренинговые методы

Популярные виды психологических тренингов

Психологические игры и упражнения для тренингов можно разделить на несколько групп.

  1. Упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков

Это один из самых популярных видов тренинга. С помощью специальных упражнений происходит формирование необходимых навыков общения:

  • умение слушать собеседника;
  • чёткое формулирование и высказывание собственных мыслей;
  • обучение технике убеждения и отстаивания собственной точки зрения;
  • понимание невербальных сигналов, которые посылает собеседник;
  • использование механизмов взаимопонимания.
  1. Техники, способствующие личностному росту

Такие занятия, прежде всего, направлены на обретение уверенности в свои силы и повышение самооценки. Психологические упражнения, которые разрабатываются для тренингов личностного роста, формируют у человека особую жизненную позицию. Клиент приобретает навыки позитивного мышления и рефлексии, учится определению приоритетных жизненных целей и их достижению.

  1. Методики и упражнения на развитие интеллекта

В процессе занятий у человека происходит развитие основных познавательных процессов: мышления, памяти, внимания, воображения.

  1. Нормализация психического состояния

Специальные упражнения направлены на снятие психоэмоционального напряжения, уменьшение тревожности, страха и чувства подавленности. Психологи помогут справиться со стрессовыми ситуациями и расскажут о способах саморегуляции поведения. На занятиях обучают дыхательной гимнастике, способствующей расслаблению и снятию напряжения.

Такие тренинги особенно популярны у родителей. Для психологов подготовлено большое поле для работы. Прежде всего, детей обучают полезным навыкам и умениям, которые необходимы для успешной адаптации к школе. К таким качествам можно отнести: саморегуляция поведения, умение выполнять задания по образцу, выстраивание отношений с учителями и сверстниками.

  1. Профориентационные игры и упражнения

Наибольшую актуальность они представляют для подростков, которые определяются с выбором будущей профессии. Психологи помогают школьникам узнать как можно больше о самых востребованных профессиях на рынке труда, а также выяснить их склонности и предпочтения.

В процессе психологических игр участники проигрывают разнообразные жизненные ситуации, примеряя на себя те или иные роли. Глубинный смысл таких упражнений для человека заключается в возможности взглянуть на одну и ту же проблему с разных точек зрения и расширить свой поведенческий репертуар.

ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Пять шагов создания тренинга (статья-методичка)

Привет, дорогой друг!

Говорят, «хороший продукт в рекламе не нуждается». Это, конечно, только половина правды (без рекламы о нем никто и не узнает ;))

Но в мире тренингов действительно есть тренинги, на 80% собирающиеся по сарафанке (и вы наверняка, слышали про них). Просто потому что их программы сделаны профессионально.

А значит, имеет смысл один раз вложиться в создание качественного тренинга и сэкономить кучу времени, сил и рекламных денег на его продвижении вдальнейшем. Не говоря уже о пиаре который он оставит.

Впрочем, насколько быть профессиональным, решать всегда самому тренеру. И если ваш выбор, дорогой друг, не «срубить бабла по быстрому и фиг с ним», а путь профи и долгосрочные отношения с клиентами, эта статья вам поможет.

Пять шагов создания тренинга

Шаг 1: Выбор востребованной темы тренинга

Для начала необходимо определить цель тренинга и его аудиторию в соответствии с
а) вашей ключевой компетенцией
б) темой, которая вас вдохновляет и
в) вашим авторитетом (насколько вас признают как эксперта) в тех или иных кругах.

А затем протестировать выбранную тему, чтобы убедиться, что тренинг действительно будет востребован (это, кстати, вопрос пары часов).

Ведь, согласитесь, обидно, если вы вкладываете душу в создание своего самого лучшего авторского продукта, а потом выясняется, что спроса на него нет. Тем не менее, 95% начинающих тренеров регулярно наступают на эти грабли забивая на первый шаг.

Шаг 2: Создание структуры тренинга

Для того чтобы тренинг эффективно приводил группу к результату, в его программе должны быть простроены три вещи:

а) «Скелет» результатов (ключевые блоки тренинга и его ядро)
б) Эмоциональный слой (состояния, в которых группа входит в каждый блок)
в) Логический фрейм (ожидания и убеждения, с которыми группа входит в каждый блок)

Обязательно учитывайте групповую динамику, так как серьезный рост участники смогут совершить только в рабочей фазе группы. А на этапе «психодинамической жопы» вам нужны упражнения на сплочение группы, чтобы не потерять ее.

В целом активности для тренинга лучше всего подбирать в том стиле, который опирается на ваши сильные стороны: концептуальный, ресурсный, мотивационный и инструментальный.

Шаг 3. Создание упражнений, игр и других активностей

Когда блоки готовы и вы точно понимаете, какую задачу решает каждый блок, в каком состоянии должна входить в него группа и с каким логическим фреймом — можно наполнять их содержанием.

В зависимости от типа блока (презентационный, эмпирический, ресурсный, луковичный) последовательность активностей будет разная, но в любом случае для каждого блока вам понадобятся:
а) концептуальное объяснение (с графикой)
б) мотивация (метафора или пример)
в) демонстрация
г) упражнение или ролевая игра на встройку навыка
д) шеринг (обратная связь для рефлексии)
е) переход-связка к следующему блоку

Читать еще:  Как провести психологический тренинг

Типичная ошибка в работе с содержанием, это использование чужих упражнений или игр.

Проблема даже не в нарушении авторства, а в том что в группе обязательно оказывается какой-то «продвинутый» участник, который их уже делал на другом тренинге. И вместо того чтобы заниматься тренингом, он начинает сравнивать, рассказывать другим «как это было у него там», и пообщавшись с ним на перерыве вся группа уже считает что они купили второсортную копию. …Что, впрочем, правда, если вы тупо стащили упражнения.

Чтобы избежать такой подставы, необходимо создавать свои авторские упражнения и игры. А если какая-то техника универсальна, то «упаковывать» ее так, чтобы в контексте вашего тренинга она выглядела уникальной.

Шаг 4. Мотивация, эмоциональные качели и логические связи

Когда блоки созданы и наполнены содержанием, необходимо проверить две вещи:

а) насколько логично они связаны друг с другом, чтобы в программе не было смысловых разрывов,

б) и убедиться что динамика состояния группы все время держит участников в рабочем ритме (если вы не хотите, чтобы они зевали и засыпали, когда вы что-то рассказываете).

Если где-то есть провалы по состоянию, которые простая мотивация не вытягивает (невозможно до бесконечности подниматься вверх), то добавьте эмоциональные качели и создания ожиданий (особенно ближе к ядру тренинга).

Смысловые разрывы легко закрываются возращением к общей концепции тренинга и объяснением, к какому этапу вы переходите. Здесь главное сформировать нужный фрейм ожидания, чтобы упражнения не оказались для них невыполнимыми или наоборот, слишком простыми и скучными.

Шаг 5. Упаковка тренинга, необходимая для его продажи

Создание тренинга и его продажа — два совершенно потивоположных процесса. Но полностью доверить продажу организатору нельзя, иначе вы рискуете получить участников, пришедших не за тем, что вы даете. Поэтому общее описание и необходимые материалы вам нужно сделать самому.

Кроме описания, для продвижения тренинга вам понадобятся еще три вещи, которые можете сделать только вы:
1) Отзывы или кейсы участников (при сегодняшней конкуренции без этого уже никак).
2) Качественное промо-видео (сегодня люди привыкли уже сначала смотреть на тренера, и только потом принимать решение идти к нему на тренинг).
3) Авторская продающая концепция (для мастер-классов и вебинаров), рассказ которой вызывает у аудитории желание спросить: «А есть ли у вас тренинг на эту тему»?

Чем я еще могу быть вам полезен?

Хотите иметь готовую программу своего тренинга-шедевра уже в следующую пятницу?

Гарантированно востребованную и выполненную на профессиональном уровне?

Если вы хотите, чтобы я провел вас «за руку» по шагам создания тренинга, подробно прорабатывая каждый этап, отвечая на все ваши вопросы и проверяя ваши результаты, я приглашаю вас на свой онлайн-курс: « Самый Лучший Тренинг ».

С 14 по 18 июля вы за пять вечеров, поэтапно создадите свой тренинг-шедевр. Научившись видеть программу сквозь эти инструменты, вы сможете создавать такие же профессиональные тренинги уже намного быстрее (за несколько часов). А с опытом, используя этот подход, будете конструировать программу прямо на лету, под сидящую перед вами группу.

Главное, заложить в основу навыка систему, учитывающую все нюансы работы с группой.

И кое-что совершенно новое!

Для желающих научиться создавать тренинги-квесты и тренинги-игры c 22 по 24 июля я проведу мастер-блок. На нем я дам технологию «упаковки» вашего тренинга в формат командного квеста (как наши «Тропа силы» или «Создание реальности») или тренинга-игры, который никогда не повторяется (как лицензионная «Самурайская игра»).

Я впервые подробно раскрою модель создания каждого их этих типов тренингов, дав вам все основные «ключи» для создания этих тренингов.

Нигде прежде я еще не раскрывал эти модели в формате пошаговой инструкции, так что это абсолютно эксклюзивный материал, и вы будете первым, кто начнет создавать по нему свои тренинги.

Итак, сейчас есть уникальная возможность пройти «Самый Лучший Тренинг» не в записи, а в формате онлайн-курса, и не с куратором (как будет в следующий раз), а с моей личной тренерской поддержкой и вниманием к каждому участнику.

Лучшие руки трудоустроим

Нам периодически пишут коллеги и тренинг-центры, спрашивая контакты наших лучших студентов для работы у себя. Так что с этого момента мы официально начинаем вести реестр наших лучших выпускников, чтобы предлагать их тренинги нашим партнерам. Желающие получить работу тренером у наших партнеров могут пройти аттестацию (подробности в пятый день курса).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector