Nedocs.ru

Онлайн платформа для образования
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Римская мозаика мастер класс

Бизнес: школа мозаики

Как заработать на искусстве

Никита открыл школу мозаики в Санкт-Петербурге и зарабатывает на ней до 500 тысяч рублей в месяц. Вот его расклад.

Почему мозаика

Никита учился на художника-педагога в Санкт-Петербурге и писал портреты и картины на заказ. На третьем курсе постоянный клиент предложил сделать мозаику для камина в загородном доме. До этого Никита не работал с мозаикой, но согласился.

Мозаика — это изображение, сделанное из мелких деталей. Для нее используют камень, смальту, керамику или витражное стекло. Существуют десятки техник мозаики, но они похожи: детали выкладывают по рисунку и закрепляют в слое грунта — цементе, извести — или специальном клее.

В училище Никиту мозаике не учили, а информации о ней в интернете в 2005 году было мало. Никита читал книги и учился на практике. Заказ делал по выходным: профессионал справился бы за две недели, а у Никиты на первый камин ушло три месяца. Заработать на заказе не вышло — почти все деньги ушли на проезд за город и обратно. Зато Никита понял, что хочет заниматься мозаикой профессионально.

В 2008 году Никиту приняли стажером в мастерскую «Тавр», которая делала мозаики на заказ для частных и корпоративных клиентов. Никита помогал мастерам, не платил за обучение и даже получал сдельную оплату. Через полтора года ему стали доверять самостоятельные работы — придумывать эскизы и набирать мозаики.

Зарплаты не хватало, поэтому параллельно Никита преподавал живопись и рисунок, писал картины на заказ и даже открыл производство каминных облицовок и агентство по организации мероприятий.

Работа ученика школы мозаики Никиты Ранние работы Никиты

Первые ученики

Люди часто спрашивали, не берет ли мастерская учеников. Сначала мастера ссылались на занятость, но в 2011 году взяли трех учеников из художественных училищ. Преподавать доверили Никите: он уже обучил своих друзей, и у него единственного было педагогическое образование. Инструментов не хватало, поэтому на закупку новых потратили 10 тысяч рублей.

потратили на закупку новых инструментов

Через несколько месяцев учеников стало 10. Многие пришли без художественного образования. Чтобы все поместились, Никита арендовал новое помещение на 120 м² за 10 тысяч рублей в месяц. Мебель и инструменты бесплатно одолжил у «Тавра». Школу Никита юридически не оформлял.

Занятия два раза в неделю по четыре часа стоили 8 тысяч рублей в месяц. Прибыль достигала 50—70 тысяч рублей в месяц.

К 2013 году число учеников выросло до 20—30 человек. Никита пригласил преподавателя в помощь — за смену платил ему 1,5 тысячи рублей.

Первый зал для занятий. Школа располагалась на шестом этаже старого здания. В нем отсутствовал лифт, поэтому материалы приходилось таскать по лестнице

Как появилась школа «Сад Гранат»

В 2013 году Никита съездил в итальянскую школу мозаики в Спилимберго. Это самая большая и известная школа мозаики в мире. Никита посмотрел, как там все устроено, и захотел сделать что-то подобное.

За несколько месяцев молодой человек разработал несколько программ обучения — от простой к сложной. Нанял еще двух преподавателей. Отдельное ООО Никита открывать не стал — работал по своему ООО организатора мероприятий.

В 2014 году месячный оборот школы скакал от 38 до 338 тысяч, а прибыль — от минус 30 до плюс 150 тысяч. Основную часть денег Никита вкладывал обратно: на ремонт, инструменты и расходники.

У школы до сих пор не было названия — она так и называлась «Школа мозаики». Других школ мозаики в Санкт-Петербурге не было, поэтому люди не путали ее с чем-то еще. Никита вел соцсети — люди узнавали о занятиях из них и по сарафанному радио.

В 2015 году арендатор не продлил договор, и школе пришлось переезжать.

Никита нашел новое помещение на 90 м² за 60 тысяч рублей. Оно подходило по всем параметрам: на первом этаже жилого дома, с отдельным входом и с большими окнами в пол.

Здание, в котором находится школа Чтобы встречать гостей, Никита нанял администратора

В помещении покрасили стены, поменяли систему освещения и установили систему развешивания работ. Мозаика с альбомный лист весит 1—2 кг, поэтому им нужны специальные конструкции для размещения. На это потратили 220 тысяч рублей.

Для занятий нужна мебель: столы, стулья, стеллажи для хранения и развешивания мозаики, шкафы для инструментов и коробки для материалов. Никита докупал ее постепенно: если не хватает стола — покупал его, негде было хранить мозаики — шкаф. Мебель обошлась в 300 тысяч рублей.

потратил Никита на мебель

За 30 тысяч подключили торговый эквайринг, в 15 тысяч рублей обошелся сайт, а 10 тысяч потратили на первую рекламу в соцсетях. Добавили новые программы обучения и запустили онлайн-курсы.

Школа получила новое название — «Сад Гранат».

Ученики во время занятий. Все необходимое для работы в шкафчиках и на полках рядом Для занятий нужен постоянный доступ к воде, чтобы помыть инструменты или смыть следы цемента

Римская мозаика мастер класс

Данный курс — самый настоящий фундамент для освоения искусства мозаики.

Программа включает в себя 12 занятий по 3 часа, за которые вы освоите навыки работы с разными материалами и инструментами в процессе создания своей первой мозаики.

В результате Вы получите:
— Настоящую римскую мозаику 35 на 35 см, выполненная в классической технике из натурального мрамора и академической смальты.
— Опыт и базовые навыки для работы с художественной мозаикой.
— Диплом от Школы Мозаики с печатью мозаичной мастерской ТАВР (одна из ведущих мозаичных мастерских в России)

Курс подходит для всех, художественное образование не требуется. После прохождения курса вы сразу сможете участвовать в выставках учеников или записаться на один из наших авторских курсов.

Дневные группы 12:00 — 15:00
Вечерние группы 19:00 — 22:00
Воскресный интенсив 10:00 — 17:00 (с перерывом на обед)

В конце курса всех учеников ждет отчетная выставка с вручением дипломов и праздником!

Данный курс — самый настоящий фундамент для освоения искусства мозаики.

Программа включает в себя 12 занятий по 3 часа, за которые вы освоите навыки работы с разными материалами и инструментами в процессе создания своей первой мозаики.

В результате Вы получите:
— Настоящую римскую мозаику 35 на 35 см, выполненная в классической технике из натурального мрамора и академической смальты.
— Опыт и базовые навыки для работы с художественной мозаикой.
— Диплом от Школы Мозаики с печатью мозаичной мастерской ТАВР (одна из ведущих мозаичных мастерских в России)

Курс подходит для всех, художественное образование не требуется. После прохождения курса вы сразу сможете участвовать в выставках учеников или записаться на один из наших авторских курсов.

Дневные группы 12:00 — 15:00
Вечерние группы 19:00 — 22:00
Воскресный интенсив 10:00 — 17:00 (с перерывом на обед)

В конце курса всех учеников ждет отчетная выставка с вручением дипломов и праздником!

Читать еще:  Мастер на стройке какое образование

Программа включает в себя 12 занятий под руководством профессиональных мастеров. Курс рекомендован как тем, кто уже знаком с мозаикой (будет интересно, откроете для себя много нового), так и новичкам, тем, кто ни разу не пробовал.

По окончании курса Вы получите навыки работы с материалами и инструментами в дружной компании почитателей своего дела, а самое главное это ваш первый шедевр — работу 35х35 см. Такая мозаика станет отличным подарком или украшением вашего интерьера.

Витражное стекло, а также все расходные материалы, инструменты включены в стоимость курса.

Дневные группы 12.00 — 15.00
Вечерние группы 19.00 — 22.00
Субботний интенсив с 10.00 — 17.00 (с перерывом на обед)

В конце курса всех учеников ждет отчетная выставка, с вручением дипломов и небольшим праздником!

4 занятия по 3 часа.

Работа с стеклом — это очень красивый опыт!
У вас получится создать мозаику в современном стиле, которая интересна сама по себе, а в сочетании с другими элементами интерьера обретает еще большую выразительность и гармоничность!
Преподаватель Анна Симонова подготовила для вас 4 занятия по 3 часа.
12 часов в нашей студии – это две собранные вами мозаики и багаж знаний!

Что будем делать?
Первое занятие.
Набираем мозаику из витражного стекла по готовой подборке изображений размером 12*12 см. Научимся пользоваться инструментами: дисковыми кусачками, ломателями и стеклорезами. Будем раскалывать ими витражное стекло, из которого начнем собирать мозаику на прозрачную липкую плёнку. Узнаем откуда берется стекло и как с ним работать. Чем отличается витраж от мозаики из витражного стекла.

Второе и третье занятие.
Мы продолжаем начатую работу и поговорим о том, как создаются эскизы для мозаики. Разберём чем римский набор отличается от современного. В конце занятия наша мозаика почти набрана и готова к монтажу.
Смонтируем нашу мозаику на основу размером 15*15 см.

Четвёртое занятие.
Поговорим о материале смальта и о цветных штукатурках.
Приступим к выполнению второй мозаики.
Завершаем обе мозаики.

Все материалы, инструменты включены в стоимость.

Курс проходит по адресу: Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, 21 лит. А.

Римская мозаика мастер класс

Мозаика завораживает, проникает в самое сердце и душу. Она вдохновляет и приносит что-то необыкновенное в вашу жизнь. Мы уверены, что после завершения основного курса вы пожелаете продолжить развивать свой творческий потенциал и захотите создать новый, более масштабный и самостоятельный шедевр. Для этого наша студия предлагает воспользоваться абонементом:

  • Вам не нужно искать материалы и инструменты, мы все предоставляем.
  • Вам не нужно искать место, где вы можете творить и креативить, наша студия в вашем распоряжении.
  • Для желающих приобрести абонемент-у нас есть большой выбор эскизов для римской и стеклянной мозаики уже в распечатанном виде, вам не нужно тратить деньги на типографию. Но если вы хотите сделать работу по своему выбранному эскизу, обсудите это с преподавателем, вам всегда подскажут с выбором размера для печати и основы для мозаики.

Владельцам абонементов необходимо предварительно согласовать время с администратором.

  • 1 занятие-4 часа- 1800 р. (1 час/450 руб)
  • 5 занятий = 20 часов = 8 400 р. (1час/420 руб)
  • 8 занятий = 32 часов = 12 480 р. (1час/390 руб)
  • 12 занятий = 40 часов = 14 400 р. (1час/360 руб)
  • 15 занятий = 60 часов = 20 400 р. (1час/340 руб)

Сертификаты

Мы очень часто сталкиваемся с вопросом-что подарить родным, близким и друзьям. Поверьте, сертификат на курс или мастер-класс – это лучший подарок , который можно придумать. Искусство и творчество никогда не выйдут из моды и данный подарок всегда будет актуален как для женщин, так и для мужчин. В нашей студии можно почувствовать себя настоящим мозаичистом, творить в свое удовольствие.

Как приобрести сертификат?

1 .Выберите курс или мастер-класс

2. Свяжитесь с нами по телефону или напишите нам на электронную почту и мы с вами свяжемся

Приготовьтесь ответить на вопросы :

  • ФИО владельца курса или мастер-класса
  • выбранный курс-или мастер-класс
  • Ваш контактный телефон и электронная почта

Контакты

Адрес: Научный проезд, дом 8, строение 1, метро Калужская, Москва

Оставить заявку

Курс по римской мозаике «Тессера»

Слово Мозаика (Mosaico) происходит от латинского- Оpus musivum , что в переводе означает -произведение, посвящённое музам.

На данном курсе вы научитесь работать с натуральным камнем: подбирать цветовую гамму камней к эскизу, колоть камень на необходимые части (тессеры) при помощи специальных инструментов и, конечно же, обучимся римскому классическому набору . Будем создавать репродукции греческой, римской и византийской мозаики (большой выбор эскизов).

В процессе обучения обязательно ознакомимся с историческими корнями мозаики и ее переходу от эпохи в эпоху.

Курс позволяет прикоснуться к истории античных времен. Почувствуйте себя римским мозаичистом:)

А вы какой музе посвятите свою работу?:)

  • Расписание занятий: только у нас в студии можно подобрать расписание, удобное вам! Всё решаемо.
  • 15 занятий по 3 часа ( 2 раза в неделю). Это реальный срок собрать картину. Если не уложились в срок, денег за это не берем 🙂 Главное -результат и ваше хорошее настроение.

интенсив по воскресеньям- 7 занятий по 6 часов ( 1 раз в неделю)

Если не успеваете вовремя закончить работу, деньги за это не берем 😉

  • утро с 10.00-13.00
  • день с 14.00-17.00
  • вечер с 19.00-22.00
  • можно обсудить время, удобное вам

воскресенье группа-интенсив с 12.00-18.00 (перерыв на обед 30 минут)

  • Размер мозаики: 30х30 см на основе 40х40 см
  • Стоимость:
  • 14 000 руб при единовременной оплате
  • 17 000 рублей при оплате в 2 этапа

Курс Современная мозаика «Art glass»

Это всегда интересно, когда работа со стеклом превращается в художественное произведение.

На данном курсе, в отличие от римской мозаики, можно не ограничиваться особыми правилами, открыть в себе художника и раскрыть свой творческий потенциал.

На курсе вы научитесь работе с художественным (витражным) стеклом по эскизам российских и зарубежных художников (большой выбор эскизов).

Ваш шедевр украсит ваш интерьер или будет отличным подарком для друзей и семьи.

  • Расписание занятий: только у нас в студии можно подобрать расписание, удобное вам! Всё решаемо.
  • 12 занятий по 3 часа (2 раза в неделю). Если не уложились в срок, деньги за это не берем 🙂 Главное -результат и ваше хорошее настроение.

интенсив по воскресеньям- 6 занятий по 6 часов (1 раз в неделю)

  • утро с 10.00-13.00
  • день с 14.00-17.00
  • вечер с 19.00-22.00
  • можно обсудить время, удобное вам

воскресенье группа-интенсив с 12.00-18.00 (перерыв на обед 30 минут)

  • Размер мозаики: 30х30 см на основе 40х40 см
  • Стоимость:
  • 14 000 рублей при единовременной оплате
  • 17 000 рублей при оплате в 2 этапа

Мини-курс «Мозаика в стиле Пикассо» (поп-арт, кубизм)

Отстраняясь от привычных цветов, птиц, пейзажей и натюрмортов нашего основного курса по современной мозаики «Art glass», мы с вами соберем мозаику в стилях Кубизм, Поп-арт и известного и легендарного Пабло Пикассо.

Данный курс подойдет для тех, кому близки произведения художников-модернистов или для тех, кто хочет попробовать себя в этом направлении. Это очень увлекательный курс. Во время обучения разберем художников этих стилей, ознакомимся с их произведениями и узнаем много интересной информации.

Читать еще:  Школа журналистики мастерская by ru

Кубизм-это модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX столетия во Франции. Возникновение кубизма традиционно датируют 1905—1907 годами и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Ж. Брака. В основе кубизма лежит стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двумерном изображении. Таким образом, художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.

Кубизм не подразумевает непременное использование простых геометрических форм. В живописи их использование обусловлено в первую очередь желанием художника отделить друг от друга отдельные «лоскуты» объекта. Так вот мы с вами будем делать эти «лоскуты» и отделять их друг от друга при помощи швов и затирки.

Мозаика выполняется художественным стеклом (витражное).
Данная работа легко впишется в интерьер или станет прекрасным подарком.

  • Расписание занятий : курс проходит по вторникам и четвергам, 6 занятий по 3 часа ( 2 раза в неделю)
    время на выбор, удобное вам:
    утро с 10.00-13.00
    день с 14.00-17.00
    вечер с 19.00-22.00
    или по субботам, 6 занятий по 3 часа (1 занятие 1 раз в неделю)
    время : с 18.00-21.00

Так же можно подобрать расписание, удобное вам.

  • Размер мозаики: 30х35 см
  • Стоимость: 10 000 рублей при единовременной оплате
  • 12 000 рублей при оплате в 2 этапа

Бизнес: школа мозаики

Как заработать на искусстве

Никита открыл школу мозаики в Санкт-Петербурге и зарабатывает на ней до 500 тысяч рублей в месяц. Вот его расклад.

Почему мозаика

Никита учился на художника-педагога в Санкт-Петербурге и писал портреты и картины на заказ. На третьем курсе постоянный клиент предложил сделать мозаику для камина в загородном доме. До этого Никита не работал с мозаикой, но согласился.

Мозаика — это изображение, сделанное из мелких деталей. Для нее используют камень, смальту, керамику или витражное стекло. Существуют десятки техник мозаики, но они похожи: детали выкладывают по рисунку и закрепляют в слое грунта — цементе, извести — или специальном клее.

В училище Никиту мозаике не учили, а информации о ней в интернете в 2005 году было мало. Никита читал книги и учился на практике. Заказ делал по выходным: профессионал справился бы за две недели, а у Никиты на первый камин ушло три месяца. Заработать на заказе не вышло — почти все деньги ушли на проезд за город и обратно. Зато Никита понял, что хочет заниматься мозаикой профессионально.

В 2008 году Никиту приняли стажером в мастерскую «Тавр», которая делала мозаики на заказ для частных и корпоративных клиентов. Никита помогал мастерам, не платил за обучение и даже получал сдельную оплату. Через полтора года ему стали доверять самостоятельные работы — придумывать эскизы и набирать мозаики.

Зарплаты не хватало, поэтому параллельно Никита преподавал живопись и рисунок, писал картины на заказ и даже открыл производство каминных облицовок и агентство по организации мероприятий.

Работа ученика школы мозаики Никиты Ранние работы Никиты

Первые ученики

Люди часто спрашивали, не берет ли мастерская учеников. Сначала мастера ссылались на занятость, но в 2011 году взяли трех учеников из художественных училищ. Преподавать доверили Никите: он уже обучил своих друзей, и у него единственного было педагогическое образование. Инструментов не хватало, поэтому на закупку новых потратили 10 тысяч рублей.

потратили на закупку новых инструментов

Через несколько месяцев учеников стало 10. Многие пришли без художественного образования. Чтобы все поместились, Никита арендовал новое помещение на 120 м² за 10 тысяч рублей в месяц. Мебель и инструменты бесплатно одолжил у «Тавра». Школу Никита юридически не оформлял.

Занятия два раза в неделю по четыре часа стоили 8 тысяч рублей в месяц. Прибыль достигала 50—70 тысяч рублей в месяц.

К 2013 году число учеников выросло до 20—30 человек. Никита пригласил преподавателя в помощь — за смену платил ему 1,5 тысячи рублей.

Первый зал для занятий. Школа располагалась на шестом этаже старого здания. В нем отсутствовал лифт, поэтому материалы приходилось таскать по лестнице

Как появилась школа «Сад Гранат»

В 2013 году Никита съездил в итальянскую школу мозаики в Спилимберго. Это самая большая и известная школа мозаики в мире. Никита посмотрел, как там все устроено, и захотел сделать что-то подобное.

За несколько месяцев молодой человек разработал несколько программ обучения — от простой к сложной. Нанял еще двух преподавателей. Отдельное ООО Никита открывать не стал — работал по своему ООО организатора мероприятий.

В 2014 году месячный оборот школы скакал от 38 до 338 тысяч, а прибыль — от минус 30 до плюс 150 тысяч. Основную часть денег Никита вкладывал обратно: на ремонт, инструменты и расходники.

У школы до сих пор не было названия — она так и называлась «Школа мозаики». Других школ мозаики в Санкт-Петербурге не было, поэтому люди не путали ее с чем-то еще. Никита вел соцсети — люди узнавали о занятиях из них и по сарафанному радио.

В 2015 году арендатор не продлил договор, и школе пришлось переезжать.

Никита нашел новое помещение на 90 м² за 60 тысяч рублей. Оно подходило по всем параметрам: на первом этаже жилого дома, с отдельным входом и с большими окнами в пол.

Здание, в котором находится школа Чтобы встречать гостей, Никита нанял администратора

В помещении покрасили стены, поменяли систему освещения и установили систему развешивания работ. Мозаика с альбомный лист весит 1—2 кг, поэтому им нужны специальные конструкции для размещения. На это потратили 220 тысяч рублей.

Для занятий нужна мебель: столы, стулья, стеллажи для хранения и развешивания мозаики, шкафы для инструментов и коробки для материалов. Никита докупал ее постепенно: если не хватает стола — покупал его, негде было хранить мозаики — шкаф. Мебель обошлась в 300 тысяч рублей.

потратил Никита на мебель

За 30 тысяч подключили торговый эквайринг, в 15 тысяч рублей обошелся сайт, а 10 тысяч потратили на первую рекламу в соцсетях. Добавили новые программы обучения и запустили онлайн-курсы.

Школа получила новое название — «Сад Гранат».

Ученики во время занятий. Все необходимое для работы в шкафчиках и на полках рядом Для занятий нужен постоянный доступ к воде, чтобы помыть инструменты или смыть следы цемента

«Римский» и «венецианский» способы набора мозаики

В 1847 г. НИКОЛАЙ I повелел учредить Мозаичное заведение при Академии художеств. «Императорское Мозаическое Заведение, – писал С.Н. КОНДАКОВ в «Юбилейном справочнике Императорской Академии художеств», – учреждено Государём Николаем Павловичем, главным образом для замены живописных изображений в Исаакиевском соборе, долженствовавшем служить монументальным памятником эпохи его царствования, – художественною мозаикою, в виду ея долговечности и ценности, а также вообще для насаждения в России мозаического искусства».

В том же году при ватиканской мастерской в Риме, уже много лет занимавшейся заменой живописи собора святого Петра на мозаики, была открыта русская студия, в которую поступили находившиеся в это время в Италии художники И.С. ШАПОВАЛОВ, В.Е. РАЕВ, С.В. ФЁДОРОВ и Е.Г. СОЛНЦЕВ. В 1851 г. они вместе с несколькими итальянскими мозаичистами прибыли в Петербург и приступили к созданию первых смальтовых произведений для Исаакиевского собора. Таким образом, в северной столице сформировалась русская школа мозаичного искусства, основанная на римском, «копировальном» методе набора. Перед мозаичистами стояла задача: мозаику по технике превращать в живопись по форме.

Читать еще:  Интересные мастер классы для молодежи

Набирали мозаику следующим образом: окантованную металлической рамой бетонную плиту покрывали гипсом, на него через кальку переносили контуры живописного оригинала. По кусочкам, скалывая гипс, заменяли его смальтой, скрепляя кусочки специальной мастикой и постоянно сверяясь с оригиналом.

Смальту получали, добавляя во время варки в стеклянную массу соединения различных металлов. Например, с помощью соединений золота получали смальты розовых и фиолетовых оттенков, соединения меди окрашивали смальту в красный и зелёный цвет, кобальт – в синий, и т. д. Кроме основных тонов, мастерами были получены так называемые смальты отражательного огня, состоящие из нескольких цветовых оттенков, переходящих из одного в другой, или имеющих пёструю окраску с прожилками. Полужидкая смальта извлекалась из огнеупорных тиглей и прессовалась в плитки или вытягивалась в стволики. Из них выкалывались маленькие кубики, которые и применялись при исполнении мозаичных изображений.

Набор смальт вёлся на лицевую сторону будущего произведения, каждый кусочек материала тщательно обрабатывался и подгонялся один к другому так, чтобы швы между отдельными смальтами были минимальными. Использовали преимущественно квадратные или прямоугольные кусочки, располагая их ровными горизонтальными рядами. Форма отдельных кусочков и направление их кладки изменялись только при моделировке сложных элементов лица, волос, драпировок и т. п.

Затем мозаику переворачивали, очищали от мастики и заливали цементным раствором. Лицевая поверхность картины шлифовалась, полировалась, швы между смальтой тонировались цветным воском.

Римский метод позволял с ювелирной точностью воспроизводить все особенности масляной живописи. «Фасад» произведения, имитирующий характер живописи, скрывал технику набора как элемент подсобный, не художественный, не имеющий права самостоятельного звучания, живописная форма выявлялась преимущественно цветом, а не характером кладки смальт.

В первой половине XIX в. в Венеции реставраторы мозаик собора святого Марка «открыли» метод набора смальт на обратную сторону будущего произведения, получивший, в отличие от прямого «римского», название «венецианского». Считалось, что именно таким способом изготовлялись мозаики в древности. В 1860-х гг. венецианец А. САЛЬВИАТТИ начал применять его для изготовления мозаичных композиций. Относительные дешевизна и быстрота производства новым методом обеспечивали его распространение в Западной Европе. Одним из первых отметил это явление русский художественный критик М.П. СОЛОВЬЕВ. Он писал в 1885 г.: «Новая школа отвергла римские традиции и возвращается к преданиям древнехристианских мозаик. Она справедливо полагает, что даже при громадном разнообразии оттенков смальты никогда не будут в состоянии состязаться с кистью и палитрой живописца и, подобно им, передавать тончайшие переливы светотени Изучение древних мозаик привело к первобытной простоте как в композиции, так и в исполнении. Оказалось, что полное впечатление достигается даже в том случае, когда в распоряжении мозаичиста находится всего несколько сотен смальт».

Это заинтересовало и высшие круги российского общества. В одном из писем в 1886 г. сын НИКОЛАЯ I великий князь КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ заметил: «Мерещится мысль, чтоб в России, ввелось собственное муссийное дело, как Батюшка ввёл в нее мозаичное…» (под «муссийным делом» подразумевалась византийская и древнерусская мозаики).

Первая в России частная мозаичная мастерская была основана художниками-мозаичистами отцом и сыном – Александром Никитичем (1830-1909) и Александром Александровичем (1861-1897) ФРОЛОВЫМИ в 1890 году. Технология изготовления мозаик мастерской Фроловых существенно отличалась от академической.

С оригинала изображение снималось на кальку – полотно, пропитанное специальным раствором. Теперь оригинал фактически служил эскизом для создания законченного произведения – мозаики. «Калька и служила основой для исполняющего набор мозаичиста, – вспоминал Владимир Александрович ФРОЛОВ, сменивший умершего в 1897 г. старшего брата на месте руководителя частной мастерской. – Такие кальки, особенно сложной многофигурной композиции, исполнялись нами – руководителями мастерской лично, с возможно точным нанесением на неё не только всех контурных линий, характеризующих рисунок, но и границ светотени, определяющих форму. Цветовые (красочные) взаимоотношения живописи оригинала осваивались мозаичистами практическим путём. Они постепенно втягивались в понимание приемов использования специфических особенностей материала – смальт, не поддающихся непосредственному смешению, подобно краскам на палитре живописца, а требующих оптического смешения на основе такого сочетания их, которое обеспечивало бы желаемый тон на известном расстоянии от зрителя. Корме исполнения вышеуказанной рабочей кальки и подбора красочной гаммы всех оттенков оригинала на руководителях работой лежала обязанность постоянного контроля и помощи исполнявшему набор мастеру-мозаичисту».

На обратную сторону кальки мозаичист наклеивал кусочки смальты. Перед его глазами была не лицевая сторона, а обратная, как бы зеркальное отражение будущего произведения. Затем набор заливали цементом, давали ему застыть, мозаику переворачивали, а кальку смывали. Впоследствии именно по причине невозможности контролировать лицевую сторону будущего произведения «венецианский» метод набора смальт стали подвергать критике, считать нехудожественным. Однако лучшим опровержением этому служат произведения мастерской Фроловых, завоевавших признание и популярность.

Мастера-мозаичисты не стремились к ювелирной тщательности подгонки каждого кусочка материала друг к другу, избегали полировки и шлифовки поверхности готового произведения, старались обойтись без тонирования швов, применявшихся в академической мастерской. Часто использовался неровный скол поверхности материала «от молотка», как особый приём, обеспечивавший разный угол отражения световых лучей от поверхности мозаик, что напоминало мерцание византийских и древнерусских смальт, закреплённых под разными углами на стене.

Различие в подходе к решению художественного пространства мозаик мастерской Академии художеств и архитектора Фролова можно проследить, сравнив иконы «Святая Екатерина» из малого иконостаса Исаакиевского собора, выполненную Александром Никитичем ФРОЛОВЫМ, и созданную Александром Александровичем ФРОЛОВЫМ.


Стремясь возродить природную декоративность мозаик, архитектор А.А. Фролов существенно переработал оригинал, значительно упростив рисунок и устранив сложные тональные переходы живописи. Обращает на себя внимание одна немаловажная деталь: на иконе появилась тёмно-коричневая контурная линия, чего никогда не было в живописи церковного академизма. Такая окантовка изображения могла возникнуть только после тщательного изучения византийского и древнерусского наследия.

Кладка смальт в мозаиках свидетельствует о разных задачах, которые ставили перед собой художники. Если А.Н. Фролов тщательной подгонкой смальт имитировал каждую деталь оригинала, то А.А. Фролов создавал декоративное пространство кусочками материала, собранными в обобщенные цветовые пятна. Оба мастера использовали эффект оптического смешения цветов. В академической мозаике смена цветов близлежащих смальт создаёт тон или мягкий переход к другому тону, в произведении частной студии введение полутонов в основной помогает цветопластической лепке формы.

По материалам:
Фролов В.А. От мозаик Исаакиевского собора до «муссии» храма Воскресения Христова. – // Кафедра. – 2007.
Фотографии здесь и здесь
Здесь – рассказ о нахождении иконы св. Екатерины в квартире Архипа Ивановича КУИНДЖИ (1841/42-1910). Хотелось бы получить подтверждение достоверности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector