Nedocs.ru

Онлайн платформа для образования
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Специальное образование детей с трудностями в обучении

Специальное образование детей с трудностями в обучении

3.3. Специальное образование детей с трудностями в обучении (задержка психического развития)

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как “дети с задержкой психического развития”. Это многочисленная группа, составляющая около 50 % среди неуспевающих младших школьников.
Понятие “задержка психического развития” (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны:
— незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов;
— медленная по сравнению с нормой скорость приема и переработки сенсорной информации, недостаточная сформированность умственных операций и действий, низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов, ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем;
— отставание в речевом развитии (недостатки произношения, аграмматизм, ограниченность словаря);
— недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой;
— недостатки моторики, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности;
— неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития.
Эти особенности развития детей с ЗПР позволили ученым сделать вывод о том, что дети этой категории требуют организации специального коррекционно-развивающего обучения.
Важным отличием детей с ЗПР от умственно отсталых детей является то, что стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной педагогической помощи позволяют выделить у них зону их ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей этого же возраста.
Возможность положительных результатов коррекционно-педагогической работы и достижения педагогической реабилитации детей с ЗПР определила особый подход к обучению детей данной категории. При условии особой организации образовательного процесса, оказания коррекционно-педагогической помощи дети с ЗПР способны овладеть программой детского сада и основной школы и в большинстве случаев продолжить образование.
С целью оказания специальной помощи детям с ЗПР в нашей стране была создана система коррекционно-развивающего образования и компенсирующего обучения. Это качественно новый уровень организации образовательного процесса, который позволяет удовлетворить интересы и образовательные потребности конкретного ребенка, учесть его индивидуальные способности, обеспечить полноценное образование и сохранить здоровье.
Министерство образования РФ рекомендует для ориентировки в подходах к обучению детей со стойкими затруднениями в образовательных учреждениях общего назначения использовать два нормативных документа:
1. Об открытии классов для детей, имеющих стойкую задержку психического развития, остающуюся и к концу школьного обучения, при общеобразовательных школах на основании приказа Минобразования РФ № 103 от 3 июля 1981 г. “О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР”.
2. О деятельности классов педагогической поддержки (компенсирующего обучения) — приказ Министерства образования РФ № 333 от 8 сентября 1992 г. “Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях”.
Система комплексной помощи детям с ЗПР в нашей стране включает в себя:
— создание различных моделей специальных образовательных учреждений для детей данной категории: дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, специальных школ и школ-интернатов для детей с ЗПР, классов коррекционно-развивающего обучения в структуре массовой общеобразовательной школы;
— раннее выявление детей, отстающих в развитии, удовлетворение их особых образовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования, начального и основного общего образования;
— совершенствование системы медицинского, педагогического и психологического диагностирования с целью определения особенностей организации коррекционно-образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей;
— создание системы лечебно-оздоровительной и профилактической работы в условиях общеобразовательных учреждений;
— нормативное и учебно-методическое обеспечение практики образования детей с ЗПР;
— определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников;
— создание и применение критериев и методик оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса;
— разработку моделей служб консультативной помощи семье;
— подготовку педагогических кадров по коррекционной педагогике для системы дошкольного и школьного образования.
Главным при определении стратегии и технологии обучения и воспитания детей с ЗПР являются профилактика и ранняя коррекция отставания в развитии у детей дошкольного возраста. В основу положен принцип единства диагностики и коррекции, предполагающий построение коррекционной работы в соответствии с результатами диагностики. Коррекцион-ная работа ведется в трех направлениях: диагностико-консуль-тативном, лечебно-оздоровительном и коррекционно-развива-ющем. Последнее ведется специалистами-дефектологами, воспитателями, учителями при участии семьи ребенка. Адаптивная программа учитывает состояние и уровень развития ребенка и предполагает обучение по разным направлениям: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование правильного звукопроизношения, обучение игровой деятельности и ее развитие, ознакомление с художественной литературой и др. Обучение ребенка в классе коррекционно-развивающего обучения строится с учетом его актуальных возможностей, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности ребенка.
Помощь детям с ЗПР может осуществляться в следующих формах: образовательные учреждения, дошкольные учреждения, специальные группы в условиях массовых дошкольных и школьных учреждений, специальные классы с 8-, 9-, 10- и 11-летним сроком обучения, школы-предприятия, центры дошкольной и постшкольной абилитации и реабилитации. Подобные функции могут выполнять центры семьи и ребенка с коррекционными программами в помощь родителям по семейному воспитанию и разнообразными формами индивидуальной, групповой, коллективной поддержки на основе развивающих программ обучения, соответствующих школьному возрасту по своему базисному (государственному) стандарту, что не исключает расширения последнего дополнительными образовательными услугами.
Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР во многом зависит от педагогического взаимодействия с семьей; важно, чтобы родители стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно-развивающего обучения. Для социальных педагогов в данном случае должны стать правилами: посещение семьи ребенка, наблюдение за ним в домашних условиях, общение и взаимодействие с родителями на дому.

Читать еще:  Как сдают огэ дети на домашнем обучении

Специальное образование детей с трудностями в обучении
статья

В отличие от детей, страдающих умственной отсталостью, у которых наблюдается недоразвитие мозговых структур, у детей с задержкой психического развития можно наблюдать мозаичные органические повреждения центральной нервной системы, что обусловливает неравномерность проявлений недостаточности развития. Коррекционно-педагогическая помощь таким детям требуется прежде всего в дошкольном возрасте. В условиях создания специального образовательного процесса дети с задержкой психического развития способны освоить программу общеобразовательной средней школы и даже продолжить свое образование.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Специальное образование детей с трудностями в обучении (задержкой психического развития)

Почти 50 % среди неуспевающих учеников младших классов составляют так называемые дети с задержкой психического развития.

Такой термин применяется к детям с минимальными ограниченными повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы. Такие дети отличаются недостаточностью развития эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, речевой деятельности, замедленностью обработки информации в сравнении с другими детьми, низкой познавательной активностью. Задержки психического развития могут быть вызваны неблагоприятным воздействием различных факторов во время внутриутробного развития ребенка, длительными хроническими заболеваниями, особенно в раннем возрасте, или в случае длительного нахождения ребенка в условиях депривации.

В отличие от детей, страдающих умственной отсталостью, у которых наблюдается недоразвитие мозговых структур, у детей с задержкой психического развития можно наблюдать мозаичные органические повреждения центральной нервной системы, что обусловливает неравномерность проявлений недостаточности развития. Коррекционно-педагогическая помощь таким детям требуется прежде всего в дошкольном возрасте. В условиях создания специального образовательного процесса дети с задержкой психического развития способны освоить программу общеобразовательной средней школы и даже продолжить свое образование.

На сегодняшний день этот вид нарушения развития довольно хорошо изучен, существуют методики, позволяющие отделить детей с задержкой психического развития от других категорий детей, имеющих нарушения развития. Разработана классификация детей с задержкой психического развития согласно происхождению нарушения: задержка развития конституционального, соматогенного,психогенного, церебрально-органического происхождения.

Для оказания помощи детям с задержками психического развития в нашей стране создана система коррекционно-развивающего образования и компенсирующего обучения. Обучение детей с задержкой психического развития осуществляется в специализированных образовательных учреждениях компенсирующего типа (ДОУ, школы-интернаты, специальные школы для детей с задержкой психического развития, а также компенсирующие группы в структуре общеобразовательных учреждений), в которых работа с детьми ведется в трех направлениях: диагностико-консультативном, коррекционноразвивающем и лечебно-оздоровительном. С учетом особенностей развития ребенка и уровня его образованности подбирается коррекционно-педагогическая образовательная программа. Вводятся специальные образовательные предметы и занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная система занятий направлена на развитие у детей старшего школьного возраста с трудностями в обучении тех психических функций,которые создают основу для успешного обучения в школе.

На проблемы в учебном процессе можно смотреть с двух сторон: с точки зрения учителя или с точки зрения ученика. Оба вида проблем часто обозначают общим названием «трудности обучения или трудности в об.

Программа дополнительного образования хореографической студии «Антураж» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и осн.

статья в рамках методической темы «Дополнительное образование детей как путь интеграции детей с особыми образовательными потребностями в окружающее общество».

Выступление на педсовете по проблеме воспитания и обучения трудных подростков.

В презентации освещаются современные педагогические технологии в специальном образовании детей с особыми образовательными потребностями.

Образование детей с трудностями в обучении

Трудности в обучении подтверждают необходимость создания особых условий обучения для детей с задержкой психического раз­вития с применением иных методов, чем те, которые используются в массовой школе.

В отечественной практике первые попытки специальной педаго­гической работы с детьми с ЗПР были предприняты в конце 50-х -начале 60-х годов в пределах небольших экспериментальных групп при Институте дефектологии АПН СССР, в которых такие дети, обучаясь в массовой школе, получали дополнительную подготовку.

Особый подход к обучению детей дайной категории дал положи­тельные результаты, подтвердившие способность детей с трудно­стями в обучении к овладению программой массовых дошкольных учреждений образования, а также программой начальной школы и возможность в большинстве случаев продолжать образование.

В настоящее время для этой категории детей помимо специаль­ных учреждений образования созданы и функционируют классы (группы) интегрированного обучения и воспитания в учреждениях образования общего типа на всех уровнях основного образования.

В нашей стране создана система коррекционно-развивающего обучения, учитывающая индивидуальные образовательные потреб­ности каждого ребенка, его способности, динамику развития. Боль­шая работа проводится по разработке диагностических методик, позволяющих наиболее точно и своевременно отграничить эту ка­тегорию детей как от детей с интеллектуальными нарушениями в форме умственной отсталости, так и от детей с тяжелыми наруше­ниями речи.

Читать еще:  Увеличение сроков обучения в ординатуре

Е.А. Медведева так определяет составляющие системы ком-i плексной помощи детям с трудностями в обучении:

• раннее выявление детей с нарушениями психического разви-
: тия,обеспечение преемственности форм и методов коррекционпой
[ работы в системе дошкольного и школьного образования, начально­
го и основного общего образования;

• совершенствование системы медицинского, педагогического и
психологического диагностирования с целью определения особен­
ностей организации коррекционно-образовательного процесса, со­
хранения и укрепления здоровья детей;

• создание системы лечебно-оздоровительной и профилактиче­
ской работы в условиях общеобразовательных учреждений;

• нормативное и учебно-методическое обеспечение практики об­
разования детей с ЗПР;

. • определение задач и содержания профессиональной ориента­ции, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников;

• создание и применение критериев и методик оценки эффек­
тивности коррекциоттпо-развивающего образовательного процесса;

• разработку моделей служб консультативной помощи семье;

• i юдготовку педагогических кадров для системы дошкольного и
школьного образования.

Определяющим моментом в организации эффективной помощи этой категории детей является профилактика и раннее выявление нарушения развития. Таким образом, во главу угла ставится прин­цип единства диагностики и коррекции нарушения в развитии у де­тей дошкольного возраста.

Основными направлениями коррекциониой работы с детьми до­школьного возраста являются: 1) диагностике- консультативная по­мощь, 2) лечебно-оздоровительные мероприятия, 3) коррекционно-развивающая работа.

Эффективность и результативность коррекциошю-развивающей работы определяются согласованностью совместных усилий спе-циалистов-дефектологов, педагогических работников учреждения образования и семьи ребенка.

Целью коррекционной работы со школьниками с трудностями в обучении является определение и устранение причин трудностей в учении — «развитие общих способностей к учению в рамках лич­ностной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер путем развития общих способностей к учению и коррекции индивидуаль­ных недостатков развитрш» (В.В. Гладкая).

Наиболее общими принципами работы с этой категорией детей являются следующие положения:

• устранение причин затруднений в усвоении предметных зна­
ний и умений (исправление или ослабление имеющихся у ребенка
нарушений развития психических школьно-значимых функций и
формирование учебной деятельности);

• осуществление индивидуального подхода как на уроках обще­
образовательного цикла, так и во время проведения специальных
занятий;

• предотвращение наступления утомления (правильное чередо­
вание умственной и практической деятельности);

• поддержка детей, развитие веры в свои силы.

В.В. Гладкая определяет такие основные блоки направлений коррекционной работы с младшими школьниками с трудностями и обучении:

1) формирование учебной деятельности детей и коррекция ее
недостатков (формирование учебной мотивации, общеучебных ин­
теллектуальных умений, развитие личностных компонентов позна­
вательной деятельности);

2) развитие психических функций, обеспечивающих учебную
деятельность (школьно-значимые функции: зрительное восприя­
тие, пространственная ориентировка, фонематический слух, па­
мять, устная речь, мышление и др.);

3) формирование базовых представлений и умений, необходи­
мых для успешного усвоения школьной программы (количествен­
ные представления, графические умения и др.).

Неотъемлемой частью коррекциониой работы с детьми с труд­ностями в обучении является нормализация их деятельности, в частности учебной, которая характеризуется крайней неоргани­зованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. С этой целью детей следует обучать выполнению словесных инструкций с несколькими заданиями, что предполагает анализ задания, выделе­ние и планирование этапов деятельности.

Особое внимание отводится работе с родителями ребенка: укре­пление веры в силы и возможности ребенка, формирование пра­вильного отношения к специальным учреждениям образования.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Срапиите характеристики групп детей с ОГ1ФР: «дети с интеллектуаль­
ной недостаточностью в формеумстисшюй отсталости» и «дети с трудностями
в обучении, обусловленными задержкой психического развития».

2. Какие группы детей с трудностями в обучении, обусловленными задерж­
кой психического распития, выделила К.С. Лебединская? Дайте характеристи­
ку каждой из них. Какие классификационные признаки положены в основу
систематики?

3. Назовите типичные особенности детей с ЗПР.

4. Обоснуйте первостепенное значение принципа единства диагностики и
коррекции отставания в развитии у детей дошкольного возраста с нарушен пи
ми психического разиитня.

5. Назовите основные направления коррекционной работы с детьми с труд­
ностями в обучении, обусловленными задержкой психического разиитня.

6. Составьте структурно-логическую схему по изученной теме.

Что такое трудности в обучении?

Что такое трудности в обучении?

Трудности в обучении— нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Т О – носит временный характер, его нужно компенсировать, специально обучая ребёнка.

Дети с трудностями в обучении не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка трудность в обучении может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с особенностями.

Наиболее ярким признаком исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире.

Читать еще:  Сметы обучение бесплатно

Если говорить об особенностях памяти у детей с трудностями, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем речевой..

Трудности в обучении нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития.

У детей наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

При этом трудности в обучении не являются препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

Диагноз трудности в обучении появляется в медицинской карте чаще всего ближе к школьному возрасту,лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в обучении. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии.

Здоровые дети учатся по программе для детей с ЗПР, а дети с нарушениями не учатся вообще.

Среди школьников, имеющих трудности в обучении выделяется многочисленная группа детей с задержкой психического развития.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизиологическому состоянию либо занимают краевое положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития. Во всем мире количество детей, нуждающихся в специальном образовании, постоянно увеличивается, что характерно и для России. За последние 10 лет количество таких детей увеличилось вдвое.

Министерством образования характеризует эту группу, как детей с повышенной уязвимостью и требующей совершенствования образовательного процесса с учётом необходимости организации специальной помощи. При этом уточняется, что им необходимо обучение с использованием специальных методов и технологи. Специальных (коррекционных) образовательных учреждений по месту жительства не хватает. Решения проблем обучения этих детей предлагается взять на себя общеобразовательной школе.

Школам предлагается объединить усилия разных специалистов в области психологии, логопедии, педагогики, медицины, социальной работы, предоставить ребенку квалифицированной помощи специалистов разного профиля. И организовать социальное партнёрство с родителями. Вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Школы должны создать методическую базу для коррекционно-развивающей работы. И обеспечить участия всех обучающихся с ЗПР в мероприятиях школы. Большое место и важная роль отводится классному руководителю. Классный руководитель должен изучить индивидуальность каждого ребёнка, установить отношения с ним, помочь адаптации.

Ребенка, который ведет себя неадекватно и не успевает по программе можно отправить на ПМПК. Проблема заключается лишь в том, что на сегодняшний день в соответствии с действующим положением о ПМПК, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1082 от 20.09.2013 г., обследование ребенка данной комиссией возможно только с письменного согласия его родителей, а заключение комиссии носит рекомендательный характер. То есть ребенка не отправят в коррекционную школу, да и нет в ней мест. Учитель категоричен – ему за свою зарплату такие проблемы не нужны, а родители – в шоке. Ребенок до конца девятого класса может просидеть просто так, потом получить справку или быть отчисленным за неуспеваемость. И делайте с ним что хотите.

На деле, в школах не хватает аудиторий, поэтому получилась инклюзия: дети с ЗПР учатся в классе с детьми без патологий. В результате страдают и те и другие. Ребенок с ЗПР быстро потеряет интерес к учебе и окончательно веру в себя, а другие дети недополучают знаний.

В результате ребенок просиживает младшую школу и признаки ЗПР сохраняются. Далее ПМПК ставит диагноз умственная отсталость, и ребенок отправляется в школу 8 вида. Полноценным членом общества ему уже не стать.

На этапе начальной школы все может изменить желание родителей вырастить самостоятельного человека, способного обеспечивать себя, имеющего интересы и умение учиться. Для ребенка с ЗПР подобные перспективы звучат как фантастика, но все зависит только от родителей.

Возможной образовательной траекторией может стать семейная форма обучения. Ресурсы семьи направляются на обучение и воспитание ребенка в комфортной домашней среде в удобном темпе. Ребенок может заниматься спортом, что очень полезно для развития, творчеством. Моя личная практика показывает, что можно не спешить со школьной программой, так все лишнее из нее можно убрать или преподнести ребенку в увлекательной форме. Ребенок даже при неспешном изучении математики к девятому классу освоит программу на «4», так как эффективность домашних занятий выше, чем школьные уроки. С речевыми проблемами тоже можно справиться. А при правильном подходе привить ему любовь к творчеству и чтению.

Ко мне обращаются для помощи в выборе образовательной траектории родители, чьи дети столкнулись с серьезными проблемами уже в средней школе. Такому ребенку требуется кропотливая помощь психолога, а окончание школы придется отложить. Семейное обучение требует полной вовлеченности родителя, но другой вариант это отказаться от усилий и впоследствии принять страшный диагноз.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector