Nedocs.ru

Онлайн платформа для образования
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игра в тренинге

Игры для тренинга, игровые методы в тренинге

Проект TRENERSKAYA.RU собирает ЛУЧШИЕ ИГРЫ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ: это и игры для личностных тренингов, и игры для бизнес-тренингов, и ролевые игры, и упражнения-разминки. Мы делаем то, чего не делает больше никто — детально описываем скрытую методику проведения игр для тренингов, логику действий тренера, все секреты тренерского мастерства!
Эксклюзивные методички лучших игр для тренингов вы найдете в нашем разделе «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ».

Тренинг должен быть интересным. Это железное правило, которое нужно обязательно соблюдать. Неинтересный тренинг заканчивается очень быстро – участники найдут способ избавиться от скучного занятия. Кто заболеет, кто опоздает на полдня, кто сбежит втихаря…

Как сделать тренинг интересным? Способов много, один из самых эффективных – игры для тренингов.

Люди любят играть, начинают играть в самом раннем детстве и, если честно, продолжают играть и в старости. Конечно, сами игры очень сильно отличаются, но играют люди – всегда.

На тренинге игры бывают разные. Самый простой вариант – это разминки, разогревы. Это игры для «встряхивания» аудитории. Если долго нет никакой активности или она однообразна (мини-лекция – отработка в парах, мини-лекция – отработка парах, мини-лекция – отработка….), без разминок никак не обойтись. Разминки вызывают смех, поднимают настроение, дают людям размяться, переключают внимание. У любого тренера обязательно должен быть багаж из десяти-пятнадцати проверенных разминок. Рекомендуем вам лучшие разминочные игры для тренингов, которые с успехом можно использовать как в личностных, так и в деловых тренингах, они прекрасно адаптируются под любую тему.

Кроме разминок, есть и более сложный вариант применения игры в тренинге. Это общегрупповая игра.

В такой игре есть правила и очень часто есть сюжет. Общегрупповая игра на тренинге может длиться несколько часов, и интерес участников не ослабнет. Разумеется, если игра сделана качественно и в неё интересно играть.

Как может выглядеть общегрупповая игра? Например, все участники делятся на четыре мини-группы и выбирают себе название – это фирмы, которые будут играть друг с другом. У каждой фирмы есть что-то нужное другой фирме. Путём переговоров, интриг, подкупов каждая стремится получить своё, а некоторые ещё – и помешать остальным.

Задача общегрупповой игры в тренинге – или дать участникам опробовать то, чему они учились, или натолкнуть их на определённые выводы, или и то, и другое сразу.

Запоминающиеся, мощные варианты общегрупповых игр для тренинга:

Есть и третий – наиболее сложный вариант использования игрового метода в тренинге.

Это создание тренинга-игры. То есть весь тренинг представляет собой одну большую игру (обычно их называют бизнес-симуляциями). Таких тренингов мало – создание подобных программ стоит дорого и не всем по силам.

Игра-тренинг выглядит примерно так. Участники команды, как правило, разбиты на группы по пять-шесть человек. У них есть свои задания, и они могут взаимодействовать друг с другом по определённым правилам.

Сюжет бизнес-симуляции, как правило, отражает жизнедеятельность обычной компании (или нескольких компаний). Например, может разыгрываться ситуация с выводом на рынок нового продукта. Тогда каждая мини-группа – это какой-либо конкретный отдел (маркетинга, продаж, складской отдел, отдел логистики и т.п.).

Все они пытаются выполнить свои задачи, а тренер через сюжет игры ставит их перед теми или иными испытаниями (действия конкурента, сбой в поставках, забастовка на заводе-производителе и т.д.). Задача участников – с честью преодолеть эти испытания и всё-таки выполнить свою основную задачу.

В ходе бизнес-симуляции люди учатся очень эффективно. Во-первых, все ситуации взяты из практики и разбираясь с ними в рамках игры, люди получают ценный опыт, который легко переносится на работу.

Во-вторых, в ходе игры тренер может показывать более качественные решения, и участники запоминают их гораздо лучше, чем на простом тренинге. Всё благодаря более сильной эмоциональной окраске (ведь чем выше эмоциональная окраска, тем лучше запоминание – азы преподавания).

Наконец, по итогам бизнес-симуляции всегда проходит длительный анализ, и участники делают свои выводы. Велик шанс, что эти выводы они применят в работе и благодаря этому станут более эффективными.

Одна из лучших тренингов-игр для тренингов эффективной коммуникации или тренингов командообразования:

Создавать игры для тренинга не просто, но, к счастью, уже создано много игр, и вы можете использовать их абсолютно легально. А использовать стоит, ведь игры сделают ваш тренинг увлекательным и запоминающимся.

Эксклюзивные методички лучших игр для тренингов вы всегда найдете в нашем разделе «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ».

Автор статьи: Павел Зыгмантович — тренер с 2001 года, коуч для тренеров, специалист по созданию уникальных программ.

Вам понравилась статья?

Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

Прекрасное упражнение, которое существенно повышает энергетику, активность и вовлеченность участников тренинга, помогает быстрому возникновению доверия в группе. Это одновременно и яркая разминка, и упражнение-вызов, которое повышает мотивацию участников на обучение и красивым и запоминающимся образом подводит группу к теме следующей мини-лекции.

Особая прелесть упражнения в том, что оно универсально, его можно с успехом использовать для большинства популярных тем тренингов: командообразование, продажи, переговоры, управленческие тренинги, тренинги лидерства, влияния, целеполагания…

Упражнение обычно проходит бодро, энергично, активно, мощным образом вовлекает всех участников тренинга. Оно хорошо запоминается группой, и к его результатам тренер может ещё не раз возвращаться в последующие дни тренинга…

Упражнение взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

Это упражнение для тренинга решает две основные задачи. Первая — развитие лидерских качеств участников, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и тренингах для руководителей.

Вторая задача упражнения — тренировка умения работать в команде. В этом контексте упражнение идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга.

Объем тренерской методички: 11 страниц. Бонусы! 7 аудио-файлов с записью реального проведения упражнения и подробный блок теории к упражнению.

Действенное и глубокое упражнение для тренингов личностного роста, тренингов уверенности. Это упражнение для тренинга способно вызвать реальные изменения в самооценке участников тренинга. Упражнение действительно похоже на судебное заседание, поэтому несомненно станет ярким и важным событием тренинга для всех участников, которые получают возможность публично услышать обратную связь от своих коллег по группе. Не смотря на то, что обратная связь дается в конструктивной форме, оно все-таки содержит, как «позитивные», так и «негативные» замечания, и поэтому станет для группы настоящим испытанием.
Эксклюзивная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит уникальные рекомендации, подсказки экспертов, позволяющие провести упражнение наилучшим образом. Такого вы не найдете больше нигде!
Объем тренерской методички упражнения: 6 страниц.

1.3. Что такое игра в тренинге

1.3. Что такое игра в тренинге

Игра, игровое упражнение – это ключевой метод, используемый в тренинге.

По сравнению с другими тренинговыми методами – диалоговыми (дискуссии, беседы, брейнсторминг), дидактическими (кейсы, работа с документами, видеотренинг и пр.) игровые методы составляют, по нашему опыту, 70–80 % тренингового арсенала. И это не случайно, так как именно игра, или, вернее, ее возможности позволяют решить практически любую тренинговую задачу. Ведь игровая метафора не ограничена никакими условностями и рамками, игровые правила могут быть абсолютно разными, поэтому в игру можно встроить, «упаковать» все, что угодно.

Так чем же игра в тренинге отличается от других видов игры? Отличий не так много, но они все же есть.

Во-первых, игра в тренинге – это прикладной, второстепенный метод; первоочередной метод здесь все-таки тренинг. Поэтому не совсем правомерно, по нашему мнению, пытаться встроить в тренинговый сценарий, например, полноценную сюжетно-ролевую, деловую или организационно-деятельностную игру. Если в тренинге мы и встречаем эти виды игр, то только в усеченном, сжатом варианте.

Во-вторых, игра в тренинге коротка и еще более ограничена во времени, чем другие виды игр. Все по той же причине: игра в тренинге решает прикладные задачи – она не может стать ключевой и занять все время тренинга или выйти за его рамки.

В-третьих, игра в тренинге всегда направлена на решение конкретных обучающих, развивающих или психологических задач. В ней всегда есть результат.

В-четвертых, в силу того, что тренинг – групповой метод, игра в тренинге также предполагает групповой процесс. В тренинговую игру редко можно сыграть одному. Или, вернее, сыграть можно, но вряд ли такая игра будет полноценной.

Читать еще:  Упражнения для тренинга общения

В-пятых, игра в тренинге всегда предполагает ведущего (тренера), и зачастую – его активную позицию, потому что он – организатор процесса.

Часто мы сталкиваемся с вопросом: «Чем игра в тренинге отличается от тренингового упражнения?» Ответим: по структуре – практически ничем.

Основное отличие игры от упражнения заключается в том, что игра предполагает наличие игровой метафоры, вымышленного сюжета, как и любая другая игра, а упражнение работает в реальном формате.

Например, работа с умением устанавливать контакт глаз:

• упражнение. Ваша задача – передать по кругу по часовой стрелке взгляд, не отрывая его от соседа столько времени, сколько, по-вашему, ему будет достаточно, чтобы почувствовать контакт, но при этом не испытать напряжение от долгого взгляда (не много, не мало);

• игра. Вы – шпионы, у каждого из вас есть агент-напарник, вам нужно найти его по взгляду, молча; именно ваш агент подмигнет вам два раза; ваша задача – найти агента и, по возможности, перехватить агентов конкурентов, то есть увидеть, кто кому еще подмигнул.

Еще одно отличие игры от упражнения состоит в том, что упражнение всегда включает тренировочный, обучающий компонент, игра же в тренинге имеет более широкий спектр применения. В игре можно не только отрабатывать, тренировать какое-то умение, повышать свою компетенцию, но и решать задачи, связанные с проживанием какого-либо состояния, демонстрации явления, актуализировать, вызывать те или иные состояния, создавать атмосферу, выражать эмоции и т. п.

Резюмируем все вышесказанное. Дадим определение игры в тренинге.

Игра в тренинге – символическая деятельность, решающая конкретные прикладные личностные или групповые задачи тренинга, которая моделирует и преображает реальность, отличается высокой степенью спонтанности и свободы, но протекает в рамках четко заданных правил, структуры и времени и под руководством ведущего – тренера.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия

Эта книга обобщает опыт работы с игрой в тренинге от знакомства и снятия эмоционального напряжения участников до масштабных сюжетно-ролевых и психологических игр. Она предназначена для очень конкретного адресата – специалистов, работающих с разными возрастными группами в формате тренинга.

Издание является результатом практической деятельности компании «Искусство тренинга», специалисты которой используют игру как один из основных инструментов в работе с группой.

Е. А. Леванова, А. Н. Соболева, В. А. Плешаков, И. О. Телегина, А. Г. Волошина — Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия 1

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРЕНИНГЕ 1

1.1. феномен игры в научных теориях и культуре 2

1.2. Признаки игры 3

1.3. Что такое игра в тренинге 3

Глава 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТРЕНИНГЕ 4

2.1. Психологический феномен игрового взаимодействия 4

2.2. Логика организации игрового взаимодействия 4

2.3. Принципы успешного игрового взаимодействия 6

2.4. Критерии эффективного игрового взаимодействия 6

2.5. Классификация игр в тренинге 8

Глава 3 ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ТРЕНИНГЕ 8

3.1. Основные правила групповой работы 8

3.2. Психогимнастика в тренинге 8

3.3. Целевые игры в тренинге 17

Приложение 1 Памятка игротехника 21

Приложение 2 Дополнительные материалы к параграфу 3.2.1. Создание работоспособности в группе 21

Приложение 3 Дополнительные материалы к параграфу 3.2.2. Знакомство через игру в тренинге 22

Приложение 4 Дополнительные материалы к параграфу 3.2.3. Освоение пространства как метод создания групповой атмосферы 23

Приложение 5 Дополнительные материалы к параграфу 3.2.4. Игровые методы снятия тактильных барьеров в малознакомой группе 24

Приложение 6 Дополнительные материалы к параграфу 3.2.5. Игровые методы повышения уровня взаимодействия в группе 25

Приложение 7 Дополнительные материалы к параграфу 3.2.6. Игровые методы концентрации внимания 27

Приложение 8 Дополнительные материалы к параграфу 3.2.7. Регуляция психофизического и эмоционального состояния 28

Приложение 9 Дополнительные материалы к параграфу 3.2.8. Игры на снятие агрессии 31

Приложение 10 Дополнительные материалы к параграфу 3.2.10. Массовые игры с залом 32

Приложение 11 Дополнительные материалы к параграфу 3.2.11. Подвижные игры 33

Приложение 12 Дополнительные материалы к параграфу 3.2.12. Фольклорные игры 35

Приложение 13 Дополнительные материалы к параграфу 3.2.14. Сюжетно-ролевая игра «Пересадочная станция» 36

Общая вводная 36

Основные роли 36

Приложение 14 Дополнительные материалы к параграфу 3.3.1. Актуализирующие, мотивирующие игры 41

Приложение 15 Дополнительные материалы к параграфу 3.3.2. Игры на осознавание сути задачи, явления, изучаемого в тренинге 42

Приложение 16 Дополнительные материалы к параграфу 3.3.3. Игры, развивающие конкретные умения 42

Игры, упражнения для проработки коммуникативных навыков 43

Упражнения, игры для тренингов креативности 43

Задания на диагностику и тренировку креативности 44

Работа с методами целенаправленной креативности 44

Игры, упражнения для тренингов по целеполаганию и планированию 44

Игры, упражнения для тренингов различной направленности 45

Игровые методы развития эмпатии 45

Приложение 17 Словарь игротехника 47

Е. А. Леванова, А. Н. Соболева, В. А. Плешаков, И. О. Телегина, А. Г. Волошина
Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия

Предисловие

Личность – это системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Психология человека: от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана

Игра – один из видов активности человека.

Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко

Игра – важнейший источник развития сознания, произвольности поведения, особая форма моделирования отношений.

Д. Б. Эльконин. Психология игры

Игра является наиболее естественной формой взаимодействия между людьми, именно в игре личность развивается свободно, стремительно и гармонично. Играть любят все: и взрослые, и дети, поэтому нельзя сказать, что эта книга о том, как нужно играть с детьми. Эта книга в целом о том, как играть и выигрывать!

Здесь мы старались показать основные результаты практической деятельности компании «Искусство тренинга», специалисты которой используют игру как основной инструмент тренерской деятельности с разными категориями людей: детьми, родителями, студентами, профессионалами, руководителями и т. п. Хочется отметить, что особенность этой книги заключается в том, что это не просто так называемая игротека – набор разнообразных игр, и не просто методическая разработка игр по определенной теме или решению строго определенных задач. «Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия» – это универсальное пособие, содержащее разнообразные формы работы, направленные на решение широкого спектра задач в тренинге. В ней можно найти все: от того, как познакомить участников группы, до того, как организовывать масштабные сюжетно-ролевые игры. Помимо того, пособие содержит элементы игротерапии.

Книга может стать «путеводителем» для того, кто работает с группой, в особенности – в тренинговом режиме, кто хочет, чтобы групповые процессы развивались динамично и эффективно. Ведь именно игра является основой тренинговой работы с группой. Ни для кого не секрет, что игра создает в группе непринужденную атмосферу сотрудничества и сотворчества, атмосферу безопасности и доверия, а все эти факторы являются обязательным условием результативности психолого-педагогической, психотерапевтической деятельности. Только в подобной атмосфере возможен личностный рост участника группового процесса. Помимо того, игра – это энергия, как тренинга, так и его участников, включая тренера. А эта энергия просто необходима для того, чтобы результаты тренинга были максимально высоки.

Мы как практики понимаем, что одно дело – описание игры, а другое дело – ее проведение с реальной группой, поэтому мы включили в текст не только содержание игр, но и конкретные рекомендации по поводу того, в каких направлениях каждая из них может развиваться, в каких ситуациях их лучше использовать, как лучше организовать процесс и т. п.

Все игры нашего пособия классифицированы по нескольким основаниям: по психологическим и обучающим, по месту нахождения в структуре тренинга, целям, по возрастным особенностям, по форме организации. Это значительно облегчает ориентацию в книге.

Особо отметим, что все описанные здесь игры активно и широко используются нами в рамках постоянно проводимых занятий по следующим программам:

• «Твое событие» (авторская тренинговая программа личностного роста для подростков);

• «Тренинг тренеров», «Технология разработки и проведения игр» (программы повышения квалификации);

• «Крепкая семья» (образовательно-развивающая программа для семей) и др.

Надеемся, что книга поможет вам увидеть все возможности представленных здесь игр и успешно применить их на практике.

Метод тренинга: Ролевые игры. Примеры ролевых игр к тренингу торговых представителей, розничных продаж, управленческих навыков

Описание: Воплощение выбранных рабочих ситуаций, позволяющих группе увидеть разнообразие подходов к решению задачи. В зависимости от задач тренинга эта форма обучения может иметь вид игры или упражнения. Обычно она вклю­чает элемент соревнова­ния или обмена ролями. Во многих случаях между участниками тренинга распределяются роли сотрудников некоторой организации (продавцов, менеджеров, руководителей и т.п). Участники получают данные “входа в игру” – условие, описание ролевого поведения. Обязательна инструкция каждому участнику.

Читать еще:  Упражнения для коммуникативного тренинга

Повышает: жесткие временные рамки, видеокамера, обратная связь только от тренера, неграмотная обратная связь, если не затянуто и четко, если есть ограничения по времени. Когда игра – как итог занятия.

Снижает: деролинг (выход из роли), мягкий формат, положительная ОС (Обратная Связь) от участников, юмор, отреагирование, вовлечение других участников. Растянутость во времени. Неясность задач, кто что делает. Нельзя превращать игру в сельскую самодеятельность. Участники начинают скучать.

Количество участников: до 5 человек в одной игре.

Алгоритм проведения ролевой игры:

1) Выбираете активного участника. Вручаете инструкцию.

2) Выбираете подыгрывающего участника.Вручаете инструкцию.

3) Группе зачитываете задания.

4) Даете время на подготовку ( 2 -3 мин).

5) Обозначаете сколько времени длиться игра. ( не более 5 мин)

6) После — деролинг ( обозначаете выход из роли игроков, «Ты теперь не менеджер, а участник тренинга — Вася»)

7) Спрашиваете у активных игроков, все ли они сделали как хотели. Даете возможность «самим назвать ошибки», снять негатив.

8) Обсуждение в группе. Анализ действий по заданным критериям ( соблюдали ли технологии вступления в контакт, невербальное поведение и т.п.

9) Даете экологичную обратную связь.

Если кратко – вот сводная таблица для сознательного использования ролевой игры во время тренинга. А не для того, чтобы “время занять”.

Ролевая игра – это системное действие. Неправильно сразу после подачи информации давать ролевую игру!

Помним порядок действий во время классического модуля по отработке навыка:

Пример ролевой игры к тренингу торговых представителей: «Вступление в контакт во время визита в торговую точку

  1. Инструкция активному участнику: Вы – торговый представитель.

Вы приезжаете в торговую точку, и выясняете, что владелец точки внезапно уехал по неотложным делам на месяц.

На его месте – его сын ( 28 лет), он наделен всеми полномочиями. Но вы его не знаете. Сын владельца не в курсе, того, что вы почти договорились о поставке 100 комплектов.

2. Инструкция подыгрывающему участнику: Вы — сын владельца торговой точки.

Вам 28 лет. Вы наконец то получили возможность руководить делами отца. У вас сегодня второй рабочий день. С утра был неприятный разговор с арендаторами торгового комплекса. Сейчас вы беседуете с торговым представителем, вы видите его впервые, и ничего не знаете ни о нем, ни о товаре, ни о прошлых договоренностях.

3. Инструкция группе:

Сейчас вы увидите начало беседы торгового представителя с новым хозяином торговой точки. Это их первая встреча, они должны установить контакт. Внимательно следите, за ходом беседы, отмечайте действия каждого собеседника, которые способствовали установлению контакта.

Пример ролевой игры к тренингу розничных продаж: “Примерка и завершение продажи”

  1. Инструкция активному участнику. Вы – продавец – консультант.

Вам нужно завершить продажу, предложив примерить ботинки мужчине средних лет. Мужчине приглянулись конкретные ботинки, но он ведет себя немного странно.

2. Инструкция подыгрывающему участнику. Вы — мужчина, которому понравились ботинки линии Спорт актив.

Желаете примерить, пока есть сомнения в целесообразности приобретения. Карта дисконтная имеется. На левом носке дырка. В конкретном магазине в первый раз. Если Ваши ноги в ботинках похвалят, купите. Оплачивать будете картой.

3. Инструкция группе:

Сейчас вы увидите общение клиента и продавца – консультанта на этапе примерки и завершение продажи. Внимательно следите, за ходом беседы, отмечайте действия продавца — консультанта, которые способствовали завершению продажи.

Пример ролевой игры к тренингу розничных продаж: “Выяснение потребности”. (Продажа кондиционеров)

  1. Инструкция активному участнику. Вы – продавец – консультант.

Ваша задача — выяснить потребность клиента и предложить ему вариант оборудования, удовлетворяющий его потребности.

2. Инструкция подыгрывающему участнику. Вы – женатый мужчина. У вашей жены недавно стало плохо с сердцем. Так как целую неделю, стоит жара, а квартира на южной стороне. Врачи сказали, что этот приступ был метеообусловленным, что именно повышенная температура в комнате привела ее к такому состоянию. Вы обставили ее со всех сторон вентиляторами, но она недовольна на нее сильно дует горячим воздухом, при этом, как она говорит, все вокруг громыхает и шумит, и ей невозможно уснуть. Вам нужен кондиционер, удовлетворяющий вашим потребностям. Так как покупка внеплановая, вы планируете купить простой кондиционер. Вы принимаете решение, о покупке в зависимости от действий продавца!

3. Инструкция группе:

Сейчас вы увидите общение клиента и продавца – консультанта на этапе выяснения потребности и презентации предложения. Внимательно следите, за ходом беседы, отмечайте действия продавца — консультанта, которые способствоваливыяснению потребности и формированию предложения.

Пример ролевой игры к тренингу управленческих навыков: “Управленческая беседа”

  1. Инструкция активному участнику. Вы – управляющий розничным магазином.

Вам нужно провести мотивационную беседу с продавцом Петровой А.П.. Она регулярно опаздывает на работу. Вы заинтересованы в данном сотруднике. Она проявила себя как активный и компетентный сотрудник. Вам известно, что у нее маленький ребенок, и вы предполагаете, что причина опозданий в этом. Тем не менее, вам необходимо добиться соблюдения режима работы всеми сотрудниками без исключения.

2 . Инструкция подыгрывающему участнику. Вы — продавец Петрова А.П.

Вы довольны своей работой. У Вас есть маленький ребенок 3,5 лет. Он не любит ходить в детский сад, часто затягивает сборы в связи с чем Вы опаздываете на работу.Вы надеетесь, что управляющий магазином, войдет в ваше положение, т.к. знаете, что он в вас заинтересован.

3. Инструкция группе:

Сейчас вы увидите беседу управляющего розничным магазином и продавца. Внимательно следите, за ходом беседы, отмечайте приемы ведения управленческой беседы.

—> Хочешь получить реальные инструменты для проведения тренинга за 7 дней?

Узнай дату ближайшего онлайн курса Школа тренеров и присоединяйся в команду

Рекомендую книги для тренера по этой теме:

Картотека игр для тренинга.
картотека на тему

Материал будет полезен для психологов и воспитателей при организации тренинга для воспитанников, родителей, педагогов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Картотека игр для тренинга.
«ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»
Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!

«ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ. КТО. »
Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ведущий дает задание: «Встаньте все те, кто .
— любит бегать,- радуется хорошей погоде,
— имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети.
После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:
— Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.
Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):
— Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам — ему помогает группа»

«ОПИШИ ДРУГА»
Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.

Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.
Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том,
насколько ребенок был точен.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»
Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

« КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?»
Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Упражнение выполняется по кругу.
Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.
Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

Читать еще:  Тренинг целеполагания скачать

«МОЕ НАСТРОЕНИЕ»
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении — все зависит от фантазии и желания ребенка.

«ПОДАРОК НА ВСЕХ (ЦВЕТИК — СЕМИЦВЕТИК)»
Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?» Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.
Вели, чтобы. В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

«ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА»
Цель: развитие анализа и самоанализа.

Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:
— Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?
В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:
— Помогай друзьям.
— Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.
— Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.
— Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.
— Не завидуй.
— Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.
— Спокойно принимай советы и помощь других ребят.
— Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.
— Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

«ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ»
Цель: прочувствование различных позиций в общении.

Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: «Мое любимое животное», «Мой самый
радостный день в прошлом месяце» и пр.
Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле
спиной друг к другу, продолжают разговор.
После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?

«РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ»
Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): — Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»
— Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
— Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ»
Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

— Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?
— Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).
— Почему эти средства понимания мы можем назвать «волшебными»?
— Можем ли мы с вами применять эти «волшебные» средства, когда?

«ЛИЦА»
Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски:
-радость,- удивление,- интерес,
— гнев, злость, -страх,- стыд,
— презрение, -отвращение,
Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

«МАСКИ»
Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Каждому из участников дается задание — выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление. Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

«РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»
Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение «волшебных » средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Воспользовавшись «волшебными» средствами понимания, дети должны помочь:
1) плачущему ребенку, он потерял мячик;
2) мама пришла с работы, она очень устала;
3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;
4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;
5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию. Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

«РИСОВАНИЕ»
Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

Детям дается задание: «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания.»
Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю
вручается грамота.

«ХУДОЖНИК СЛОВА»
Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали, использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей.

Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет — его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека.
Учитывая уровень развития детей можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели? и т.д.)

«СДЕЛАЕМ ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК»
Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии.

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: «Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен.» Подарок можно описать словами или показать жестами.

«ИГРУШКА»
Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары — обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней.
Важно: при выполнении этого упражнения ребенку — хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую. Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и.

Картотека логопедических тренингов на развитие связной речи у детей с нарушением речи«От прилагательных – к рассказам – описаниям»Включает в себя логопедические тренинги первого уровня сложности, втор.

Картотека «Веселый тренинг».

Картотека игр-тренингов по теме: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».

Упражнения, помогающие детям снять эмоциональное напряжение, телесные зажимы, помогающие закреплить положительные эмоции.

Ребенок — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходи.

Тренинг разработан для развития коммуникативных умений, знаний и способностей, которые определяют возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и дея.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector