Nedocs.ru

Онлайн платформа для образования
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовое обучение в школе

Система правового обучения и воспитания в нашей школе.
статья по праву по теме

Сагайдак Оксаны Валерьевны,

Уполномоченной по защите прав участников образовательного процесса

МОУ «СОШ № 5 г. Вольск»,

слушателя КПК с применением ДОТ «Теория и методика деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса»

Скачать:

Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»

Кафедра философии и методологии науки

Система правового обучения и воспитания в нашей школе.

Сагайдак Оксаны Валерьевны,

Уполномоченной по защите прав участников образовательного процесса

МОУ «СОШ № 5 г. Вольск»,

слушателя КПК с применением ДОТ «Теория и методика деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса»

г. Саратов, 2012 г.

Список использованной литературы и ресурсов Интернета……………с. 13

Большую часть своего детства и юности мы прово дим в школе. Не зря иногда говорят, что школа — это наш второй дом. От того, ка кие отношения у нас будут складываться с одноклассниками, старшеклассниками, учителями, насколько мы будем прилежны в учении, дисциплинированы, зависит реа лизация нашего права на образование, зна чит, и наша будущая жизнь.

В каждой шко ле есть свои традиции, действуют разные правила, но работа любой школы строится на основе уважения к личности ученика, его человеческого достоинства. В школе должны быть созданы благоприятные усло вия, чтобы каждый ученик получил хоро шее образование и вырос успешным, дос тойным человеком и гражданином.

Формирование гражданского общества в России невозможно без воспитания молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений. Между тем, состояние правовой культуры в обществе оставляет желать лучшего. Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль в процессе правовой социализации, т.е. именно она призвана целенаправленно формировать полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия. Процесс обучения праву должен способствовать воспитанию социально-активной личности, способной решать общественно-значимые задачи, опираясь на приоритет права.

Проблема прав и свобод детей – одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи большое значение для позитивной социализации учащихся имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием.

Данные показывают, что не каждый гражданин хорошо знает законы и оценивает свои действия с точки зрения требований общественного правового сознания.

Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.

В наше время с пугающей частотой говорят о подростковой преступности, это происходит потому, что дети зачастую не понимают в силу молодости и горячности тяжесть содеянного. Причиной этого является ряд негативных факторов: асоциальные условия проживания многих семей, рост числа неполных семей и ослабление традиционных семейных связей, снижение уровня духовных потребностей молодых людей.

В связи с этим необходимо в школах создавать систему правового воспитания и обучения несовершеннолетних.

Под правовым образованием в школе понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у детей:

  1. уважения к праву,
  2. собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества,
  3. компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Основой правового воспитания учащихся нашей школы является их правовое просвещение на уроках и во внеклассной деятельности. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способ ствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, опре делять грань между дозволенным и запрещенным, выби рать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления право вой действительности составляет необходимое условие, как правовой образованности, так и правовой воспитан ности личности.

Содержание правового просвещения несовершеннолет них в нашем образовательном учреждении включает в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с кото рыми наиболее важно для юношей и девушек, вступаю щих в самостоятельную жизнь: это трудовое, брачно-семейное, уголовное и административное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений.

Кроме того, существует ряд подзаконных актов, зна комство с которыми для школьников обязательно. Это следующие документы: Устав школы, Правила для учащихся, Правила поведения несовершеннолетних в об щественных местах и др.

Основными формами правового просвещения учащих ся являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюс трируются местным материалом; правовые беседы; исполь зование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним; наглядная агитация (тематические стен ды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).

Важной составной частью процесса правового воспи тания старшеклассников является участие их в активной правоохранительной деятельности. Вовлечение учеников в такую деятельность решает две взаимосвязанные зада чи: с одной стороны, они участвуют в конкретных мероп риятиях по поддержанию дисциплины и правопорядка среди несовершеннолетних в школе и ее микрорайоне, с другой — у них вырабатываются правовые убеждения и навыки правомерного поведения. Именно в процессе ак тивной правоохранительной деятельности школьники учатся практически применять нормы действующего за конодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений.

В нашей школе существуют следующие формы участия школьников в правоохранительной деятельности: отряд юных друзей полиции, «зеленые» пат рули по охране природы, отряд юных инспекторов до рожного движения, а также активное участие учащихся в работе по пропаганде правовых зна ний среди населения и младших школьников и др.

Эффективность правового воспитания учащихся во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собствен ной правовой культуры.

В основе воспитательной системы МОУ «СОШ №5г. Вольск» лежит понимание того, что приобретенные знания должны способствовать формированию социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, уважительное отношение к своей семье, «малой родине», стране, окружающей среде.

Отсюда вытекают основные направления воспитательной работы: охрана безопасности жизнедеятельности обучающихся, нравственное и правовое воспитание школьников, патриотическое и экологическое воспитание.

Одной из основных задач воспитательной работы нашей школы является: совершенствование работы по гражданско-правовому воспитанию. В течение года в каждом звене проходят мероприятия, соответствующие целям и задачам данной программы.

Формирование гражданско-правовых аспектов воспитания начинается еще в начальной школе. Основной целью на данном этапе становится правовое просвещение в игровой, занимательной форме. Это игры, викторины, презентации с использованием героев сказок и мультипликационных фильмов.

В среднем и старшем звене — это школьные беседы инспектора ПДН «Знай свои права!» с подростками, требующими особого внимания; дискуссия «Подросток и толерантность» в 8 кл.; открытые мероприятия по правовому просвещению; беседы юрисконсульта Центра «Семья» с учащимися 8-9 классов; заседание Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних; тематические беседы, викторины и классные часы.

Также в школе реализуется программа «Подросток и закон» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения школьников, координация и контроль реализации, которой возложен на управление образования администрации Вольского муниципального района.

Основные мероприятия этой программы: проведение диагностических исследований; социологические опросы; оформление и обновление в образовательных учреждениях информационно-консультационных стендов по праву, законам; создание банка данных видео, аудио, CD- материалов по данному направлению работы; координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, подразделениями по делам несовершеннолетних, городским судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в общеобразовательных учреждениях; организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов; проведение викторин, дискуссий, классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на коллегиях УО, педагогических советах, на Советах профилактики, классных собраниях; проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся; организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся; организация тематических кинопоказов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся; оказание юридической помощи несовершеннолетним и их родителям по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся.

Читать еще:  Британская международная школа в москве стоимость обучения

Конечно же, существует и план мероприятий социального педагога и педагога-психолога в данном направлении. Проводятся мероприятия по:

  1. профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних,
  2. по профилактике экстремизма,
  3. формированию толерантности,
  4. профилактике суицида среди учащихся,
  5. профилактике безнадзорности и беспризорности,
  6. профилактике жестокого обращения,
  7. пропаганде здорового образа жизни, профилактике употребления ПАВ, наркомании, алкоголизма и табакокурения с привлечением правоохранительных органов, медицинских работников (нарколог, гинеколог, психотерапевт).

Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

Фундаментальной основой гражданско-правового развития и воспитания является содержание образования, в первую очередь — гуманитарного. Программы по предметам истории, обществознания, литературы, обж, географии включают знания о политической и правовой жизни, о правах и обязанностях человека и гражданина, об истории и традициях нашей Родины. В программах также поставлена задача использования приобретенных знаний в повседневной жизни для осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского сообщества, гражданина России.

Важный вклад в гражданско-правовое воспитание вносят школьные курсы истории и обществознания.

Данные предметы формируют правовую культуру, гражданскую грамотность через изучение норм общественной жизни и законов общества.

Задачами своей педагогической деятельности я считаю:

— формирование навыков социально-активного поведения личности, прояв ляющихся в осознанном правомерном поведении,

— эффективная реализация прав и свобод, умелая и цивилизованная их защита,

— ответственное отношение к обязанно стям гражданина РФ,

— способность в любых ситуациях действовать юридически гра мотно,

— активно проявлять гражданские качества, отстаивать свою гражданскую пози цию,

— бережно относиться к историческому наследию нашего народа.

На данный учебный год мною были запланированы и проведены следующие мероприятия.

Организация правового образования в школе

Организация правового образования в школе

Одним из важнейших направлений современного образовательного процесса является правовое образование обучающихся. Качественное образование невозможно представить без образования молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений.

В то же время, состояние правового образования оставляет желать лучшего.

При этом речь идет не только о незнании норм действующего законодательства, об отсутствии должных представлений о важнейших юридических принципах, но и низком уровне правовой культуры обучающихся, об отсутствии у них четкой установки на правовое поведение. К основным проблемам процесса правового образования в Российской Федерации можно отнести:

  • — укрепление в сознании «бытовых» воззрений на право;
  • — нежелание самих граждан стремиться к правовому образованию и самовоспитанию (отсутствие мотивации, отсутствие веры);
  • — переизложение правовой информации СМИ, неверное ее толкование и подача;
  • — отсутствие единых программ правового образования и воспитания на разных стадиях обучения (дошкольное воспитание, школьное и т.д.).

Правовое образование и воспитание представляют собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правовую культуру, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, а также с целью формирования в правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей.

Субъектами правообразовательной деятельности являются:

  • — государство (в лице специально уполномоченных органов)
  • — непосредственные участники образовательного процесса (обучающиеся, их родители, педагоги)
  • — социальные партнеры (например, общественные организации)

Ключевой целью правового образования обучающихся является создание условий для формирования и совершенствования

Конкретные цели правового образования можно выразить следующими:

  • — правовое обучение,
  • — правовое информирование,
  • — вовлечение личности в деятельность государства (т.е. фактически применение полученных знаний на практике).

Основной задачей правового образования является привитие индивиду осознанного стремления к систематическому получению правовых знаний и правомерному поведению.

Это осуществляется путем решения частных задач по:

  • — усвоению обучающимися определенной суммы знаний о правовых нормах; — системного и организованного правового просвещения;
  • — активного участия в правоохранительной деятельности в школе;
  • — повышение правовой культуры учителей, воспитателей и родителей.

Принципы организации правового образования обучающихся:

  • — наличие системного и дифференцированного подхода к обучающимся;
  • — активизация интереса обучающихся к приобретению правовых знаний;
  • — связь правовой информации с фактами из повседневной жизни обучающихся, приучение их к сознательной оценке своих поступков;
  • — обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;
  • — учет психологических и возрастных особенностей обучающихся.

Уровни правового образования соответствуют ступеням школьного образования: начальная школа, основная школа и старшая школа.

Основными формами правового образования являются:

  • — правовое обучение;
  • — правовая пропаганда;
  • — юридическая практика;
  • — самообразование и самовоспитание.

Необходимыми условиями и направлениями работы для организации эффективного правового образования становятся:

  • — организация правового всеобуча;
  • — информационно-диагностическое обеспечение;
  • — тренинг формирования активной правовой позиции обучающегося (в т.ч. через процесс соуправления ОУ);
  • — создание условий «нейтрализации» факторов деструктивного влияния (включая профилактическую работу ОУ).

Можно выделить следующие этапы правового образования, нацеленного на формирование правового самосознания:

Такое направление правового образования как правовое обучение (правовой всеобуч) нацелено на формирование прочной базы правовых знаний и умений обучающегося. Оно может осуществляться как на уровне общеобразовательных программных учебных курсов, так и через систему элективных курсов или факультативов. Объем получаемых обучающимися знаний зависит от уровня правового обучения в той или иной школе. Можно проиллюстрировать вышеизложенное на данной схеме:

правовой образование пропаганда самосознание

В качестве примера элективного курса по праву можно привести курс «История местного самоуправления в России и его правовые основы».

Данный элективный курс (в рамках социально-гуманитарного профиля) предполагает изучение исторических аспектов развития местного самоуправления в России (в сравнении с развитием зарубежных муниципальных систем), ознакомление с правовыми нормами, регулирующими общественные отношения в процессе осуществления местного самоуправления (муниципальное право). В нем рассматриваются понятие местного самоуправления, территориальные, финансово-экономические и организационно-правовые формы его осуществления, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться, а также вопросы ответственности местного самоуправления. Актуальность данного учебного курса тесно связана с усилением внимания со стороны государства и общества к вопросам, связанным с организацией и функционированием местного самоуправления.

При разработке программы курса использовалось современное законодательство Российской Федерации в области регулирования прав местного самоуправления, имеющаяся научная и учебно-практическая литература. Изучение большинства учебных вопросов выстраивалось с учетом нормативно-правовой базы г. Томска как муниципального образования, что позволяет обучающимся практически закрепить полученные общие знания о муниципальном законодательстве Российской Федерации. Ниже приведен фрагмент учебно-тематического плана данного курса:

Правовое обучение осуществляется также через различные виды и формы внеурочной деятельности, например, через внеклассные обучающие мероприятия: игры, викторины, конкурсы, олимпиады, школы и лектории правовых знаний, философские часы, беседы, диспуты, дискуссии, конференции, вечера вопросов и ответов, правовые лабиринты на темы: «Общество и дети», » Что значит быть гражданином», «Право в нашей жизни», «Подросток и закон». При подготовке мероприятий важно учитывать возрастную специфику обучающихся. Так, школьники младшего звена участвуют в правовой жизни несколько пассивно — воспитание направлено на них сверху: они получают уроки о правилах дорожного движения, о родном крае и пр.

При этом, дети не всегда четко уясняют свою роль как субъекта правоотношений, поэтому наибольший эффект приносят мероприятия с элементами театрализации, игры.

Для школьников среднего и старшего школьных звеньев важным элементом становится презентация своих достижений за пределами школы, поэтому для них наиболее интересна работа по различным городским образовательным программам, как в чистом виде правовым, так и по программам, включающим в себя правовой образовательный компонент.

К таким программам можно, например, отнести программу «Детско-юношеский парламент» (ниже приведен фрагмент плана заседания правового комитета ДЮПа):

Не менее важным направлением правового образования, особенно на старшей ступени обучения, является организация самообразования и самовоспитания обучающихся. Одной из эффективных форм работы по данному направлению может стать создание Центра гражданского самообразования, руководителями которого могут быть как преподаватели, так и консультанты-старшеклассники. Примером учебного курса Центра может быть курс «Международное право», учебно-тематический план которого приведен ниже:

По результатам работы могут быть проведены различные отчетные образовательные мероприятия — конкурсы, круглые столы, деловые и ролевые игры

Основными формами работы по направлению «Правовая пропаганда» могут стать:

  • — информационно-пропагандистские часы;
  • — размещение правовой информации на школьных тематических стендах;
  • — использование школьного печатного издания, радио, информационной литературы (брошюры, листовки и др.), тематические библиотечные выставки;
  • — анкетирование, тематические опросы. Правовое образование и воспитание должно быть практически ориентированным, компетентностным, деятельностным. Эта цель не может быть реализована без применения активных методов содействия самоопределению личности, создания условий для её реализации. Поэтому качественное правовое образование невозможно без такого направления как юридическая практика.
Читать еще:  Школа фитнеса и бодибилдинга москва обучение

Учащиеся должны иметь знания необходимые для профессиональной ориентации, для осознания личных возможностей. Вся система правового образования и воспитания в школе формирует образ собственного Я как активного субъекта, осмысливаются социальные роли, формируется самооценка и саморегуляция, в связи с чем становится необходимым участие обучающихся в различного рода практических механизмах правовой защиты и самозащиты. Вовлечение учеников в такую деятельность решает две взаимосвязанные задачи: с одной стороны, они участвуют в конкретных мероприятиях по поддержанию правопорядка среди несовершеннолетних в школе, с другой — у них вырабатываются правовые убеждения и навыки правомерного поведения.

Приоритетные виды деятельности, формы и методы по данному направлению:

  • — Встречи с работниками прокуратуры, судебных и правоохранительных органов.
  • — Сюжетно-ролевые игры с элементами знакомства с деятельностью судебных и правоохранительных органов, разбор проблемных ситуаций.
  • — Работа клубов и отрядов «Юные друзья милиции», «Юные инспектора движения«, волонтерское движение.
  • — Конкурсы рисунков, фотографий: «Права человека через фотообъектив».
  • — Акции «Мир, в котором мы живём, делаем лучше» (забота о школе, доме, где живём, улице и т.д.), в том числе социальное проектирование (например, проект «Детский адвокат»).
  • — Деятельность школьных Служб примирения.
  • — Учреждение института школьных Омбудсменов

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо также отметить, что правовое образование обучающихся будет эффективно лишь при соблюдении определенных условий педагогически правильной организации образовательного процесса. К таким условиям следует в первую очередь отнести создание положительного эмоционального отношения обучающихся к правовому образованию и самообразованию, обеспечение каждому школьнику активной позиции, возможности проявлять инициативу, независимость, самостоятельность. Эффективность правового образования обучающихся во многом зависит также от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры.

Права родителей в школе

В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные. Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники. Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.

Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.

Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.

Распечатайте плакат и повесьте его на стену, чтобы всегда помнить о своих правах

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Право выбирать школу, форму обучения и язык

Зачем. Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями. А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.

Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу. Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов. Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.

Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.

Как реализовать. По закону у каждой школы есть официальный сайт. Там обязательно будет раздел «Сведения об образовательной организации» с информацией об учебных программах, языках, основных предметах, свободных местах для приема и даже полный список учителей с их образованием и стажем. Изучите сайты тех школ, которые вам интересны и подходят по отзывам, расположению и программе. Подайте заявление в ту школу, куда хотите отдать ребенка.

Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.

Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.

См. также:

Право не платить за то, что должно быть бесплатным

Зачем. С первых дней обучения в школе от родителей начинают требовать деньги: на учебники, охрану, ремонт крыши, покупку мыла, подарки учителям, пластиковые окна в спортзал, какие-то олимпиады и дополнительные занятия. Обучение в школе — бесплатное. Сдавать деньги на что-то дополнительное родители могут добровольно: в классе — по решению родительского комитета, если все согласны, на уровне школы — как благотворительный или целевой взнос.

Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.

Как реализовать. Чтобы влиять на суммы сборов в классе и школе, участвуйте в родительских собраниях, войдите в состав родительского комитета, проверьте информацию о платных услугах на сайте школы.

Если школа требует деньги за учебные пособия, проверьте, входят ли они в учебный план. Если не входят, придется покупать: одноразовые рабочие тетради не всегда выдаются бесплатно.

Если с вас требуют деньги на то, что вы не хотите оплачивать, да еще и грозят ребенку дискриминацией, жалуйтесь директору или в Рособрнадзор. Если решили сдавать деньги на нужды школы, перечисляйте их на расчетный счет и указывайте назначение платежа: тогда школа не сможет потратить деньги на свое усмотрение.

Правовое обучение в школе

Е.М.Ашмарина, С.В.Белогорцев, В.В.Долинская, Л.А.Ефименко, С.С.Жолнерчик, М.Н.Козюк, Е.А.Лукашова, С.Ю.Макаров, А.М.Полиевктова, А.Н.Фонтанова, М.Н.Цепкова

О проекте «Правовое образование в школе»

Проект «Правовое образование в школе», осуществляемый Российским фондом правовых реформ (РФПР) при поддержке Министерства общего и профессионального образования РФ, действует с июля 1997 г. За полтора года разработана образовательная программа по праву для VII—XI классов, созданы соответствующие учебные пособия, методические материалы, учебные видеофильмы. Складывается система подготовки учителей к преподаванию права в школе (такую подготовку уже получили 65 человек; в ближайшее время на организуемые Фондом семинары будут приглашены еще около 200 учителей из различных городов нашей страны).

Обучающие семинары — основное звено упомянутой системы. Повысить квалификацию учителям помогают ведущие специалисты — правоведы, экономисты, психологи, методисты. При этом используется принцип поэтапного обучения, что позволяет постепенно переходить от традиционной теоретической подготовки к интерактивным методам обучения, затем осуществлять апробацию учебных материалов в практической деятельности учителя; завершает подготовку итоговая конференция.

Расширение состава участников проекта в будущем планируется за счет проведения региональных и выездных семинаров (в городах, где есть квалифицированные местные специалисты). Семинары подразделяются на стационарные (дневное обучение с отрывом от работы, в два-три этапа, примерно 180—200 часов) и очно-заочные (краткосрочный установочный семинар с преподаванием теории права — от 50 до
70 часов, затем заочное выполнение цикла заданий и заключительный итоговый семинар).

Перспективной задачей проекта является обучение обучающих. Для этого в ходе семинаров планируется повышение квалификации юристов, преподавателей обществоведческих дисциплин институтов и университетов, а также наиболее подготовленных учителей-практиков.

Читать еще:  Центр технологии обучения строительство

По разработанной участниками проекта программе обучаются почти 8 тысяч школьников из 45 школ, расположенных в 24 регионах России. Это школы различного типа, находящиеся в неодинаковой социально-культурной среде.

Перечислим пособия, созданные в рамках проекта и проходящие апробацию:

— «Право и лево» (учебник для VII класса);

— «Беседы о законе» (учебник для VII класса);

— «Основы правовых знаний» (учебник для VIII—IX классов);

— «Основы правовых знаний» (практикум для учеников VIII—IX классов);

— «Основы правовых знаний» (материалы для учителя к курсу, преподающемуся в VIII—IX классах).

Завершается работа над первой версией учебника для Х—XI классов «Экономика и право» и соответствующих методических пособий.

Авторы пособий стремились организовать учебный материал таким образом, чтобы облегчить практическое использование правовой информации. Разнообразие предлагаемых учителю учебно-методических инструментов дает возможность выбрать средства и способы представления материала с учетом особенностей региона, школы, класса.

Учебник для VII класса «Право и лево» (автор – С.Н.Ловягин) выстроен в форме диалогов, посвященных различным жизненным ситуациям. Диалоги призваны познакомить школьников с юридической терминологией, расширить их общую эрудицию. Учебник включает темы для обсуждения в классе, разделы «Прописные истины» и «Странички истории», игры, схемы, таблицы, картинки.

Автор учебника «Беседы о законе» (для VII класса) — А.Ф.Никитин. Книга написана в форме популярных бесед адвоката с семиклассниками — о том, что такое законы, чем они отличаются от моральных и иных социальных норм, как они регулируют нашу жизнь (в частности, рыночную экономику), как в конкретных ситуациях должны поступать участники имущественных и иных юридически значимых отношений. Учебник включает также подборки вопросов и заданий для самостоятельной работы, хрестоматийные материалы под рубрикой «Это важно знать» (афоризмы, цитаты из художественных и научных произведений). Пособием могут воспользоваться и учащиеся более старших классов, впервые приступающие к изучению права.

Учебно-методический комплект «Основы правовых знаний» для VIII—IX классов (учебник, практикум, материалы для учителя) создавался коллективом авторов, в который вошли Е.М.Ашмарина, С.В.Белогорцев, В.В.Долинская, Л.А.Ефименко, С.С.Жолнерчик, М.Н.Козюк, Е.А.Лукашова, С.Ю.Макаров, А.М.Полиевктова, А.Н.Фонтанова, М.Н.Цепкова.

Учебное пособие содержит сведения о праве и правоотношениях, усвоение которых позволяет перейти к изучению способов взаимодействия человека, общества и государства. Каждый параграф начинается с описания какой-либо ситуации из реальной жизни; затем следует теоретический материал, показывающий школьникам способы правомерных действий в этой ситуации. В учебник включены задачи (воспроизводятся и правильные варианты их решения), а также материал для самостоятельной работы.

Пособие-практикум тесно связано с учебником; оно содержит дополнительную информацию, юридические документы, задачи и вопросы к ним.

Материалы для учителя помогают очертить контуры уроков. Содержащийся в них дополнительный материал призван способствовать самообразованию преподавателей.

Экспертные оценки результатов проекта говорят о том, что разработанные программы и пособия после апробации и доработки могут применяться в массовой школе.

Правовое воспитание в школе

Школьный возраст – время формирования сознания человека. В этот период познаются основы взаимоотношений, ребенок постепенно начинает осознавать себя субъектом и одновременно объектом права. Появляется начальное правосознание гражданина. Правовое воспитание школьников призвано осуществлять важнейшую цель – сформировать, развить правовое сознание у ребенка, его культуру поведения. Оно является частью разностороннего воспитательного процесса и важнейшей общешкольной задачей.

Задачи воспитания

Средняя школа в рамках своей работы призвана осуществлять процесс целенаправленного правового воспитания учащихся, ориентируясь на достижение следующих задач:

  • добиваться усвоения учащимися правовых знаний;
  • воспитывать правильное отношение к законам страны, обеспечивать их выполнение;
  • формировать навыки правомерного поведения, потребность и осознание возможности в защите интересов, прав;
  • формировать активную гражданскую правовую позицию, отрицательное отношение во всем противоправным действиям.

Особенности школьного воспитания

В школе дети вступают в новые межличностные отношения, предусматривающие нормативные образцы поведения с наличием конкретного набора прав, обязанностей, которыми они должны овладеть постепенно при их усложнении на последующих этапах образования.

Воспитание правовой культуры начинает носить систематический характер. Оно осуществляется с помощью разнообразных внеклассных мероприятий, в старшей школе дополнительно при изучении предметов “Право”, “Обществознание”. Содержание уроков и любых внеурочных мероприятий способствует просвещению учащихся, профилактике противоправного поведения, укреплению ученической дисциплины, успеваемости, ответственности за поступки, поведение.

В большинстве школ нашей страны предусмотрена единая программа, которая охватывает оказывает на школьников всех возрастов всесторонне.

Необходимо соблюдение некоторых принципов:

  • связь с повседневной жизнью;
  • научный характер;
  • яркость и образность;
  • ориентация на укрепление законности, правопорядка.

Содержание воспитания

Содержание включает в себя формирование правильного отношения к многим составляющим общества: труду, государству, общественности, семье, собственности, природе. Каждый ученик должен освоить нормы, правила поведения, свои права, обязанности, основные положения о труде, семье, браке, здравоохранении, соблюдении правопорядка и законности.

Правовое воспитание – совокупность мероприятий, которые направлены:

  • на повышение личностного уровня правовых знаний;
  • формирование уважения к праву;
  • соблюдение правомерного поведения;
  • развитие просвещенности и уничтожение нигилизма.

Критериями сформированности сознательности и правовой культуры считаются:

  • знание главных законов, их понимание и обязательное неукоснительное исполнение;
  • уважение к праву, законности;
  • умение самостоятельно, к месту использовать полученные знания в повседневной жизни на практике;
  • выработка привычки поведения, не противоречащего нормам;
  • невосприимчивость к любого рода противоправным формам.

Методы, формы, средства

Формы работы разделяются на следующие группы:

  • обучение – передача, накопление знаний;
  • пропаганда – распространение знаний с помощью СМИ, общественных структур. Устная пропаганда (консультации, вечера вопросов, лектории) наиболее часто применяются в условиях школы;
  • наглядная информация;
  • воздействие произведений искусства, связанных с аспектами права;
  • профилактика противоправного поведения, коррекция;
  • самовоспитание.

Наиболее применяемые формы:

  • Тематические классные часы;
  • Обсуждение вопросов на предметных уроках и специальные уроки правового воспитания;
  • Встречи с сотрудниками государственных структур;
  • Уроки по избирательному праву, политическому устройству государства;
  • Диспуты, конференции, круглые столы, ток-шоу;
  • Игры;
  • Выпуск памяток, информационных листков, стенгазеты, оформление уголков правовых знаний;
  • Агитбригады;
  • Театрализованные представления, форум-театр;
  • Мероприятия по профилактике зависимостей и вредных привычек;
  • Индивидуальная работа со школьниками различных категорий;
  • Консультации учащихся по различным вопросам;
  • Просвещение родителей;
  • Создание памяток по правовому воспитанию школьников для родителей, педагогов и самих учащихся, содержащих актуальную информацию, советы по проблемам просвещения и профилактики.

Правовая информация обязательно размещается на школьных стендах.

Формы внеклассной работы: беседы, экскурсии, встречи, обсуждение, обыгрывание ситуаций, игры, дискуссии, викторины.

Методы разнообразны по применению. К ним можно причислить разные виды психологического, педагогического воздействия: личный пример, беседы, убеждения, принуждение, поощрение.

Правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной школе

Работа по формированию правовой сознательности, самосознания начинается с начальных классов и продолжается до окончания учебного заведения. Младшие школьники получают простые начальные представления о собственных правах, обязанностях. С ранних лет они анализируют положительные или отрицательные поступки окружающих их людей.

Младший школьный возраст – самое лучшее время для осознания простых нравственных норм. Жизнь ребенка регулируется правилами, а не сложными нормами. Высок авторитет учителя, открытость и доверчивость детей, частое подражание взрослым благоприятствуют формированию элементарной грамотности: умения вести себя правильно, принимать верные решения.

Ученики младших классов должны познакомиться с основными правами, предусмотренными законом страны. Они должны научиться уважительно относиться к своим законам, иметь убеждение, что их нарушать запрещено.

Формы обучения в начальной школе : беседы, презентации, просмотр роликов, использование стенгазет. Знакомство с правом может проходить на уроках, во внеклассной работе.

Внешкольные занятия строятся как игры, конкурсы, конференции, “заседания суда”.

Воспитание обязательно должно проходить в открытой, доверительной обстановке, учитывать интересы каждого ребенка.

Правовая культура старшеклассников

Наиболее актуальным воспитание становится для учеников старшей школы. Подростковый кризисный период – благодатное и важное время для формирования отношения к праву и закону. Подростки способны воспринимать сложную информацию свободах, обязанностях. Воспитание должно сформировать особенную личность, для которой уважение к закону станет частью мировоззрения.

Главная цель воспитания старших школьников – формирование правосознания, обеспечение сознательного правомерного поведения. Достижение цели происходит путем:

  • усвоения знаний о праве;
  • организованного просвещения;
  • участия в правоохранительной деятельности;
  • работы с родителями.

Главные формы просвещения подростков: классные часы, лекции; экскурсии; беседы; кино, телевидения; вечера; диспуты, обсуждение прессы, фильмов и книг, статей; наглядная агитация. В старших классах желательно проведение ознакомления учащихся с деятельностью правоохранительных органов, просвещать об ответственности за противоправное поведение, делая акцент на необходимости отвечать за поступки.

Правовая воспитанность – основа государства. Развитие надлежащего сознания школьников, осознание их прав, обязанностей, воспитываемые с помощью школы являются залогом здорового правового общества.


Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector