Nedocs.ru

Онлайн платформа для образования
15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Типы собеседников в менеджменте

Классификация типов деловых собеседников

психологические науки

  • Туктагулова Наталья Шарифьянова , магистр
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • Похожие материалы

    Профессиональная деятельность – одна из сфер самореализации личности, когда человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности, добиться признания своей неповторимости, значимости в обществе. И хотя каждый деловой человек уникален, но для достижения успехов в своей деятельности и продвижения по служебной лестнице, он должен обладать рядом необходимых психологических качеств [1; 2; 3].

    Эти качества позволяют объединить людей в группы по каким-то общим характерным чертам. Абстрактный собеседник – это тип, воображаемая психологическая модель, отражающая определенные характерные свойства, которые имеют значение для подготовки и проведения деловой беседы. Естественно, что в жизни в чистом виде подобные типы не встречаются, но есть люди, которым в наибольшей степени свойственны особенности одного из них. Знакомство с «теоретическими типами» полезно для поиска оптимальных подходов к реальным собеседникам при организации групповой беседы [4].

    Основными критериями для классификации типов деловых собеседников являются следующие: компетентность, откровенность и искренность; владение приемами общения с другими участниками беседы, заинтересованность в теме и успехе беседы. Исходя из этого, психологами были разработаны так называемые абстрактные типы собеседников и характерных особенностей их поведения [11].

    В классификации представлено десять «абстрактных типов» собеседников:

    1. «Бессмысленный человек» – нетерпеливый, невыдержанный, возбужденный; своим поведением бессознательно подталкивает собеседника к тому, чтобы он не соглашался с высказанными тезисами и утверждениями. Имея дело с бессмысленным человеком, целесообразно не выходить за пределы профессионального общения, надо быть спокойным и опровергать его утверждения.
    2. «Позитивный человек» – доброжелательный и спокойный во время разговора. Такому человеку следует давать возможность проявить себя, особенно когда подводятся итоги встречи, обсуждаются предложения.
    3. «Всезнайка» – это человек, у которого всегда и на все есть своя мысль, и он обязательно хочет ее произнести, не прислушиваясь к мнению собеседника. Если приходится иметь дело с таким человеком, надо заставить его остыть, специально ставя сложные вопросы, а также привлекать его к обсуждению идей, предложенных другими.
    4. «Говорун» – такой человек не умеет выслушивать других, перебивает разговор, не ценя времени собеседника. Для предотвращения терять время, болтуна надо своевременно и тактично остановить, потому интересных идей он все равно не внесет.
    5. «Трусишка» – человек, отмалчивается, чтобы не выставлять себя на посмешище или не показаться бессмысленным. Такого человека следует поддержать, подчеркнув, что в него верят, к нему прислушиваются.
    6. «Хладнокровный» – это такой человек, который имеет отсутствующий вид; ему кажется недостойным внимания и усилий все то, что происходит. Общаясь с таким типом, лучше сразу признать его знания, опыт, проявить интерес к нему самому и его делам, тогда он проявит интерес к обсуждаемому делу.
    7. «Незаинтересованный тип» – бесцеремонно демонстрирует незаинтересованность всем тем, что происходит вокруг. Для того чтобы вступить с таким человеком в контакт, надо все-таки найти то, что для него может иметь существенное значение.
    8. «Важная птица» – это люди, которые совсем не терпят критики. Они считают себя лучше других, а собственные предложения единственно правильными. С такими людьми надо быть осторожными и стараться не критиковать их. Вместе с тем следует показать, что он такой же человек, как и другие.
    9. «Почемучка» – это такой человек, который не может удержаться, чтобы не задать вопрос по любому поводу. Общаясь с таким человеком, целесообразна переадресация ему самому его же вопрос для ответа. Это заставит «Почемучку» размышлять над проблемой, которая вынесена на обсуждение [5; 6].

    Очень важно обратить внимание на то, что один и тот же человек может меняться в зависимости от значимости темы, хода беседы, типа других ее участников и т. д. [7].

    В заключение отметим, что общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. Овладение искусством общения, знание различных психотипов личности, умелое использование методов диагностики и приемов влияния на собеседников, позволит будущему специалисту, взаимодействовать с деловыми партнерами, создавая благоприятный социально-психологический климат делового сотрудничества, доверия, взаимопонимания и уважения [8; 9; 10].

    Список литературы

    1. Игебаева Ф.А. О психологическом потенциале делового человека. //Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Материалы IV международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ч.I, Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. – С. 92 – 93.
    2. Игебаева Ф.А. Психологические качества преуспевающего человека. В сборнике: Образование и наука: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013. – С. 47 – 49.
    3. Игебаева Ф.А. Об этическом кодексе современного предпринимателя. В сборнике: Предпринимательство в России. Взаимодействие государства и бизнеса. Материалы международной научно-практической конференции: в частях. 2014. – С.50 – 51.
    4. Зельдович, Б. З. Деловое общение [Текст]: учебник/Б.З. Зельдович — М.: Альфа-Пресс, 2011. – 456 с.
    5. Лавриненко, В.Н. Психология и этика делового общения [Текст]: учебное пособие – 4-е изд. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 415с.
    6. Муравьева, О.И. Проблема общения [Текст]: учебник // Вестник Томского Государственного Университета. – 2005. – № 286. – С. 110-117.
    7. Игебаева Ф.А. Нравственность как ценностное выражение управленческой деятельности. В сборнике: Образование без границ– 2014. Materiały X międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014. – С. 88 – 90.
    8. Игебаева Ф.А. Значение нравственного фактора в управлении и бизнесе. В сборник: Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями. Сборник статей IX международной научно-практической конференции. Пенза, Приволжский дом знаний. 2010. – С. 34 – 36.
    9. Игебаева Ф.А. Эффективность деятельности менеджера – в стиле управления. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «Новаленсо». 2016. – С.55 –57.
    10. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности. В сборнике: Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений. Материалы VII международной научно-практической конференции. 2015. – С.14 – 15.
    11. Психологические типы собеседников и тактика общения с ними [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/PSIHOLOG/PSIH_UPR/UMK_DO /PRAK/ PRIL5 .HTM (Дата обращения 11.04.2016).

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Типы собеседников и их особенности

    Общение с конфликтной личностью и девиантное поведение

    Ключевые слова: конфликт, личность, девиация, девиантное поведение.

    Каждый человек обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться. Любой собеседник уникален. И все-таки их можно объединить в группы по каким-то общим характерным чертам. Абстрактный собеседник – это тип, воображаемая психологическая модель, отражающая определенные характерные свойства, которые имеют значение для подготовки и проведения деловой беседы. Естественно, что в жизни в чистом виде подобные типы не встречаются, но есть люди, которым в наибольшей степени свойственны особенности одного из них. Знакомство с «теоретическими типами» полезно для поиска оптимальных подходов к реальным собеседникам при организации групповой беседы.

    Основными критериями для классификации типов деловых собеседников являются следующие: компетентность, откровенность и искренность; владение приемами общения с другими участниками беседы, заинтересованность в теме и успехе беседы.

    В классификации представлено 9 «абстрактных типов» собеседников:

    1. Вздорный человек, «нигилист». Такой человек часто выходит за рамки темы деловой беседы. В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своїй позицией и подходом он смущает собеседников, неосознанно провоцирует их на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами.

    По отношению к нему рекомендуется вести себя следующим образом:

    · постараться обсудить с ним возможные спорные моменты заранее, до начала групповой беседы;

    · не терять хладнокровия и уверенности в собственной компетентности;

    · если есть возможность, включать в формулировки решения его слова;

    · прежде чем отклонить его решение, предоставить другим возможность опровергнуть его;

    · постараться установить с ним контакт, сделать его своим сторонником;

    · беседуя с ним с глазу на глаз, применять нерефлексивное слушание, чтобы понять истинные причины его негативной позиции;

    · в критический момент приостановить групповую беседу, чтобы дать ему остыть.

    2. Позитивный человек. Это самый приятный тип делового партнера. Доброжелательный и трудолюбивый, он стремится к сотрудничеству при проведении дискуссии.

    По отношению к нему целесообразно занять следующую позицию:

    · побуждать его к активному участию в дискуссии;

    · стараться, чтобы остальные участники беседы разделяли его позитивный подход к решению дискуссионных вопросов;

    · в критических ситуациях искать помощи и поддержки именно у него.

    3. Всезнайка. Он уверен в том, что все знает лучше всех. У него обо всем есть свое мнение, и он постоянно требует слова.

    При общении с ним следует придерживаться следующих правил:

    · посадить его рядом с ведущим беседу;

    · время от времени деликатно напоминать ему, что другие тоже должны высказаться;

    · попросить его, чтобы он и остальным собеседникам позволил принять участие в выработке решения;

    · предоставить ему возможность резюмировать, формулировать промежуточные заключения;

    · иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить кто-нибудь из участников беседы.

    4. Болтун. Часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратят все учасники беседы на выслушивание его пространных высказываний.

    Как к нему относиться:

    · как и «Всезнайку», посадить его поближе к ведущему беседу или другой авторитетной личности;

    · когда он начнет отклоняться от темы разговора, его нужно остановить, применяя для этого резюмирующие высказывания;

    · если он отклонится от темы еще дальше, спросить его, в чем он видит связь с предметом обсуждения;

    · спросить поименно участников беседы, каково их мнение;

    · заранее (или после перерыва) ограничить время отдельных выступлений и всей беседы, установить регламент.

    5. Трусишка. Этот тип собеседника характеризуется недостаточной уверенностью в себе при публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может показаться другим глупым или даже смешным.

    С таким собеседником нужно обходится особенно деликатно:

    · задавать ему ясные, конкретные вопросы;

    · продемонстрировать доброжелательность, заинтересованность, чтобы он развил свое замечание;

    · если он все же решился заговорить, применять нерефлексивное слушание и побуждать к этому других участников беседы;

    · помогать ему формулировать мысли, используя прием выяснения;

    · решительно пресекать любые попытки насмешек, саркастических высказываний в его адрес;

    · применять ободряющие формулировки типа: «Всем было бы інтересно (полезно) услышать ваше мнение»;

    · специально подчеркивать все позитивные моменты его высказываний, но не делать этого свысока.

    6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Такой человек замкнут. Часто чувствует себя и держится отчужденно, не включается в ситуацию деловой беседы, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий.

    В этом случае любым способом необходимо:

    · заинтересовать его в участии в обсуждении проблемы;

    · применить прием отражения чувств, например, обратиться к нему с такими словами: «Кажется, вы не совсем удовлетворены тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему?» В перерве попытаться выяснить причины такого поведения.

    7. Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его вообще не интересует.Он бы охотнее «проспал» всю беседу.

    Поэтому нужно:

    · задавать ему вопросы информативного характера, вовлекая его в беседу;

    · выясняя его точку зрения, избегать вопросов, отвечая на которые можно ограничиться словами «да» и «нет»;

    · задавать ему вопросы по теме разговора из той области, в которой он считает себя наиболее компетентным;

    · постараться выяснить, что интересует лично его.

    8. Важная птица. Такой собеседник не выносит критики – ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных.

    Существенными элементами позиции по отношению к нему являються следующие:

    · нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;

    · время от времени просить высказываться по какому-либо вопросу всех собеседников поочередно;

    · не допускать никакой критики по адресу других лиц, как присутствующих, так и отсутствующих;

    · не раздражаться из-за его манеры «вообще». Помнить, что ваша цель – конструктивное проведение беседы «здесь и теперь»;

    · до определенного момента соглашаться с ним, чтобы уменьшить его желание противоречить и подготовить его к контраргументации: «Вы совершенно правы. Учли ли вы то, что. »

    9. Почемучка. Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто сгорает от желания спрашивать.

    Как вести себя с таким собеседником? Здесь может помочь следующее:

    · на вопросы информационного характера отвечать сразу;

    · при групповой беседе привлекать к ответам на его вопросы, имеющие отношение к теме разговора, всех участников;

    · при индивидуальной беседе, по возможности, переадресовывать вопросы к нему самому: «Интересный вопрос. Хотелось бы узнать, что вы сами об этом думаете»;

    · сразу признавать его правоту, если не можете дать нужный ему ответ.

    Очень важно обратить внимание на то, что один и тот же человек может меняться в зависимости от значимости темы, хода беседы, типа других ее участников и т. д.

    Презентация по менеджменту на тему «Типы собеседников»

    При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

    Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Характерные черты вздорного человека часто выходит за профессиональные рамки беседы нетерпелив несдержан возбужден

    Варианты возможного общения с ним остаться в рамках профессиональной беседы и быть совершенно спокойным дать возможность другим собеседникам опровергнуть его утверждения

    Характерные черты позитивного человека добродушный трудолюбивый спокойно и обыкновенно участвует в дискуссии и подведении итогов

    Варианты возможного общения с ним дать ему возможность подвести итоги беседы умеренно включаться в дискуссию

    Характерные черты всезнайки думает, что все знает лучше всех обо всем имеет собственное мнение всегда требует слова

    Варианты возможного общения с ним потребовать от остальных собеседников выразить определенную позицию в отношении его утверждений

    Характерные черты человека-болтуна бестактно и без причин прерывает ход беседы не обращает внимание на время, которое тратит на свои выпады

    Варианты возможного общения с ним с максимумом такта остановить ограничить время его выступления

    Характерные черты трусишки недостаточно уверен в себе при публичных выступлениях боится высказываться молчит

    Варианты возможного общения с ним задать легкие и доверительные вопросы укрепить его веру в себя не допускать насмешек

    Характерные черты неприступного человека замкнут считает тему беседы недостойной его внимания

    Варианты возможного общения с ним признать его знания и опыт

    Характерные черты незаинтерисованного человека вообще не интересуется беседой спит на совещании

    Варианты возможного общения с ним расспросить его о работе привести примеры из круга его интересов

    Характерные черты для типа собеседника «Великая птица» чувствует себя выше остальных собеседников

    Варианты возможного общения с ним не применять прямой критики применять метод «да, но..»

    Характерные черты почемучки сочиняет и задает вопросы независимо от их реальной основы сгорает от желания постоянно спрашивать обо всем и всех

    Варианты возможного общения с ним направить его вопросы на других участников беседы

    Выберите книгу со скидкой:

    ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

    350 руб. 163.00 руб.

    350 руб. 171.00 руб.

    ЕГЭ-2019. География. Теория и практика

    350 руб. 213.00 руб.

    ОГЭ. География. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену

    350 руб. 197.00 руб.

    География. 10-11 классы. Атлас. (Традиционный комплект) (РГО)

    350 руб. 106.00 руб.

    География. 7 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

    350 руб. 106.00 руб.

    География. 5 класс. Атлас. (Традиционный комплект).

    350 руб. 106.00 руб.

    География. 10-11 классы. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

    350 руб. 59.00 руб.

    География. 6 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

    350 руб. 106.00 руб.

    География. Материки, океаны, народы и страны. 7класс. Атлас

    350 руб. 184.00 руб.

    География. 9 класс. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

    350 руб. 59.00 руб.

    География. Начальный курс географии. 6класс. Контурные карты

    350 руб. 101.00 руб.

    БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

    Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

    Бесплатный
    Дистанционный конкурс «Стоп коронавирус»

    • Прилепко Екатерина Петровна
    • Написать
    • 04.12.2015

    Номер материала: ДВ-226031

    Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

    Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    • 04.12.2015
    • 1497
    • 04.12.2015
    • 7630
    • 04.12.2015
    • 1532
    • 04.12.2015
    • 412
    • 04.12.2015
    • 319
    • 04.12.2015
    • 380

    Не нашли то что искали?

    Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

    Помогает проект «Инфоурок»

    Вам будут интересны эти курсы:

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    ТИПЫ СОБЕСЕДНИКОВ;

    Каждый человек уникален в своей своеобразной и неповтори­мой манере общаться с другими людьми. Вместе с тем всех обща­ющихся и являющихся собеседниками можно объединить в груп­пы по каким-то общим характерным признакам.

    Абстрактный собеседник — это тип людей, воображаемая пси­хологическая модель, отражающая определенные характерные свойства, которые имеют значение для подготовки и проведения деловой беседы.

    В чистом виде абстрактные собеседники не встречаются. Одна­ко в каждом человеке проявляются в большей степени те или иные признаки, на основании которых мы можем отнести собе­седника к тому или иному типу.

    Для классификации типов деловых, но абстрактных собеседни­ков используются следующие критерии:

    ■ компетентность, т. е. обладание знаниями, позволяющи­ми судить о предмете разговора, умение высказывать вес­кое, авторитетное мнение по вопросу, обсуждаемому в ходе деловой беседы;

    ■ владение приемами общения с другими участниками бе­седы;

    ■ заинтересованность в теме и успехе беседы.

    Классификация абстрактных типов собеседников. Вздорный человек (нигилист). Характеристика: часто выходит за рамки темы деловой беседы; в ходе деловой беседы нетерпелив, несдер­жан и возбужден; часто своей позицией и подходом неосознанно провоцирует собеседников на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами.

    Рекомендации по общению во время беседы:

    ■ следует постараться обсудить с ним возможные спорные моменты заранее, до начала групповой беседы;

    ■ не терять хладнокровия и уверенности в собственной компетентности;

    ■ стараться включать в формулировки решения его слова;

    ■ прежде чем отклонить его решение, предоставить другим собеседникам возможность опровергнуть его;

    ■ постараться установить с ним контакт, сделать его своим сторонником;

    ■ беседуя с ним с глазу на глаз, применять нерефлексивное слушание, чтобы понять истинные причины его негатив­ной позиции;

    ■ в критический момент приостановить групповую беседу, чтобы дать ему остыть.

    Позитивный человек. Характеристика: среди всех типов абст­рактных собеседников это самый приятный тип делового партне­ра; доброжелательный и трудолюбивый; всегда стремится к со­трудничеству при проведении дискуссии.

    Рекомендации по общению во время беседы:

    ■ следует побуждать такого собеседника к активному участию в дискуссии;

    ■ нужно стараться, чтобы остальные участники беседы раз­деляли его позитивный подход к решению дискуссион­ных вопросов;

    ■ следует в критических ситуациях искать помощи и под­держки именно у него.

    Всезнайка. Характеристика: труден в общении; всегда уверен в том, что знает все лучше других; любит навязывать свою точку зрения; обо всем имеет свое мнение; постоянно требует слова.

    Рекомендации по общению во время беседы:

    ■ посадить его рядом с ведущим беседу;

    ■ время от времени деликатно напоминать ему, что другие тоже должны высказаться;

    ■ предоставить ему возможность резюмировать, формули­ровать промежуточные заключения;

    ■ иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить кто-ни­будь из участников беседы.

    Болтун. Характеристика: часто бестактно и без видимой при­чины прерывает ход беседы; не обращает внимания на время, ко­торое тратят все участники беседы на выслушивание его про­странных высказываний.

    Рекомендации по общению во время беседы:

    ■ следует, как и всезнайку, посадить его поближе к веду­щему беседу или к другому авторитетному собеседнику;

    ■ в случае, если он начнет отклоняться от темы разговора, его нужно остановить, применяя для этого резюмирующие высказывания;

    ■ если такой собеседник отклонится от темы разговора еще дальше, его следует спросить, в чем он видит связь с пред­метом обсуждения того, о чем он говорит;

    ■ спросить поименно всех участников беседы, каково их мнение;

    ■ нужно заранее ограничить время отдельных выступле­ний и всей беседы в целом, обязательно установить рег­ламент.

    Трусишка. Характеристика: недостаточная уверенность в себе при публичных выступлениях; такой собеседник охотнее промол­чит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может по­казаться другим глупым или даже смешным.

    Рекомендации по общению во время беседы:

    ■ с таким собеседником следует обходиться особенно де­ликатно;

    ■ нужно задавать ему ясные, конкретные вопросы;

    ■ следует продемонстрировать по отношению к нему доб­рожелательность, заинтересованность. Нужно способ­ствовать тому, чтобы он развил свое замечание;

    ■ в случае, если такой собеседник решился заговорить, нуж­но применять нерефлексивное слушание и побуждать к этому других участников беседы;

    ■ следует помогать такому собеседнику формулировать мысли, используя прием выяснения;

    ■ решительно пресекать любые попытки насмешек и сар­кастических высказываний в его адрес;

    ■ обязательно применять ободряющие формулировки типа: «Всем было бы интересно (полезно) услышать ваше мне­ние»;

    ■ можно специально подчеркивать все позитивные момен­ты его высказываний, но не делать этого свысока.

    Хладнокровный, неприступный. Характеристика: замкну­тость; чувствует себя и держится отчужденно; не включается в де­ловую беседу, создавая впечатление у участников беседы, что это кажется ему недостойным его внимания и усилий.

    Рекомендации по общению во время беседы:

    ■ любым способом следует заинтересовать его в участии в обсуждении проблемы;

    ■ можно применить так называемый прием отражения чувств, например, обратясь к нему со следующими сло­вами: «Кажется, вы не совсем удовлетворены тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно уз­нать, почему? » В перерыве следует попытаться выяснить причины такого поведения.

    Незаинтересованный. Характеристика: тема беседы такого со­беседника не интересует. Он как бы «спит» во время беседы и безразличен к обсуждению.

    Рекомендации по общению во время беседы:

    ■ следует задавать ему вопросы информативного характе­ра, постепенно вовлекая его в беседу;

    ■ нужно, выясняя точку зрения такого собеседника, избе­гать вопросов, при ответе на которые можно ограничить­ся словами «да» и «нет»;

    ■ следует задавать ему вопросы по теме разговора из той области, в которой он считает себя наиболее компетент­ным;

    ■ можно постараться выяснить, что интересует лично его.

    Важная птица. Характеристика: абсолютно не выносит крити­ки — ни прямой, ни косвенной; чувствует и ведет себя как лич­ность, стоящая выше остальных.

    Рекомендации по общению во время беседы:

    ■ нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;

    ■ следует время от времени просить высказываться по ка­кому-либо вопросу всех собеседников поочередно;

    ■ не показывать свое раздражение по поводу манеры по­ведения такого собеседника;

    ■ следует до определенного момента соглашаться с таким собеседником, чтобы уменьшить его желание противоре­чить и подготовить его к контраргументации: «Вы совер­шенно правы. Учли ли вы то, что. »

    Почемучка. Характеристика: постоянно сочиняет и задает во­просы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманны; имеет непреодолимое желание спрашивать.

    Рекомендации по общению во время беседы:

    ■ следует на вопросы информационного характера отвечать сразу;

    ■ при групповой беседе нужно привлекать к ответам на во­просы такого собеседника, имеющие отношение к теме разговора, всех участников;

    ■ можно при индивидуальной беседе переадресовать во­просы к нему самому. Например: «Интересный вопрос. Хотелось бы узнать, что вы сами об этом думаете»;

    ■ сразу признавать его правоту, если не можете дать нуж­ный ему ответ.

    Абстрактные типы собеседников

    Абстрактный собеседник — это тип людей, воображаемая психологическая модель, отражающая определенные характерные свойства, которые имеют значение для подготовки и проведения деловой беседы.

    Для классификации типов деловых, но абстрактных собеседников используются следующие критерии:

    • • компетентность, то есть обладание знаниями, позволяющими судить о предмете разговора, умение высказывать веское, авторитетное мнение по вопросу, обсуждаемому в ходе деловой беседы;
    • • откровенность;
    • • искренность;
    • • владение приемами общения с другими участниками беседы;
    • • заинтересованность в теме и успехе беседы.

    Классификация абстрактных типов собеседников.

    Вздорный человек (нигилист). Характеристика: часто выходит за рамки темы деловой беседы; в ходе деловой беседы нетерпелив, несдержан и возбужден; часто своей позицией и подходом неосознанно провоцирует собеседников на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами.

    Рекомендации по общению во время беседы:

    • • следует постараться обсудить с ним возможные споры моменты заранее, до начала групповой беседы;
    • • не терять хладнокровия и уверенности в собственной компетентности;
    • • стараться включать в формулировки решения его слова;
    • • прежде чем отклонить его решение, предоставить другим собеседникам возможность опровергнуть его;
    • • постараться установить с ним контакт, сделать его своим сторонником;
    • • беседуя с ним с глазу на глаз, применять нерефлексивное слушание, чтобы понять истинные причины его негативной позиции;
    • • в критический момент приостановить групповую беседу, чтобы дать ему остыть.

    Позитивный человек. Характеристика: среди всех типов абстрактных собеседников этот самый приятный тип делового партнера. Всегда стремится к сотрудничеству при проведении дискуссии.

    Рекомендации по общению во время беседы:

    • • следует побуждать такого собеседника к активному участию в дискуссии;
    • • нужно стараться, чтобы остальные участники беседы разделяли его позитивный подход к решению дискуссионных вопросов;
    • • следует в критических ситуациях искать помощи и поддержки именно у него.

    Всезнайка. Характеристика: труден в общении, всегда уверен в том, что знает все лучше других, любит навязывать свою точку зрения, обо всем имеет свое мнение, постоянно требует слова.

    Рекомендации по общению во время беседы:

    • • посадить его рядом с ведущим беседу;
    • • время от времени напоминать ему, что другие тоже должны высказаться;
    • • предоставить ему возможность резюмировать, формулировать промежуточные заключения;
    • • иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить кто-нибудь из участников беседы.

    Хладнокровный, неприступный. Характеристика: замкнутость, чувствует себя и держится отчужденно, не включается в деловую беседу, создавая впечатление у участников беседы, что это кажется ему недостойным его внимания и усилий.

    Рекомендации по общению во время беседы:

    • любым способом заинтересовать его в участии в обсуждении проблемы;

    Незаинтересованный. Характеристика: тема беседы такого собеседника не интересует. Он как бы «спит» во время беседы и безразличен к обсуждению.

    Рекомендации по общению во время беседы:

    • • следует задавать ему вопросы информативного характера, постепенно вовлекая его в беседу;
    • • нужно, выясняя точку зрения такого собеседника, избегать вопросов, при ответе на которые можно ограничиться словами, да и нет;
    • • следует задавать ему вопросы по теме разговора из той области, в которой он считает себя наиболее компетентным.

    Важная птица. Характеристика: абсолютно не выносит критики — ни прямой, ни косвенной. Чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных.

    Рекомендации по общению во время беседы:

    • • нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;
    • • следует время от времени просить высказываться по какому-либо вопросу всех собеседников поочередно;
    • • не показывать свое раздражение по поводу манеры поведения такого собеседника;
    • • следует до определенного момента соглашаться с таким собеседником, чтобы уменьшить его желание противоречить и подготовить его к контраргументации.

    Болтун. Характеристика: часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы, не обращает внимания на время, которое тратят все участники беседы на выслушивание его пространных высказываний.

    Рекомендации по общению во время беседы:

    • • следует, как и всезнайку, посадить его поближе к ведущему беседу или к другому авторитетному собеседнику;
    • • в случае если он начнет отклоняться от темы разговора, его нужно остановить, применяя для этого резюмирующие высказывания;
    • • если такой собеседник отклонится от темы разговора еще дальше, то его следует спросить, в чем он видит связь с предметом обсуждения того, о чем он говорит;
    • • нужно заранее ограничить время отдельных выступлений и всей беседы в целом, обязательно установить регламент.

    Трусишка. Характеристика: недостаточная уверенность в себе при публичных выступлениях, такой собеседник охотнее промолчит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может показаться другим глупым или даже смешным.

    Рекомендации по общению во время беседы:

    • • с таким собеседником стоит обходиться особенно деликатно;
    • • нужно задавать ему ясные, конкретные вопросы;
    • • следует продемонстрировать по отношению к нему доброжелательность, заинтересованность. Нужно способствовать тому, чтобы он развил свое замечание;
    • • в случае если такой собеседник решился заговорить, нужно применять нерефлексивное слушание и побуждать к этому других участников беседы;
    • • следует помогать, такому собеседнику формулировать мысли, используя прием выяснения;
    • • можно специально подчеркивать все позитивные моменты его высказываний, но не делать этого свысока.

    Анализ структуры делового общения менеджера и его динамики позволяет выделить четыре этапа.

    • 1. Этап профессионального общения — познание и составление первичного психологического портрета взаимодействующего с менеджером человека. Психологическая информация о другом человеке зависит от конкретной ситуации общения и отражения его личностных свойств, степени знакомства с ним, наличия определенных сведений о нем в характеристиках и рассказах других работников. При непосредственном наблюдении за человеком являются его вербальные и невербальные акты поведения:
      • • речь и ее содержание, направленность, логичность, продолжительность, экспрессивность, особенности лексики, грамматики, фонетики;
      • • выразительные движения, мимика и жесты, экспрессия лица;
      • • движения, перемещения и позы человека, дистанция между людьми, сближение, соприкосновение;
      • • физическое воздействие на другого человека (касание, похлопывание, поглаживание, поддержка, совместные действия, отталкивание, толчки, удары).

    Важное значение для составления психологического портрета имеет анализ внешнего облика собеседника: манера одеваться, аккуратность в ношении одежды, следование моде или ее игнорирование, подражание в ношении одежды другим людям. При составлении первичного психологического портрета сотрудника рекомендуется ориентироваться на следующие параметры личности:

    • • направленность (потребности, мотивы, жизненные концепции и планы, ценностные ориентации, установки, склонности, желания, вкусы);
    • • операционные особенности поведения (знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения);
    • • психохарактерологические качества, выражающие отношения к различным сторонам действительности;
    • • психические свойства и процессы (особенности процессов и свойств интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сфер личности);
    • • социально-психологические особенности поведения (социальный и межличностный статус, роли, стиль жизни и работы, культура коммуникативного поведения и стиль общения, социально-психологические качества личности).

    Основными способами построения психологического портрета в процессе делового общения могут выступать: эмпатия, рефлексия, стереотипизация, индивидуализация.

    • Эмпатия: как способ психологического анализа позволяет проникнуть в эмоциональное состояние людей, взаимодействующих в той или иной жизненной ситуации.
    • Рефлексия: основывается на познании и оценке менеджером своей позиции и размышлениях о позиции другого человека, в ходе его мыслей, ближайших и перспективных планах поведения.
    • Стереотипизация: строится на основе переноса выявленных в практике общения менеджера типичных способов поведения, типичных свойств той или иной личности на конкретную ситуацию взаимодействия.
    • Индивидуализация — это способ анализа поведения и черт личности человека, в основе которого находится выявление особых психологических примет, индивидуальных особенностей деятельности, его умении и навыков.
    • 2. Этап профессионального общения — создание соответствующих условий и психологических предпосылок эффективных коммуникаций. Важнейшей психологической предпосылкой эффективного общения является выявление основной репрезентативной системы взаимодействующего с менеджером человека и опора на нее в процессе непосредственного контакта.

    По мнению-Д. Гриндера и Р. Бендлера, создателей теории нейролингвистического программирования, существует три основных канала, через которые люди получают информацию об окружающем мире: зрение, слух и кинетическое чувство. У каждого человека есть наиболее развитая репрезентативная система, которая может отличаться от репрезентативной системы другого человека.

    • 3. Этап профессионального общения — непосредственный контакт менеджера с другими лицами. Его цель — получение определенной информации и воздействие на партнера. Этот этап общения важен для устранения противоречий, непонимания и разногласий, решения вопросов согласованности.
    • 4. Этап профессионального общения — осознание менеджером результатов и последствий контактов.

    В деловом общении выделяются несколько фаз:

    Наиболее ответственной фазой является (подготовка делового общения, которое надо планировать, правильно выбрав место и время) определить для себя установки на результаты общения.

    Далее собственно наступают фазы общения. Первой из них является (вхождение в контакт). В этой фазе менеджер должен почувствовать состояние, настроение партнера, освоиться сам и дать возможность сориентироваться собеседнику — это самонастройка. Здесь очень важно сразу расположить партнера к себе и обеспечить ровное начало общения. Этот период завершается установлением психологического контакта.

    Следующая фаза — (концентрация внимания) на чем-то, какой-то проблеме, задаче сторон и разработке темы. Здесь выделяют мотивационный зондаж. Он производится с целью понять мотивы собеседника и выявить его интересы.

    Далее наступает фаза (аргументации и убеждения). Она имеет место, если есть расхождение во мнениях.

    Последней фазой является фаза (фиксации результата). Менеджер должен уметь почувствовать тот момент в общении, когда тема исчерпана или собеседник проявляет беспокойство. В этом случае необходимо завершать общение. Этот момент еще называют критическим. Но завершать деловое общение нужно так чтобы была перспектива продолжения, потому что разрыв отношений это конец контактов. Разрыв отношений для менеджера означает упущенные возможности. Менеджер в любой деловой беседе должен знать три аспекта (деловой, личный и динамику развития беседы).

    Читать еще:  Менеджмент компании тойота
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector