Nedocs.ru

Онлайн платформа для образования
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение предпринимательству в россии

Бизнес-образование в Российской Федерации

Предпринимательство является привлекательной перспективой для многих граждан России, желающих выйти на принципиально новый уровень дохода. И немало из желающих вкусить все преимущества работы на себя задаются вопросом:нужно ли образование для бизнеса? Чтобы получить ответ придется вникнуть в данную тему.

Современный рынок рождает новый уровень конкуренции, требующий от представителей малого и среднего бизнеса грамотного подхода к предпринимательству. Понимание бизнес-процессов и умение правильно двигаться в выбранной нише — это очень ценные навыки, которыми похвастаться может далеко не каждый. А без умения грамотно определять курс предприятия выжить с нынешними конкурентами будет крайне сложно. Поэтому бизнес-образование из года в год получает все большую ценность. С его помощью студенты могут обучиться таким важным для предпринимательства дисциплинам, как финансы, процессное управление, маркетинг, комплексное развитие бизнес-мышления и др.

И если раньше с передачей знаний и опыта были определенные сложности, то сегодня имеется множество мест в России, где можно получить хорошее бизнес-образование. Разумеется, за информацию, которая имеет практическую ценность, необходимо платить, но эта плата будет компенсирована в виде успешного бизнеса, приносящего высокий доход.

Курсы и тренинги

Основные направления обучения

Первым делом необходимо понять, как выглядит обучение бизнесу на территории постсоветского пространства. Изначально все системы, призванные научить важным навыкам, можно условно разделить на три основных модели обучения:

  • Американская. В заведениях, попадающих в эту категорию, акцент ставится на приобретении узкой специализации. Как правило, из стен подобных школ и вузов выходят профессиональные менеджеры.
  • Германская. Высшее бизнес-образование данного формата, ориентировано на передачу фундаментальных знаний и качественную подготовку руководителей, готовых активно действовать в условиях современного рынка.
  • Смешанная модель обучения включает в себя элементы двух вышеупомянутых систем.

Пытаясь ответить на вопрос «где получить бизнес-образование?», можно принять во внимание рейтинг FinancialTimes. С его помощью можно получить ясное представление о всех существующих предложениях.

Где учиться в России

На появление и развитие качественного обучения на территории СНГ, значительное влияние оказала Российская ассоциация бизнес-образования. Сегодня эта организация является фактически лидером в сфере инициации и координации различных программ, которые нацелены на подготовку квалифицированных специалистов для предпринимательства.

В состав данной ассоциации входит немало учебных заведений по всей стране, предлагающих достойный уровень знаний. На сайте РАБО можно найти их названия и контактную информацию.

Если затронуть такую тему, как государственное бизнес-образование, то стоит отметить, что оно подойдет тем, кто нацелен на узкую специализацию. При этом подобные вузы предлагают неплохую базу в рамках своих программ. Ярким примером такого образования может служить ГУУ (Государственный Университет Управления г. Москва) и МГУ (Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова), Экономический факультет.

Тем же, кто намерен получить действительно высокий уровень знаний в сфере бизнеса и управления, стоит обратить внимание на учебные заведения, которые предлагают программу, соответствующую стандартам MBA (MasterofBusinessAdministration). Важно изначально отметить тот факт, что это дополнительное бизнес-образование в России и оно предназначено для тех, кто уже является бакалавром.

Но суть в том, что именно система MBA, является одной из самых популярных в мире и многие российские компании жаждут видеть у себя специалистов именно с дипломом MBA. К слову, одним из серьезных учебных заведений, в котором предоставляется возможность обучения по такой программе, является Центр бизнес-образования в Екатеринбурге. Занятия в рамках данной программы носят интерактивный характер и нацелены на развитие у студентов способности разрабатывать эффективную стратегию управления для конкретной компании, в том числе и своей.

Фактически именно «Мастер делового администрирования» (MBA) и есть тот вид программы, который принес инновации. Бизнес-образование, действующее по стандартной постсоветской модели, значительно уступает этой системе по уровню своей эффективности.

Обучение при помощи интернета

Для многих, жаждущих ценных знаний, обучение в другом городе становится настоящей проблемой. Эту преграду без труда нейтрализует дистанционное бизнес-образование. Такие программы могут иметь вид как различные курсов, так и обучения в престижных школах бизнеса, равно как и в государственных вузах.

Сам принцип преподавания в зависимости от конкретной программы может несколько отличаться, но в целом студенту приходится либо просматривать видеозаписи, либо выходить с преподавателем на связь.

Ценность такой формы получения знаний не стоит недооценивать. Бизнес-образование онлайн позволяет получить достаточно большой объем знаний, официальный диплом и не исключает индивидуальной связи с преподавателем. Таким образом, в России есть достаточно возможностей для получения качественного образования, способного кардинально изменить подход к ведению бизнеса.

Как в России учат предпринимателей

Почему Россия замыкает двадцатку стран по уровню предпринимательского образования? Виктор Седов и Галина Широкова рассказывают, как образование может увеличить число предпринимателей в России.

Виктор Седов, президент Центра предпринимательства

Галина Широкова, директор Центра предпринимательства Высшей школы менеджмента СПбГУ

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России — порядка 20%, в то время как в США этот показатель составляет 50%, в Китае — более 60%, в странах Европы 65-70%. Есть мнение, что среди всего населения земли лишь 5% обладает способностями к предпринимательству — это созидатели, не боящиеся инициативы и финансового риска, готовые к созданию новых рабочих мест и брать ответственность за свое дело и людей. И на базе этой теории существует убеждение, что предпринимательству обучить невозможно — с этими способностями необходимо родиться. Неужели, если следовать этой логике, в России плохо с талантливыми бизнесменами? Или же нам просто не хватает опыта и знаний?

На сегодняшний день доказан факт о существовании прямой зависимости между уровнем предпринимательской активности и предпринимательским образованием. Согласно глобальному мониторингу предпринимательства, в России в 2012 году уровень предпринимательской активности составил 4%, такой процент взрослого населения от 18 до 64 лет являющихся нарождающимися предпринимателями и владельцами вновь созданного бизнеса.

Международная практика демонстрирует проверенные временем технологии обучения предпринимательству — они учат основам предпринимательства, предпринимательскому образу мышления, основам маркетинга и финансов, стратегиям построения производства и управлению ростом компании. Такие кафедры есть во многих крупных университетах мира. Лидеры предпринимательского образования в мире — Babson, Harvard лидирует по обучению предпринимательскому менеджменту, Stanford, Berkeley и MIT являются лидерами в технологическом предпринимательстве.

Стратегический подход к предпринимательскому образованию на Западе предполагает большое количество практик, направленных на развитие предпринимательских компетенций (таких, как оценка возможностей, нетворкинг, разработка стратегии, оценка и снижение рисков). Все курсы разработаны с интеграцией практических элементов в учебную программу. Сделан фокус на экспериментальном обучении, а бизнес-планирование и питч-соревнования интегрированы в сами курсы.

Более того, уже сейчас появляются специализации в той или иной предпринимательской нише, когда обучение делает фокус на востребованные тенденции — международное предпринимательство, семейный бизнес, технологическое предпринимательство, социальное предпринимательство, женское предпринимательство.

Есть также признанные лидеры в академической среде — лучшие преподаватели в области предпринимательского образования в мире, такие как Майкл Моррис (University of Florida) и Алекс де Нобель (San Diego State University) — выдающиеся разработчики и авторы предпринимательских программ. Миннэ Шиндехутте (Syracuse University) и Рэй Смайлор (Texas Christian University) — эксперты по методам обучения предпринимательству. Джон Маллинс (London Business School) — бывший инвестор и предприниматель, эксперт по оценке возможностей. Кэтлин Аллен (University of Southern California) — эксперт по технологическому предпринимательству.

Вышеназванные университеты не только занимают первые места в рейтинге высших учебных заведений мира — это еще и очень дорогое удовольствие для студентов, хотя полученные знания и контакты окупят себя с лихвой. Тем не менее, возможность обучиться предпринимательству, в том числе и по методике Harvard, Stanford и MIT доступна теперь в России практически каждому желающему с помощью дистанционного обучения e-learning. На сегодняшний день существует уже значительное количество русскоязычных источников западных программ. Например, крупнейший международный проект в сфере онлайн-образования Coursera.

Читать еще:  Стоимость обучения в йельском университете

Какова же ситуация с предпринимательским образованием в России?

Согласно исследованию EY «Барометр предпринимательской деятельности», проведенному в странах G20, Россия находится на 14 месте среди 20 стран по уровню образования в области предпринимательства (для сравнения — ЮАР на 11, США на 3, Франция на 1).

Существующие сегодня во многих вузах кафедры менеджмента и предпринимательства учат не предпринимательству, а «о предпринимательстве» — но это никак не развивает у студентов ни компетенций, ни предпринимательского мышления. Поскольку такой дисциплины не было еще 10 лет назад, наличествует огромный дефицит специалистов и методик обучения.

Пока что проблема решается не на государственном уровне, а на уровне инициатив предпринимательских объединений. По оценке Центра предпринимательства, в России сейчас бум всевозможных мероприятий для предпринимателей — это регулярные обучающие сессии для предпринимателей, которые проводят «ОПОРА России», «Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы», «РВК», «Школа управления Сколково» и «Фонд Сколково».

Но это лишь отдельные малые инициативы, которых совершенно недостаточно для такой большой страны как Россия.

Чтобы развивать предпринимательство в России, необходимо качественное и количественное усиление академической школы на государственном уровне. Ведь, если научить преподавателей вузов преподавать предпринимательство, то будет достигнут мультипликационный эффект распространения этих знаний среди молодежи. Согласно исследованию Центра предпринимательства ВШМ СПбГУ, в 2013 году по оценке 32 вузов было выделено четыре уровня развития обучения предпринимательству: в 60% университетов курсы по предпринимательству полностью отсутствует, в 17% есть отдельные курсы по предпринимательству и инновационному менеджменту, в 23% есть отдельные кафедры и центры предпринимательства, в 7,6% вузов существует стратегия развития предпринимательского образования с полным циклом поддержки начинаний в формате бизнес-инкубаторов, технопарков и грантов. Вузов-лидеров по предпринимательскому образованию в России на сегодня всего лишь несколько: МГУ имени Ломоносова, МГТУ имени Баумана и Высшая школа менеджмента СПбГУ.

Что же происходит со спросом на предпринимательское образование в России?

Международный проект «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» по оценке предпринимательских намерений среди 4,5 тыс. студентов в 32 российских вузах показывает следующие цифры: сразу по окончании обучения лишь 9,4% студентов имеют намерение открыть свой бизнес. В то же время, 52,7% рассматривают такую возможность через пять лет после окончания университета. С другой стороны, стремительно растет спрос со стороны преподавателей к изучению методик преподавания предпринимательства, которые помогут вызвать живой интерес студентов к началу собственного дела.

Так что потребность у студентов в получении образования в сфере предпринимательства есть — главное теперь, чтобы академическая среда и бизнес сообщество ответили на этот спрос качественным предложением.

Образование для бизнеса в России

Инновации и бизнес-образование сегодня становятся ключевыми условиями эффективности предпринимательской деятельности любого масштаба. Для полноценного развития и успешной конкуренции коммерческих компаний профессиональные навыки сотрудников необходимо постоянно пополнять новыми знаниями о современных деловых стратегиях и тактиках. Именно на это и нацелено бизнес-образование.

Все, что вы хотели знать о степени «Мастер делового администрирования».

На каких направлениях можно учиться и что вам это даст.

Какие школы существуют в наших городах.

Специфика бизнес-образования в России

Бизнес-образование – термин, появившийся сравнительно недавно. Он обозначает процесс получения знаний в классическом понимании этого слова и одновременную их апробацию на практике. Если сегодня в институтах и университетах главенствует принцип «изучить», то в этой системе – «научить».

В основном программы бизнес-обучения предназначены для специалистов, уже имеющих диплом вуза, занимающих управленческие должности и при этом стремящихся расширить свой профессиональный кругозор. На занятиях рассматриваются как конкретные аспекты, связанные с руководством компанией, так и вопросы личностного роста.

В этой области бизнес-образования можно выделить несколько больших сфер:

  • разнообразные программы бизнес-школ, нацеленные на получение новых знаний и навыков, позволяющих эффективно управлять компанией любой отрасли;
  • коучинг, помогающий достичь баланса между личными и профессиональными целями.

Имеется возможность выбора как больших комплексных курсов, так и прикладных, рассчитанных на решение конкретных проблем.

Бизнес-образование в России изначально строилась по калькам с западного образца. Время показало неполную востребованность прозападных курсов в отечественных реалиях. Поэтому многие программы были приведены в соответствие конкретным запросам слушателей и перенацелены на решение актуальных российских бизнес-проблем.

По мнению современных ученых (например, доктора физико-математических наук, декана высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ, С. Филоновича), в России можно выделить несколько крупных ответвлений обучения в этой области:

  • формально-традиционное – речь идет о получении диплома магистра или бакалавра. В России он все еще пользуется популярностью, хотя на Западе больше ценится наличие практического опыта.
  • второе высшее и переподготовка;
  • MBA-программы;
  • курсы центров бизнес-образования, затрагивающие определенные аспекты администрирования и управления.

Некоторые специалисты отмечают, что, несмотря на довольно большое количество предложений, действительно полезных среди них не так уж много. В связи с этим необходимо максимально тщательно относиться к их выбору.

Государственное образование

Государственное бизнес-образование реализуется в четырех моделях:

  1. Традиционное высшее. Его получают в различных университетах, которые готовят специалистов в сферах предпринимательства, бизнеса и менеджмента. Среди достоинств можно назвать внушительную материально-техническую базу учебных заведений. В качестве минусов (хотя в некоторых случаях это может быть плюсом) нужно отметить узкую специализацию выпускников, вследствие чего могут отсутствовать навыки масштабного мышления.
  2. Профессиональная переподготовка. Целевая аудитория в этом случае – слушатели с определенным практическим опытом. Преподают не столько профессора с высоким уровнем знаний, сколько специалисты, имеющие помимо научной квалификации обширную практику. От первого высшего образования переподготовка отличается меньшей формальностью, более творческим характером курсов. Выпускники программ могут занимать управленческие должности среднего звена. В числе последних трендов можно отметить обучение без отрыва от работы, которое становится все более популярным, но большого распространения пока не получило.
  3. Повышение квалификации. Отличается более узкой профильной направленностью, глубоким изучением конкретных тем. Часто такие программы разрабатываются на основе запросов профессиональных сообществ или групп.
  4. MBA-программы.Они направлены непосредственно на формирование качеств профессионального менеджера, способного управлять на определенном уровне любой компании. Как правило, предназначены для людей, уже имеющих за плечами практический опыт. Их цель – достижение абсолютно нового уровня – квалификации управленца-профессионала высшего класса. К этим программам имеются четкие государственные требования. Сертифицированные курсы MBA могут реализовываться учебным заведением только при наличии у него госаккредитации. Все эти меры были призваны поднять область бизнес-образования на высокий уровень, что оказало глубокое положительное влияние как на экономику РФ и качество кадров административного ресурса.

Российская ассоциация

Огромный вклад в развитие отрасли внесла Российская ассоциация бизнес-образования. У ее истоков стоят знаменитые руководители первых отечественных бизнес-школ – Буренин В. А., Евенко Л. И., Мануковский А. Б. Создавалась РАБО с целью обеспечения взаимодействия и координирования работы школ, а также приведения их деятельности к единому знаменателю. Только на первом собрании РАБО присутствовало более 20 руководителей разных компаний, оказывающих услуги в данной сфере.

Главным достижением ассоциации можно считать дидактические наработки, совмещающие зарубежный и отечественный опыт.

Свою цель РАБО видит в формировании структуры бизнес-образования, способной готовить специалистов, навыки которых будут соответствовать стандартам мирового уровня.

На сегодня в состав ассоциации входят 150 организаций. Два раза в год выходит журнал «Бизнес-образование», в котором освещаются насущные проблемы отрасли, обсуждаются и декларируются стратегии и планы дальнейшего развития.

Читать еще:  Программа стор хаус обучение

Нужно ли образование для бизнеса

Несмотря на стремительное развитие сферы бизнес-образования, ценность приобретения знаний иногда ставится под сомнение. Многие придерживаются мнения, что наличие университетского диплома у сотрудников не имеет значения на начальных этапах развития компании. Необходимость в высококвалифицированных работниках появится позже, когда фирма разрастется, расширится ее товарооборот.

На самом деле наличие образованных специалистов необходимо уже с первых дней существования компании. Экспертами доказано, что три стартовые года – настоящая проверка предприятия на жизнеспособность. Часто молодые фирмы терпят поражение именно из-за низкого качества управления и отсутствия у руководства элементарных знаний о законах предпринимательства. На последующих этапах роста владельцев, не имеющих бизнес-образования, также ждут немалые трудности.

Какие образовательные центры бывают

Для повышения квалификации и расширения профессионального кругозора можно воспользоваться услугами центра бизнес-образования. Необходимо обратить внимание, что этот путь подходит в большинстве случаев для специалистов, уже имеющих базовые навыки и желающих их улучшить. УЦ предлагают достаточно широкий спектр программ – от однодневных бизнес-семинаров и тренингов до многомодульных курсов, в том числе и от зарубежных коллег. Доступно и MBA-обучение.

Все программы разрабатываются с учетом того, что у слушателей может быть разный уровень опыта. Например, кому-то будет интересна финансовая школа, в которой имеются программы для топ-менеджеров и руководителей. Некоторые из курсов могут быть направлены на личностное развитие и обучение таким навыкам, как осознание собственной силы, расширение интеллектуальных горизонтов, быстрое обретение новых знаний в необычных условиях.

Сегодня бизнес-тренеры и преподаватели ищут новые подходы, совмещая классические методы обучения и формирования навыков не только с принципом ориентации на практику, но и с альтернативными методиками из области нетрадиционной психологии.

Высшее

Бизнес-образование высшего уровня необходимо всем, кто решил связать свою карьеру с предпринимательством. Оно не затрагивает всех практических вопросов, за его пределами остаются частности, но зато степень бакалавра помогает получить фундаментальные знания в той или иной сфере, что в дальнейшем не только повлияет на взгляды, но и может полностью изменить стиль мышления.

Высшее бизнес-образование имеет три ступени

  • бакалавр;
  • специалист или магистр;
  • кандидат, доцент, доктор.

Форма обучения может быть разной: очной (дневной, вечерней), заочной, дистанционной. При наличии первого высшего срок второго уменьшается на два года. Для обучения на первой ступени и в специалитете необходим аттестат о среднем образовании.

Дистанционное

В современном мире люди, имеющие свое дело, часто сталкиваются с постоянным дефицитом времени, поэтому для них актуально дистанционное обучение. Такой формат позволяет слушателям учиться любое время и в любом месте. Сейчас всю большую популярность приобретает бизнес-образование онлайн. Специфика методики состоит в том, что человек сам выбирает, когда ему заниматься.

Лидеры в России

Топ-5 вузов, в которых гарантированно можно получить бизнес-образование высшего качества:

  1. Высшая школа менеджмента СПбГУ. Учебное заведение может гордиться спектром программ обучения. Имеются корпоративные курсы для руководителей. Согласно опросам выпускники высоко оценивают как уровень знаний, так и полезные связи, которыми они обзавелись во время обучения.
  2. Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС. Программы имеют три международные аккредитации и включены в топ-100 лучших бизнес-программ мира. Слушатели отмечают, что институт помог им не только построить карьеру, но и усовершенствовать свои личностные навыки. Высоко оценивается и качество обретенных профессиональных связей.
  3. Институт бизнеса и экономики. Совместное детище Калифорнийского Государственного Университета Ист Бэй и РАНХиГС. Здесь диплом американского образца вы можете получить, не покидая Москвы. Практикуется онлайн-бизнес-обучение, лекции ведут преподаватели из США и РФ. Имеется возможность продолжить учебу в Штатах. Весь образовательный процесс проходит на английском.
  4. Московская международная высшая школа бизнеса (МИРБИС). Практически постоянно занимает лидирующие позиции в отраслевых рейтингах. В стенах учреждения слушатели формируют широкий круг полезных деловых связей. Программы – от семинаров до повышения квалификации и переподготовки. Предлагается и корпоративный формат обучения.
  5. Бизнес-школа Integral на базе Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Входит в тройку лучших по показателю «деловые связи». Множество ее выпускников занимает руководящие должности в больших и известных компаниях. Это заведение рекомендует рейтинг Forbes.

5 главных трендов бизнес-образования

Последние несколько лет стало очень модно учиться. Работодатели регулярно отправляют своих сотрудников на различные курсы повышения квалификации и тренинги, заказывают корпоративное обучение и даже создают корпоративные университеты, в которых обучают не только своих сотрудников, но и партнеров и постоянных клиентов.

Сами сотрудники тоже не отстают от работодателей и постоянно находятся в режиме поиска лучших курсов по нужным им темам. Популярность бизнес-литературы тоже растет. На полках книжных магазинов лежит большое количество бестселлеров, которые учат успешно строить бизнес, карьеру и быть по-настоящему эффективным: в 2018 году российские эксперты отмечали тридцатипроцентный рост рынка деловой литературы и нон-фикшна.

Еще совсем недавно ситуация была другой. В начале нулевых, когда Русская Школа Управления только появилась, не было такого повального увлечения продуктивностью и профессиональным ростом. Конечно, люди учились и даже заказывали корпоративное обучение. Но в основном это были профильные курсы повышения квалификации. Управленческими компетенциями и личной эффективностью компании мало интересовались.

Запросы клиентов меняются, а вместе с ними меняется и рынок. Конец года — это отличное время для того, чтобы подвести итоги, заглянуть в будущее и решить, как реагировать на уже наметившиеся тренды. Предлагаем вместе разобраться, что ждет нас в новом десятилетии в сфере бизнес-образования.

Тренд 1. Высшего образования недостаточно

Высшее образование давно не является гарантией устройства на работу и залогом успешного карьерного роста. Согласно опросу Русской Школы Управления, 35% сотрудников российских компаний не работают по специальности, и это не мешает им строить карьеру. Для подавляющего числа работодателей куда важнее наличие нужных для работы компетенций: чем больше специфических точечных навыков у кандидата на вакансию, тем выше его шансы получить заветную должность. Компаниям нужны компетентные сотрудники, которые держат руку на пульсе и всегда знают, как использовать новые инструменты и технологии на своем месте. За такими работниками — будущее, и в такое развитие компания готова вкладывать.

К сожалению, высшее образование не направлено на отработку практических навыков. Обучение в вузах очень теоретизировано, там крайне мало преподавателей-практиков и очень редко используются форматы тренингов и деловых игр, в рамках которых можно отработать изученный материал.

Еще сложнее ситуация обстоит с управленческими компетенциями. Быть эффективным руководителям не научат в вузе и не расскажут, как ставить задачи, проводить совещания и мотивировать персонал. Всему этому приходится постоянно учиться самому.

Такие жесткие условия конкуренции и являются катализатором спроса на курсы повышения квалификации и тренинговые форматы. Они единственная возможность получить максимум практических знаний за короткий срок.

Тренд 2. Автоматизация бизнеса и процессов

Пока не так много компаний плотно занимаются проектами автоматизации и цифровой трансформации бизнеса. Однако постепенно ситуация меняется, и все больше руководителей пробуют реализовывать такие проекты.

Уже понятно, что банальной покупкой компьютеров и программ здесь не обойтись. Проекты автоматизации требуют существенной перестройки процессов уже на старте. Но, что более важно, процесс взаимной притирки ИТ и бизнес-процессов продолжается бесконечно, время от времени взрываясь кардинальными перестройками.

Топ-менеджеры не имеют права отдать эту зону ответственности на откуп ИТ-специалистам или внешним подрядчиками. Цифровизация все больше проникает в ключевые процессы компании, в которых досконально разбираются только руководители.

Традиционные управленческие навыки постепенно дополняются новыми возможностями и расширяют сферу влияния топ-менеджеров компаний. Бизнес-школы вынуждены подстраиваться под изменения потребностей руководителей и расширять свои управленческие программы обучения, внедряя новые прикладные инструменты.

Читать еще:  Всэи дистанционное обучение

Тренд 3. Короткие форматы

Бизнес-образование постепенно идет к сокращению сроков обучения. Еще несколько лет назад идеальным форматом обучения для руководителя считался MBA, который длится 2-3 года. Сейчас же тенденции серьезно меняются. Руководители не готовы тратить так много времени на обучение и выбирают менее продолжительные курсы. По данным исследования РШУ, только 6% руководителей проходили обучение по программе MBA. Все остальные предпочитают курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, краткосрочные семинары и тренинги.

Людям не хватает времени на обучение, поэтому сейчас востребованы быстрые программы. Сегодня все привыкли к многозадачности и высокой интенсивности. И от обучения также хотят максимально активного вовлечения и большого объема знаний. С их помощью можно ненадолго выйти из цепочки своих дел, посмотреть стратегически на всю ситуацию, проконсультироваться с преподавателем и понять, что нужно менять. После этого можно приехать в офис и начать внедрять изменения.

Фактор нехватки времени, конечно, скажется на рынке бизнес-образования в будущем. Форматы будут все короче, а информация станет подаваться более концентрированно.

Тренд 4. Дистанционное обучение и новые технологии

Нехватка времени приводит еще к одной тенденции — переходу обучения в онлайн. Рынок дистанционного образования растет год от года. В 2018 году, по данным аналитиков, российские пользователи потратили на него более 1,3 млрд руб. Однако говорить о грядущем полном переходе бизнес-образования в онлайн пока рано.

Участники курсов и тренингов по-прежнему больше доверяют традиционному аудиторному формату. Согласно опросу Русской Школы Управления, в 2020 году 94% российских компаний планируют проводить обучение своих сотрудников в очном или очно-заочном форматах.

Главными факторами, влияющими на популярность аудиторных занятий, по-прежнему являются получение полноценной обратной связи от преподавателя, обмен опытом с коллегами по обучению и отработка навыков в рамках групповых практических занятий.

Онлайн-формат позволяет получать новую информацию и нужные знания. Но вот мотивационный толчок даст только очное обучение, так как только там можно пообщаться с коллегами и перенять их опыт, получить обратную связь от эксперта-преподавателя и задать вопросы по конкретным узким темам. Все это мотивирует на развитие и применение новых знаний.

Тренд 5. Обучение специалистов старше 50 лет

В этом году в связи с пенсионной реформой остро встал вопрос профессионального развития старшего поколения сотрудников. Работать теперь они будут дольше, а значит заметно вырастет конкуренция на рынке труда. И здесь важно понимать, в чем специфика профессионального развития таких специалистов.

Специалисты в возрасте 50+ — это довольно опытные эксперты. Если они уже достигли высокого профессионального уровня, то наверняка давно сформировали привычку регулярно учиться и повышать квалификацию. И такие специалисты обычно учатся до самой пенсии.

Но есть немало тех, кто хочет усилить свой профессионализм, добиться новых карьерных высот или радикально изменить сферу деятельности. В этом случае сотрудники часто идут учиться управленческим компетенциям. Позиция руководителя предполагает, что он должен хорошо разбираться в управлении персоналом, финансах, маркетинге и других отраслях. Самостоятельно получить такие навыки довольно сложно.

Некоторые специалисты решают серьезно подтянуть свои soft skills (переговорные и презентационные навыки, тайм-менеджмент, эмоциональный интеллект, управление командой). Такие навыки усиливают профессиональную базу специалиста и позволяют максимально реализовать свой потенциал.

Отдельным трендом является обучение бизнес-навыкам. В этом возрасте многие решаются на открытие собственного дела. И, как ни странно, шансы основать успешный стартап у них максимально высокие. Согласно исследованию Kellogg, у 50-летнего человека почти в три раза выше шансы создать успешный стартап, чем у 25-летнего. Содержательно здесь потребуется и полный спектр управленческих компетенций, и особые «стартаперские»: разработка и развитие продукта, поиск и развитие клиентской базы, управление проектом и привлечение финансирования.

Присоединяйтесь к нам в Telegram! Канал Русской Школы Управления о вопросах непрерывного развития, повышения квалификации и трендах бизнес-образования @rusuprav
Рынок делового образования быстро меняется и реагирует на ключевые изменения в экономике, трудовом законодательстве и технологиях обучения. Задача работодателей и бизнес-школ — вовремя обратить внимание на существующие тренды и заранее начать перестройку существующих образовательных процессов, не забывая использовать разные форматы, индивидуально подстраиваемые под конкретные цели. Только в этом случае можно говорить об эффективном и действительно полезном обучении персонала. Анастасия Боровская Директор Русской Школы Управления

Основы предпринимательства для неменеджеров

  • 12 недель

от 7 до 9 часов в неделю

понадобится для освоения

3 зачётных единицы

для зачета в своем вузе

Цель дисциплины — ознакомление студентов с процессом развития предпринимательского проекта. Изучение курса будет способствовать формированию предпринимательского мышления. По окончании курса студенты будут представлять различные роли предпринимательства в обществе, на уровне организации и в своей собственной жизни. В результате студенты будут уметь находить и оценивать бизнес-возможность, овладеют инструментами анализа конкурентной бизнес-среды, будут иметь навыки развития предпринимательского проекта.

О курсе

Цель дисциплины — ознакомление студентов с процессом развития предпринимательского проекта.

Изучение курса будет способствовать формированию предпринимательского мышления. По окончании курса студенты будут представлять различные роли предпринимательства в обществе, на уровне организации и в своей собственной жизни. В результате студенты будут уметь находить и оценивать бизнес-возможность, овладеют инструментами анализа конкурентной бизнес-среды, будут иметь навыки развития предпринимательского проекта (разработка бизнес-модели, поиск и привлечение ресурсов).

Курс ориентирован на студентов любых направлений обучения, дает базовые знания и навыки в области предпринимательства.

Итоговая оценка складывается из накопленных выполненных заданий. Кроме тестовых заданий в курсе предусмотрено самостоятельное применение студентами разобранных на занятиях инструментов (задания на взаимопроверку).

Занятия проводятся двумя преподавателями с привлечением действующих предпринимателей.

Иван Шишалов, имеет опыт реализации нескольких СтартАп-ов. Проект «Лесной дозор» вырос из простой идеи и превратился в международный развивающийся бизнес. На пути своего развития проект был лауреатом различных премий, выиграл целый ряд российских и зарубежных конкурсов, получал как государственные гранты, так и частные венчурные инвестиции. Иван сейчас является руководителем проектов в «Международном кластере Информационных технологий Нижегородской области», занимается инфраструктурными проектами развития ИТ в Нижегородской области.

Нина Зверева, предприниматель, создатель и директор первой частной школы телевидения в России, дважды лауреат премии ТЭФИ. Ныне бизнес-тренер, коуч, автор бестселлеров по искусству коммуникации.

Формат

Курс состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной. Некоторые недели будут заканчиваться заданием на взаимопроверку студентами по применению разбираемых на занятиях инструментов по развитию предпринимательского проекта. Некоторые недели в итоге будут заканчиваться оцениваемым тестом из 15 вопросов. Итоговый экзамен состоит из тестов и расчетных задач.

Требования

Программа курса

1. Природа предпринимательства

2. Поиск предпринимательской возможности

3. Предпринимательское и креативное мышление

5. Первичная оценка рынка

6. Тестирование и корректировка бизнес-модели

7. Поиск и привлечение ресурсов

8. Легализация бизнеса

9. Презентация проекта инвестору

10. Финансовые показатели проекта

12. Внутрифирменное предпринимательство

Результаты обучения

В результате студенты, освоившие курс «Основы предпринимательства для неменеджеров», разовьют следующие компетенции:

1. Будут способны работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения задач по развитию предпринимательского проекта.

2. Будут способны находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею.

3. Будут способны оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач по развитию предпринимательского проекта.

4. Будут способны разрабатывать бизнес-план создания и развития новых организаций (направлений — деятельности, продуктов и т.п.).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector