Nedocs.ru

Онлайн платформа для образования
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Надомное обучение по математике

3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное образование

Формально вроде одно и то же: ребёнок учится дома. Но фактически это совершенно разные понятия. Чтобы не возникало путаницы, мы расскажем о сути каждого вида семейного образования и раскроем их преимущества и недостатки.

Надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомной форме обучения остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

‍Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому, а также утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.

Плюсы надомного обучения

  • Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  • Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  • Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  • В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, не будет аттестован.
  • Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  • Практически полное отсутствие социализации.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии, когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Юридически дистанционная учёба не является формой получения домашнего образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  • Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  • Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  • Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.
  • Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  • Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения домашнего образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой, в которой учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего, и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда ученику необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подбор школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным видами обучения возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, в некоторых регионах даже предусмотрена компенсация за семейное образование.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Плюсы семейного обучения

  • Это полноценная форма получения образования.
  • Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
  • Доступно всем.
  • Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  • Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  • Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  • Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

Выводы

  • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
  • Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
  • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
  • Семейное и дистанционное смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.

Онлайн-школа «Фоксфорд» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождают интерактивные домашние задания и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.

Бывает, что ребёнку не нравится в школе: отношения с учителями не складываются, дружба с одноклассниками не получается, жизнь по строгому расписанию — тоже. Конечно, можно потерпеть и преодолеть, а заодно — превратить детство в череду ненужных стрессов. Или уйти из школы и учиться в комфортном режиме.

Бывает, что ребёнку не нравится в школе: отношения с учителями не складываются, дружба с одноклассниками не получается, жизнь по строгому расписанию — тоже. Конечно, можно потерпеть и преодолеть, а заодно — превратить детство в череду ненужных стрессов. Или уйти из школы и учиться в комфортном режиме.

Рассказываем о видах домашнего обучения и разбираемся, как на него перейти.

Надомное, дистанционное, семейное

Многие люди не различают формы образования и форматы обучения, поэтому в вопросах учёбы вне школы много путаницы. Давайте разбираться.

Начнём с формы образования. Их всего две: «внутри» образовательной организации (школы, гимназии, лицея) и вне её. Причём «внутри» вовсе не означает, что ребёнок физически ходит в класс, он может учиться и дома. Но при этом числится в своём классе, получает учебники, занимается по программе школы, сдаёт экзамены по расписанию.

На такое надомное обучение нельзя перейти по желанию родителей — нужно получить заключение медицинской комиссии о том, что ребёнок по состоянию здоровья не может посещать школу. В этом случае учителя будут приходить к школьнику домой или заниматься с ним дистанционно, например по скайпу.

Мы плавно перешли к понятию дистанционного обучения. И это уже не форма образования. Учиться на расстоянии могут дети, которые ходят в школу каждый день, если преподаватели дополнительно используют этот формат. И ребята, к которым педагоги приходят на дом. И те, которые учатся вне школы — получают семейное образование.

Учимся без школы

Теперь подробнее о второй форме образования. Законом «Об образовании» предусмотрено две формы обучения вне школы: семейное и самообразование. До 10-го класса можно получать только семейное образование: ребёнка учат родители и репетиторы. Для старшеклассников допустимо и семейное и самообразование — когда подростки занимаются самостоятельно: читают учебники, слушают лекции, смотрят видеоуроки.

Причин уйти из школы может быть несколько: желание сконцентрироваться на определённых предметах, конфликт с учителями или одноклассниками, профессиональные занятия спортом, музыкой или танцами или просто разочарование в школьном образовании.

Вернуться в школу, так же как перейти на внешкольное обучение, можно в любой момент.

Что нужно, чтобы перейти на домашнее обучение

  1. Заявление в школу о переводе на семейное образование или самообразование.
  2. Заявление-уведомление о выборе формы обучения в органы местного самоуправления. В Москве это управа района. В Санкт-Петербурге, Севастополе и остальных регионах — Управление образования.
  3. Заявление об отчислении — если ребёнок уже учится в школе. Если вы только готовитесь к поступлению в 1-й класс, то достаточно заявления из второго пункта.
  4. Заявление о проведении промежуточной аттестации в любую школу на ваш выбор.
Читать еще:  Новые технологии в обучении

Аттестация нужна, чтобы доказать, что ребёнок действительно учится. Формально процесс выглядит так: накануне экзамена директор подписывает приказ о зачислении ребёнка в школу на время испытаний. После окончания — приказ об отчислении.

До 9-го класса, когда ребёнку обязательно нужно сдать ГИА, промежуточные аттестации можно вообще не проходить. Но если хотите объективно оценивать успехи домашнего обучения, экзамены лучше сдавать каждый год.

Ежегодную промежуточную аттестацию можно пройти дистанционно. В интернете есть список школ, которые готовы принимать экзамены онлайн за определённую плату.

Домашнее обучение: Физику штудируем на диване, математику — на море

Достало! Достало вставать каждое утро в 6, будить дочь, которая ни в какую не хочет просыпаться. Скандалить из-за вечно медленных сборов в школу, куда моя 12-летняя отроковица влетает ровно за минуту до звонка. Порой читаю в соцсетях, как дети учатся дома, и завидую: живут же люди!

Может, и нам попробовать забыть про школу и учиться самостоятельно? Физику будем штудировать в комфорте на любимом диване, на биологию выберемся в парк, изучим местные газоны. Тем более в самом переходе нет ничего сложного: написал заявление в школе — и раз в полгода приходи на аттестацию по всем предметам.

Я решила изучить вопрос. Моим консультантом стала Лейла САЗОНТОВА , мама пермского семиклассника, который уже шестой год осваивает школьную программу на дому. Вместе с Лейлой мы выяснили, что правда, а что миф в семейном образовании.

МИФ 1.

Семейное образование подходит не всем

— На домашнее обучение может перейти каждый, — говорит Лейла. — Но для начала родители должны спросить себя — готовы ли они? Ведь вам придется погрузиться в учебный план (взять его можно в школе, к которой вы остаетесь прикреплены. — Авт.), вникнуть в процесс. Больше времени понадобится, чтобы выбрать нужные учебные пособия. При этом все повседневные дела и работа останутся в прежнем объеме. Второй момент — надо спросить ребенка. Ему-то это нужно? Может быть, ему нравится школьная движуха. В таком случае, выдергивая ребенка на семейное образование, родители больше теряют, нежели приобретают.

Почему мы ушли на семейное обучение? Было много поводов, в том числе конфликт в классе, некомпетентность педагога, но основная причина — так было удобнее для всей семьи.

МИФ 2.

Одному из родителей надо бросать работу

— Многие мамы уверены, что для обучения ребенка на дому им нужно уволиться с работы, — объясняет Лейла Сазонтова. — Это крайность. Мой сын шестой год на семейном образовании, а я работаю. Правда, универсальной хитрости для совмещения своей работы и учебы ребенка нет. У всех семей график строится по-разному.

Мы пробовали разные варианты. Был период, когда сын учился дома по 5 уроков в день, как в школе. Когда это показалось нам неэффективным, перешли на другой вариант, когда сын несколько дней подряд глубоко изучал только один предмет. Сейчас этот предмет — биология. Закончит его — перейдет к другому. Но есть две дисциплины, которые он учит каждый день: математика и английский. Некоторые предметы мы вообще изучали по видео. Окружающий мир, например, или географию.

— Вы строго следуете учебникам?

— Нет. Всегда по-разному. Так же, как не имеет значения, где учить. Иногда мы решали примеры по математике, лежа на морском берегу. Формулы — скорость, время, расстояние — учили во время прогулки.

— Сложно ли вам было примерить роль учителя?

— По образованию я филолог, работаю в издательском бизнесе, но никогда не была учительницей и не хочу ею быть. Прежде всего я мама. И для сына я тот человек, с которым можно пройти по образовательному пути наравне.

СПРАВКА «КП»

Кто переходит на семейное обучение:

— если дети профессионально занимаются музыкой или спортом, а совмещать график тренировок и выступлений с уроками проблематично;

— религиозные убеждения вступают в противоречие с атмосферой в школе;

— ребенок плохо социализируется, у него не складываются отношения с одноклассниками, он становится объектом травли;

— родители много путешествуют вместе с ребенком или по работе часто меняют места жительства.

ВОПРОС — РЕБРОМ!

Как получать аттестат и сдавать ЕГЭ?

С организационной точки зрения никаких проблем с семейным обучением нет. Пока ребенок учится дома, он все равно продолжает ходить в свою школу на аттестации и контрольные работы — обычно раз в четверть. По итогам этих проверок ему выставляются оценки за год, которые потом идут в аттестат. То же самое и со всеми экзаменами — сдавать ГИА и ЕГЭ семейники должны в том же формате, что и обычные ученики. Если ребенок завалил аттестацию, то его автоматически снимают с семейного обучения и возвращают в класс.

— Ребенок на семейном обучении обладает тем же правовым статусом и льготами, что и любой ученик, который получает образование в стенах школы, — напоминает министр просвещения Ольга Васильева . — Например, при надомном обучении ребенок может принимать участие во всех школьных олимпиадах и пользоваться льготным проездом в автобусах и электричках.

ЗВОНОК ПСИХОЛОГУ

Римма ГЕРАСИМОВА:

Нельзя лишать ребенка класса, если ему там нравится

— Может оказаться хорошим решением забрать ребенка из школы, если у него научный склад ума. Если он любит постоянно заниматься каким-то одним делом. Изучать букашек, растения, решать сложные задачи и т. д. Таких детей наша школьная система, построенная на уравнивании всех учеников, на стремлении к золотой медали, может сломать. Ребенка долбят: если ты хочешь поступить в хороший вуз, ты должен успевать по всем предметам. А ему, наверное, это не нужно. Так он свой талант может утратить. В семейном же образовании вы как раз можете нацелиться на то, что интересно ребенку. А по остальным предметам он все равно подтянется — на тройку многого знать не надо. И если ребенку нравится учиться в школе, не забирайте его. Это ведь не просто учебное заведение, это школа жизни. Там очень много ситуаций возникает, когда ребенок может постоять за себя, учиться находить компромисс, договариваться с учителями, одноклассниками.

КОНКРЕТНО

ТОП-10* САЙТОВ ДЛЯ УЧЕБЫ БЕЗ ШКОЛЫ

interneturok.ru — видеоуроки, тренажеры и тесты по всем школьным предметам с 1-го по 11-й класс;

slovo.ws — готовые домашние задания по разным предметам и учебникам;

study.ru — «скоростные» уроки по английскому языку для начального уровня;

briefly.ru — это 2000 произведений школьной программы в кратком изложении;

gostei.ru — крупная онлайновая детская библиотека, которая содержит тексты программных произведений по литературе с 1-го по 11-й класс;

gramota.ru — огромный справочно-информационный портал по правилам и сложностям русского языка;

math-prosto.ru — программа по математике с 1-й по 11-й класс;

fizika.ru — учебники, задачники, лабораторные работы и тесты по физике для учеников 7 — 9-х классов;

orgchem.ru — интерактивный мультимедиаучебник по органической химии для школьников;

ebio.ru — электронный учебный курс «Открытая биология» с разделением по направлениям «Ботаника», «Зоология», «Человек», «Общая биология» и «Экология».

*По оценке Лейлы Сазонтовой.

МНЕНИЕ СКЕПТИКА

Взрослые просто не наигрались

В науке есть явление, которое называется «ошибка выжившего». Это когда мы делаем выводы, не имея перед глазами всей картины в целом. Например, мы думаем, что дельфины спасают тонущих, подталкивая их к берегу, потому что те люди, кого они толкали в море, уже не смогли ничего рассказать.

То же самое и с семейным обучением. Мы видим только самые удачные примеры. Прежде чем нарушать правила, нужно понимать, почему они возникли. Школьный звонок нужен, чтобы дети привыкали к дисциплине. Класс и педагог нужны для того, чтобы ребенок учился решать поставленные задачи, а не бегать и прыгать, потому что прямо сейчас хочется. А повторение уроков раз-два в неделю нужно для закрепления и отработки материала. И вот этих-то примеров сотни.

Нарушать все эти правила можно, если знаешь, как и чем их заменить. Например, даже самые прекрасные онлайн-уроки не сложатся у ребенка в единую картину мира, если учитель не покажет, как собрать эти отрывки в общий пазл.

Способные педагоги понимают, что к чему, и могут адаптировать школьный курс под конкретного ребенка. Если вы не из таких, то лучше все-таки подыскать подходящую школу или же нанять профессиональных репетиторов. Потому что все ваши ошибки отразятся на вашем же ребенке, и виноваты в них будете только вы сами. В конце концов, если вы сами не наигрались в школу, это не повод поиграть в нее дома, да еще и с живой «игрушкой».

Читайте также

Сократят ли летние каникулы и как будем сдавать ОГЭ и ЕГЭ: Минпросвещения ответило на главные вопросы о школе в период пандемии коронавируса

Замминистра просвещения Дмитрий Глушко дал интервью в прямом эфире на канале KP.RU в TikTok

Приемная кампания в вузы пройдет онлайн. Может быть

Минобрнауки готовит и оперативные, и долговременные меры для поддержки университетов и студентов

Школы в России выставят годовые оценки по итогам трех прошлых четвертей

Оценки за 4-ю дистанционную четверть не отразятся на итоговых баллах учеников

Выпускникам 9-х классов придется сдавать только два обязательных предмета

Замминистра просвещения Дмитрий Глушко ответил на вопросы «Комсомольской правды» об учебном годе и ЕГЭ в TikTok

Школы смогут закончить учебный год раньше: министерство просвещения предложило регионам три варианта мер

Местные власти могут выбирать сценарий в зависимости от эпидемиологической обстановки

Министерство просвещения расскажет, что будет с учебным годом и ЕГЭ

Сайт kp.ru и TikTok проведут прямую трансляцию с заместителем министра просвещения Дмитрием Глушко [9 апреля, 16.00. мск]

Читать еще:  Дистанционное обучение удгу

Вирусы, учитель в трусах и буллинг от одноклассников: чем еще угрожает детям дистанционное обучение

Разбирались, чем опасны популярные платформы для дистанционного обучения и какой курс молодого бойца нужен ребенку и учителю

«Достаньте телефоны, зайдите в мой Instagram». В Югре учительница преподает историю в соцсетях

Урок в TikTok: школьники учат предмет, не вылезая из смартфонов [видео]

Списать не у кого, зато можно заниматься в пижаме: Как проходит дистанционное обучение школьников

Корреспондент «Комсомолки», мама второклассника из Санкт-Петербурга рассказала о плюсах и минусах нововведения

Все о ЕГЭ по истории

Мы сделали подборку онлайн-тестов с заданиями и решениями

Все о ЕГЭ по биологии

Рассказываем о структуре экзамена и предлагаем подборку вспомогательных материалов

SMM, HTML, VR и все такое: 25 бесплатных онлайн-курсов, чтобы освоить перспективные профессии во время самоизоляции

“КП” составила полезнейшую подборку бесплатных онлайн-курсов для тех, кто готов учиться программированию, интернет-маркетингу и даже виртуальной реальности

Все о профессии дизайнер

Рассказываем, где получить образование и какие есть специализации

Школьники смогут готовиться к ЕГЭ по телевизору

Министерство просвещения запустило новую платформу для учебы и подготовки к экзаменам

Отменять или переносить ЕГЭ из-за коронавируса не будут

Министр просвещения ответил на вопросы родителей и педагогов о ЕГЭ в 2020 году

Возрастная категория сайта 18+

Надомное обучение учащихся математике

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Бурцева О.Г., учитель математики первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №4» г. Новозыбкова

Индивидуальное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой учитель взаимодействует с одним учеником.

Главное достоинство индивидуального обучения – оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребёнка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретной задачи, следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Всё это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что позволяет достигать высоких результатов обученности. Основу индивидуального обучения составляет индивидуальный подход, который определяется как:

— ориентация на индивидуальные особенности ребёнка в обучении с ним;

-учёт индивидуальных особенностей ребёнка в процессе обучения;

— создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребёнка в отдельности.

К особенностям учащихся, которые в первую очередь учитываются при индивидуальном подходе, относятся:

— уровень умственного развития школьника, его обученность и обучаемость;

— индивидуально-типологические особенности: быстрота, темп, работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, скорость восприятия, запоминания;

Организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучение являются приоритетными, называется индивидуализацией обучения.

Основные цели индивидуализации обучения математике:

сохранение развитие и использование в обучение индивидуальных качеств личности ребёнка;

развитие и использование в обучении познавательных интересов каждого ребёнка;

развитие и использование в обучении интеллектуальных способностей и талантов каждого школьника;

содействие средствами индивидуализации выполнение учебных программ каждым учащимся, предупреждению неуспеваемости учащихся ;

формирования общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика [1].

Одним из вариантов индивидуализированного обучения является надомное обучение. Практически в каждой школе есть учащиеся, которые по ряду причин, как правило, это болезнь, не могут посещать школу, поэтому находящиеся на надомном обучении. Для таких учащихся учебным планом предусмотрено меньшее количество часов на изучение математики по сравнению с другими обучающимися. Реализация программы надомного обучения обеспечивается за счёт уплотнения содержания материала каждого урока, что отражается в календарно-тематическом планировании. Данный материал содержит требования к математической подготовке на каждом этапе обучения в основной и средней школе и календарно-тематические планы для обучения математике учащихся надомного обучения [2].

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровье организуется следующим образом. Школьный учитель приходит домой к ребёнку (иногда ребёнок сам приходит в школу) и занимается индивидуально. Учитель имеет возможность установить, к какой психофизиологической группе по степени уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения относится ученик, изучить особенности развития, уровень знаний, умений, навыков, черты характера, склонности, интересы ученика и на этой основе наметить главные направления работы с ним: выбрать приёмы развития и обучения, в наибольшей степени отвечающие особенностям восприятия, памяти, психики [6].

Хочется поделиться опытом работы надомного обучения с учащимся 6 класса. Разработанная автором программа надомного обучения составлена на основе федерального образовательного стандарта основного общего образования с учётом характера течения заболевания ,особенностей его эмоционально-волевой сферы. Цель надомного обучения – освоение учеником содержания федерального образовательного стандарта определённого обязательным минимумом. На изучение математики отводится 87,5 часов из расчёта 2,5 часа в неделю (для сравнения на изучение математики в 6 классе отводится 175 часов из расчёта 5 часов в неделю), поэтому программа сокращена и уплотнена.Нетрудно заметить, что при домашнем обучении ученик должен освоить материал в 2,5 раза быстрее. При идеальной возможности проведения занятий два раза в неделю по 1-1,5 часа новый материал должен изучаться на каждом уроке. За один час нужно повторить пройденный материал, изучить новый, закрепить его и даже проверить. Такой темп непосилен даже для здорового ребёнка, поэтому ведется тщательный отбор материла соответствующего обязательному минимуму федерального образовательного стандарта .

В работе надомного обучения следует опираться на следующие значимые принципы: дифференциации, индивидуализации, гуманизма, опоры на положительное. Методами организации являются: беседа, рассказ, самостоятельная работа. Средства обучения: учебник, дидактический материал, раздаточный материал, компьютер. Исходя из этого ставятся следующие задачи:

— создание на уроке комфортной, благоприятной обстановки;

— создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

— создание атмосферы заинтересованности ребёнка в работе;

-использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

Оптимальные условия для индивидуального обучения обеспечиваются в период самостоятельной работы учащегося. Самостоятельная работа направлена на раскрытие творческого потенциала учащегося и предполагает такую организацию учебного процесса, при которой выбор способов, средств, темпа обучения учитывает индивидуальные особенности и потенциальные физические возможности обучающегося.

Для того, чтобы успешно осуществлять индивидуализацию надомного обучения, применяется учебно-методический комплекс, содержащий математические диктанты, тесты, самостоятельные и контрольные работы, имеющий целью проверить:

умение самостоятельно работать;

умение читать с пониманием и нужной скоростью учебный текс;

способность к сообразительности;

уровень логического мышления;

В качестве примера приведем учебно-методический комплекс по теме «Положительные и отрицательные числа» ,на изучение которой отводится 5 часов.

1.Математический диктант [4]

Запишите кратко: 4 градуса холода;8 градусов тепла;7 градусов выше нуля; 9 градусов ниже нуля.

Напишите, не используя слов «плюс» и « минус»: -16; 24; +5

Постройте на числовой прямой точки:0; 2 ; -1; 1,5; -1

Известно, что числа a , b , c , d связаны соотношениями ab с d и b =0.Установите знак чисел a , b , c , d .

Представьте себе отмеченными на числовой прямой следующие пары чисел и запишите, какое из этих чисел больше другого:

а) 400 и 3; б) -400 и 3; в) 400 и -3; г)-400 и -3;

Какие числа на числовой прямой удалены от числа 3 на 100 единиц?

В какой точке вы окажетесь, продвинувшись от числа 3 вправо на 400 единиц?

В какой точке вы окажетесь, продвинувшись от числа 3 влево на 400 единиц?

В какой точке вы окажетесь, продвинувшись от числа -3 вправо на 400 единиц?

В какой точке вы окажетесь, продвинувшись от числа -3 влево на 400 единиц?

Кузнечик прыгает по числовой прямой. Первый прыжок он совершает из точки О на 1 единицу, оттуда он прыгает влево на 2 единицы, затем вправо на 3 единицы и т.д., каждый раз меняя направление прыжка и увеличивая на 1 единицу длину прыжка. В какой точке окажется кузнечик после 50-го прыжка?

А1. Какая из точек имеет координату -5?

1) А 2) В 3) С 4 ) D

А2. Какое из чисел расположено на координатной прямой левее остальных?

1) 27 2)|-19| 3) -7 4)0

А3. Какое из чисел расположено на координатной прямой правее остальных?

А4. Какие целые числа расположены на координатной прямой между числами — 1,2 и 2 ?

1 ) — 2 , — 1 , 0 и 1 2 ) — 1 , 1 и 2

3) -1 и 1 4) -1, 0 и 1

В1. Ре ши те уравнение = -7,12.

В2. Сколько натуральных чисел расположено на координатной прямой между числами 4,3 и 8,2 ?

С1. Ленту разрезали на две части в отношении 2:3. Длина большей части ленты 54 см. Какова длина всей ленты?

А1. Какие из чисел являются противоположными?

1 ) 0 и 2 2) 5 и -0,2 3) 5 и 0,2 4) 9 и -9

0 2) -5,81 3) -5,81 и 5,81 4) 5,81

А3. Найдите верное неравенство.

А4. Укажите все значения х, при которых верно равенство |х| = 129.

1) 129 2) -129 3) 129 и -129 4) таких значений нет

В2. Вычислите: |-5,9| — |-2,8|.

С1. Известно, что х — отрицательное число. Сравните х и — х.

А1. Точка А (-3) была перемещена на 5 единичных отрезков вправо. Найдите координату новой точки.

В1. На сколько единичных отрезков переместилась по координатной прямой точка В (3), если она попала в точку К (- 2 ) ?

С1. Из 400 книг 80 — книги для детей. Какой процент от общего числа к ниг составляют книги для детей?

Самостоятельная работа №1 [5]

Изобразите на координатной прямой точки

Найдите числа, противоположные числам:

-210; 22; 38; -14; -2,2; 0,5; 3.

Читать еще:  Формы обучения в университете

Сколько целых чисел расположено на координатной прямой между числами -4 и 2,8?

Самостоятельная работа №2

1. Найдите модули чисел: 23; -3; 0; 2,5; -3 ;

2. Найдите значение выражения:

3. Сколько целых чисел расположено на координатной прямой между числами .

Самостоятельная работа №3

1. Сравните числа и результаты запишите в виде неравенства:

2.Отметьте на координатной прямой точку А(-2). Укажите точку В , в которую перейдет точка А при перемещении по координатной прямой на +3, и точку С, в которую перейдет точка А при перемещении на -5.

Закон о домашнем образовании

Еще несколько лет назад обучать ребенка на дому было возможно только в том случае, если он имел подтвержденную инвалидность. Сейчас родители могут перевести своих детей на домашнее обучение просто по желанию. Получение знаний вне стен образовательных учреждений регламентировано законом Российской Федерации № 273-ФЗ. Обучающийся дома ребенок имеет право сдать экзамены после 9 и 11 классов. Это позволяет ему, как и всем остальным детям, поступать на равных основаниях в средние специальные и высшие учебные заведения.

Закон о домашнем образовании

Все права учащихся, обязанности родителей и образовательных учреждений расписаны в федеральном законе N 273-ФЗ, который вступил в силу 29.12.2012 года. При переводе на самообучение нужно знать несколько статей закона, это:

  • Статья 17. В ней расписаны формы получения образования. Согласно данной статье, знания можно получить в форме самообразования или семейного обучения. Допускается сочетанное получение знаний, то есть можно некоторые предметы проходить в школе, а другие осваивать дома. Знания обучающегося оцениваются в учебном заведении путем проведения промежуточных и итоговых аттестаций;
  • Статья 44. Регламентирует права родителей брать на себя ответственность за образование детей. После получения документа о среднем образовании учащийся может уже сам выбрать форму обучения;
  • Статья 63. Расписывает особенности получения общего образования.

Закон об образовании не устанавливает возрастных ограничений на домашнее обучение. Однако родителям, если они желают перевести ребенка на альтернативный вариант усвоения школьной программы, необходимо тщательно изучить данный закон РФ. Это поможет понять, что они обязаны дать своему ребенку и какую помощь при этом может предоставить государство.

Варианты обучения на дому

Выбрать обучение вне стен школы можно с учетом состояния здоровья ребенка, исходя из особенностей жизни семьи и религиозных убеждений.

В России признаны три формы домашнего образования:

Каждый из вариантов имеет свои особенности. Выбирая из них, родители должны руководствоваться интересами ребенка и его возможностями. Необходимо помнить о том, что домашнее получение знаний имеет не только ряд преимуществ. У него есть и определенные недостатки, которые могут негативно сказаться на дальнейшей жизни ученика.

Особенности надомного варианта (в случае проблем со здоровьем)

В законе об образовании РФ надомное обучение предусмотрено для тех, кто имеет инвалидность. Надомное образование позволяет получить аттестат о среднем или общем образовании. Учащиеся с инвалидностью могут учиться либо по общей школьной программе, либо по индивидуальным, составленным с учетом их возможностей, планам. Уроки на дому могут быть сокращены до 20-25 минут или удлинены до 2-х часов. По завершении учебы по школьной программе выдается аттестат об основном или среднем общем образовании.

Этапы оформления ребенка на надомное обучение

Перевести ребенка на надомную форму учебы на самом деле не так сложно. Однако процесс упростится, если родители заранее будут знать, в какие учреждения следует обращаться.

Чтобы перевести ребенка на надомный вариант обучения, необходимо выполнить следующее:

  • Взять медсправку у участкового педиатра, о том, что ребенок по состоянию здоровья нуждается в домашнем обучении. Педиатр только выдает такую справку, а решение принимает комиссия МСЭ.
  • Написать заявление директору общеобразовательного учреждения, в котором учится ребенок. Если решение о надомном образовании принимается перед поступлением в первый класс, то заявление пишется на имя начальника Департамента образования города.
  • При необходимости составления индивидуальной программы родители или законные представители совместно с завучем или директором школы подбирают индивидуальный учебный план. В нем указывают необходимые для изучения предметы и их количество в неделю.
  • На основании медицинской справки и заявления составляют приказ. В нем указывают преподавателей, которые будут обучать ребенка на дому, и периодичность проверки знаний в течение всего года.
  • Родители получают журнал. В нем учителя должны отмечать пройденные материалы и количество отведенных часов, а также успеваемость учащегося. По окончании учебного года журнал сдают в образовательное учреждение.

Перечень патологий, дающих право на надомное обучение, утвержден Министерством здравоохранения РФ. Образованием детей на дому должна заниматься школа, ближайшая к месту проживания семьи.

Образовательное учреждение обязано:

  • обеспечить школьника бесплатными учебниками, справочниками. Речь идет о литературе, которая есть в школьной библиотеке;
  • оказывать консультационную помощь, помогающую усваивать общеобразовательные предметы;
  • проводить аттестации – промежуточные и итоговые;
  • после итоговой аттестации выдавать документ о получении соответствующего образования.

Родители имеют право приглашать педагогов из других школ, которые могут принимать участие и в проверке знаний школьника.

Особенности семейного образования

Учиться на дому может не только школьник-инвалид. Закон об образовании предусматривает возможность приобретать знания самостоятельно и в случае, если серьезных проблем со здоровьем нет. Тогда речь идет о семейном образовании. Родители могут обучать ребенка сами или приглашать репетиторов или педагогов, в школу ученик приходит только на промежуточные и итоговые аттестации.

На домашнее самообразование детей переводят по нескольким причинам, основные из них следующие:

  • Частые пропуски школы, связанные с профессиональными занятиями спортом, музыкой. Очень часто увлеченные дети вследствие занятий в спортшколах, секциях, из-за соревнований и конкурсов не могут каждый день ходить в обычную школу. Домашнее обучение позволяет им приобрести необходимый багаж знаний и получить соответствующий документ об окончании 9 или 11 класса.
  • Высокий уровень умственных способностей. Общешкольные программы рассчитаны на детей со средними знаниями, поэтому сверстникам, опережающим своих одноклассников в развитии, на обычных уроках не интересно. Это негативно сказывается на процессе учебы;
  • Характер работы родителей, предполагающий постоянные переезды. Частые переводы из одной школы в другую отрицательно сказываются не только на успеваемости, но и на психическом здоровье учеников. Избежать этого помогает самообразование;
  • Религия или идеологические соображения, не позволяющие отдавать детей в школу.

Переводя здорового ребенка на домашнее обучение, необходимо в первую очередь учитывать его желание. Многие дети отрыв от коллектива переносят очень болезненно.

Этапы перевода на домашнее обучение

Чтобы получать школьное образование в домашних условиях, необходимо выполнить следующее:

  • Написать заявление соответствующего образца в Департамент образования. Департамент образования предоставляет родителям перечень школ, куда ребенок может прикрепиться для сдачи итоговых экзаменов;
  • Школе необходимо издать приказ о переводе ребенка на семейную форму обучения;
  • Родителям необходимо заключить договор с образовательным учреждением. В данном договоре отражаются все обязанности и права как самих родителей и школьника, так и школы. В документе указывается количество промежуточных аттестаций и их сроки, необходимость присутствия на практических и лабораторных уроках.

При домашнем обучении педагоги школы не обязаны приходить на дом. Родители дают знания либо сами, либо приглашают репетиторов, либо ищут альтернативные варианты. Сроки итоговых и промежуточных экзаменов у обучаемого на дому могут совпадать с аттестацией у одноклассников. Однако многим более удобен вариант, при котором подбирается индивидуальный план оценки знаний.

При домашнем обучении в России закон предусматривает:

  • возможность перевода ребенка как из школы для обучения на дому, так и обратно в любом классе;
  • обеспеченин учащегося учебниками, консультативную помощь педагогов.

В Законе об образовании указано, что родители, по усмотрению субъектов РФ, где проживает семья, могут получать денежные средства, которые государство тратит на обучение каждого школьника, в качестве компенсации. Конкретные цифры могут разниться, а в некоторых районах и вовсе не предусмотрены такие субсидии, поэтому сумму денежных средств нужно уточнять по месту жительства.

Дистанционное образование

Получение школьных знаний с помощью интернета подходит тем детям, которые могут самостоятельно контролировать учебный процесс. Контакт с преподавателями происходит через системы телекоммуникации или очно. Практически нет единого плана дистанционного получения знаний, технических средств и специальной методической литературы. Но постепенно появляются частные учреждения, готовые работать со школьниками дистанционно.

Преимущества и недостатки домашнего обучения

У обучения ребенка вне стен традиционной школы есть свои плюсы и минусы.

Основные преимущества получения школьных знаний дома:

  • Более комфортная организация процесса: возможность заниматься в любое удобное время и из любого места, по своему собственному расписанию.
  • Возможность получать знания из разнообразных источников: учебников, электронной литературы, энциклопедий, видеоуроков.
  • Возможность обучать ребенка по интересующим его предметам в той степени, которая ему нужна.
  • Больше свободного времени на увлечения: музыку, спорт, научные кружки, изучение иностранных языков и т.д.
  • Выше эффективность усвоения темы: не отвлекают одноклассники, не тратится время на решение дисциплинарных вопросов.
  • Отсутствие стресса от пребывания в детском коллективе. Не все дети по своему характеру хорошо адаптируются в школах, что негативно сказывается на психическом здоровье и общем самочувствии.

При семейной и дистанционной форме самообразования семья может путешествовать в любое время года, так как нет необходимости учитывать школьное расписание.

К самым явным минусам домашнего получения знаний относят отсутствие социальной адаптации, особенно при отсутствии каких-либо групповых занятий, а также необходимость контроля со стороны родителей.

Изменения в законе об образовании в 2019 году

Закон ФЗ-№273 не совершенен, поправки в него вносятся практически ежегодно. Основная причина вносимых корректировок – несоответствие разработок закона реальному состоянию образования в РФ.

В новых поправках существенных изменений, касающихся среднего и общего школьного образования, нет. Единственное, что заслуживает внимание, – это то, что правительство на законодательном уровне закрепило такие формы обучения как семейное, сетевое, дистанционное.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector