Nedocs.ru

Онлайн платформа для образования
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы транспортного мастер планирования

Инженер транспортного планирования

12 октября 2012 в 19:29

Если считать дороги кровеносной системой города, Москва смертельно больна, потому что её сосуды забиты пробками. Столица пытается пойти по западному пути: до 2016 года на развитие инфраструктуры московские власти обещают потратить 1,64 трлн рублей, в том числе на создание новой интеллектуальной системы управления. Специалисты по трафик-менеджменту — инженеры транспортного планирования — всё более востребованы, если учесть, что вслед за Москвой разбираться с пробками начнут другие российские мегаполисы.

Профессия появилась в Европе и Америке в 60-е годы XX века, когда количество частных авто выросло настолько, что дороги перестали их вмещать, а система управления транспортом больше не работала. Понадобились специалисты, которые придумали бы новую систему, построенную на приоритете общественного транспорта над частным, а также на жёстком планировании инфраструктуры при любом строительстве.

Например, в Сингапуре
с автомобилистами обошлись по-азиатски жёстко.

В начале 90-х власти Сингапура активно строили дороги и парковки — тратили огромные средства, но от пробок не избавились. Тогда был опробован другой способ — ограничение количества автомобилей. В числе прочих мер дороги сделали платными. Причём власти стали использовать гибкие тарифы: если общая скорость движения по городским дорогам снижается, власти поднимают цену передвижения — завтра, условно, будете платить не два, а три доллара.

Большая часть мегаполисов пошла по этому пути, а прогнозировать изменения трафика на годы вперёд стали инженеры транспортного планирования.

О профессии

Инженер по транспортному планированию

В США и Европе в 60-х, в России — около двух лет назад

Управление транспортными потоками, прогнозирование изменений в транспортной обстановке

Логистам, социологам, экономистам, инженерам по безопасности дорожного движения, математикам

От 40 000 рублей до 200 000 рублей и выше

Правительства крупных городов, девелоперские компании, архитекторы

С февраля 2012 года в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры разрабатывают транспортную модель Москвы и области. Модель представляет собой базу данных информации о городе: количество домов, жителей, рабочих мест и других показателей в каждом районе. Анализируя эти данные, модель сможет показать картину перемещения транспортных средств и потоков людей во всём городе, а также спрогнозировать изменения в транспортной обстановке при строительстве нового объекта или, например, при перекрытии дороги.

Пока происходящее на дорогах оценивается по старинке — данные собираются из баз данных разных транспортных служб, а также проводятся социологические опросы населения. Следующий этап — повсеместная установка камер в рамках отладки новой интеллектуальной транспортной системы.

Ещё одна возможность будущего — управление движением
в режиме реального времени.

Если в каком-то месте образовался затор, математическая модель сможет показать, как организовать работу светофоров на этой улице, чтобы пробка рассосалась максимально быстро.

Данные транспортной модели должны постоянно обновляться, методики оценки и анализа данных — дорабатываться. Это задача инженера по транспортному планированию.

Александр ПОЛЯКОВ

Инженер по транспортному планированию, руководитель информационно-аналитического центра при Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы

Как пришёл в профессию

Опыт работы в различных компаниях научил меня разбираться в структуре движения и планирования в городе. В крупной продовольственной компании «Русьхлеб» я был ответственен за логистику. На следующем месте работы, РЖД, я занимался планированием и распределением финансовых потоков, что пригодилось мне, когда я должен был рассчитать социально-экономический эффект при планировании трафика.

Затем я стал начальником проектно-изыскательского центра при ФГУП ГОССМЭП, федеральном предприятии, которое занимается организацией дорожного движения в городах России. Там я начал заниматься чем-то приближённым к тому, что делаю сейчас. Мы проводили научно-исследовательские работы по безопасности движения, проектировали автоматизированные системы управления движением. У нас была своя (проще, конечно, чем современная) математическая модель транспортных потоков. То есть к тому моменту, как меня позвали работать в информационно-аналитический центр, у меня были знания в логистике, экономике и в сфере организации дорожного движения.

Где учиться профессии

Комплексный подход к управлению транспортными потоками в России — вещь новая, так что пока специальности такой в наших вузах нет. У меня два образования: я инженер по автоматизации и специалист по логистике.

Сейчас у нас в центре работают и программисты, и экономисты, и специалисты по организации дорожного движения. Мы готовы принимать людей практически с любым высшим техническим, экономическим образованием и сами готовы их всему учить.

Учиться за рубежом
я бы не советовал:
в России совсем другие реалии.

Я думаю, что в ближайшее время в России всё-таки появится профильное образование. В 2011 году при ВШЭ был создан Институт экономики транспорта — он в основном пока занимается научно-исследовательскими работами, но возможно, в скором времени возьмёт на себя подготовку специалистов по транспортному планированию.

Какие решает задачи

В департаменте транспорта существует множество рабочих групп: одна отвечает за развитие метрополитена, вторая — за организацию дорожного движения, третья — за развитие железнодорожного сообщения, и так далее. При принятии того или иного решения каждая группа нуждается в точном прогнозе — например, как повлияет строительство третьего пересадочного контура метро на загруженность Кольцевой линии метро.

Читать еще:  Что делает мастер по обработке цифровой информации

В мае в тестовом режиме начала работать программа, которая позволит «рассасывать» улицы от пробок в режиме реального времени. Процесс ввода новых данных, каких-то уточнений — постоянный. Наши специалисты занимаются сбором информации, кодировкой, вводом её в систему.

Заработок

Я не могу раскрывать свою зарплату, потому что это не принято у чиновников, но она выше средней зарплаты по стране. Инженер по транспортному планированию может работать и в частной компании — например, в крупной девелоперской компании. Если ты способен разработать транспортный мастер-план территории, то заработок составит более 100 000 рублей в месяц.

Перспективы

То, что мы делаем сейчас, в скором времени должно прийти в каждый крупный российский город. Штат нашего информационного центра постоянно растёт. Специалисты данной профессии будут востребованы не только в других городах, но и других странах с похожими проблемами.

До недавнего времени Москва шла по пути точечной градостроительной застройки. Думаю, сейчас всё перевернется. С помощью нашей транспортной модели можно будет высчитывать, где построить школу, больницу, торговый центр, чтобы каждый житель имел в шаговой доступности все значимые социальные объекты. Аналитическими данными нашей транспортной модели будут пользоваться не только в департаменте транспорта, но и в других ведомствах. Какие дороги перекрыть и куда направить потоки машин при проведении митингов, какие маршруты общественного транспорта пустить, чтобы все в праздник смогли добраться до гуляний, и так далее ­ — на все эти вопросы в скором времени можно будет дать ответ.

ВИДЫ И ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

В настоящее время все предприниматели, оказывающие транспортные услуги, исходя из рыночного спроса, рационального использования имеющихся ресурсов, получения максимальной прибыли, повышения личных доходов и качества жизни работников самостоятельно планируют свою предстоящую производственнохозяйственную деятельность, определяют перспективы расширения номенклатуры перевозок и развития транспортного предприятия. В зависимости от выбранной цели, применяемых методов планирования, разрабатываемых показателей, уровня принимаемых управленческих решений и многих иных факторов принято выделять следующие виды планирования (рис. 3.1).

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимосвязи как по месту, так и по времени действия.

Содержание технико-экономического планирования сводится к следующим положениям:

  • • обоснование оптимальных объемов перевозок на основе учета взаимодействия спроса и предложения;
  • • выбор необходимых производственных ресурсов;
  • • установка рациональных норм использования производственных ресурсов;
  • • определение конечных финансово-экономических результатов и т.д.

Оперативно-производственное планирование представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов транспортного предприятия.

Содержание оперативно-производственного положения сводится к следующим положениям:

• установка текущих производственных заданий отдельным подразделениям (цехам, участкам) транспортного предприятия;

Рис. 3.1. Виды планирования на транспортном предприятии

• осуществление разнообразных организационно-управленческих воздействий с целью корректировки процесса перевозок, технического обслуживания и ремонта подвижного состава и т.д. Социально-трудовое планирование предусматривает разработку

системы показателей социального и трудового развития транспортного предприятия в их единстве и взаимосвязи по месту и времени действия.

Финансово-инвестиционное планирование — процесс разработки системы планов, плановых (нормативных) заданий и показателей, обеспечивающих развитие транспортного предприятия с использованием необходимых финансовых и инвестиционных ресурсов и способствующих повышению эффективности его финансово-инвестиционной деятельности.

Бизнес-планирование — предусматривает рассмотрение основных аспектов разрабатываемого коммерческого мероприятия, анализ возникающих проблем, возможные препятствия и методы их преодоления, показатели-индикаторы, по которым целесообразно слежение за текущим состоянием дел.

Содержание бизнес-планирования на транспортном предприятии представлено следующими положениями:

  • • описание разрабатываемого мероприятия;
  • • описание внешней среды мероприятия;
  • • оценка возможных конкурентов;
  • • изучение элементов маркетинга;
  • • план производства (программа действий);
  • • организация работы персонала;
  • • юридический план;
  • • оценка рисков сопутствующих мероприятий;
  • • составление финансового плана;
  • • стратегия финансирования мероприятия.

Рыночное планирование основано на взаимодействии спроса и предложения. Если величина спроса на оказываемые транспортные услуги превышает предложение, то возможно планирование расширения их ассортимента, а при снижении, соответственно, его сужения.

Индикативное планирование — это, по существу, государственное регулирование макроэкономических показателей (действующих видов и ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и т.д.).

Административное (централизованное, директивное) планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному транспортному предприятию плановых показателей натуральных объемов перевозок, номенклатуры перевозок и сроков их осуществления, а также многих других экономических нормативов. Целесообразно подчеркнуть, что рыночное, индикативное и административное планирование не противоречат друг другу и могут применяться на транспортном предприятии одновременно в той мере, в какой требуется расширение или сужение зоны использования того или иного вида планирования.

Краткосрочное планирование осуществляется в течение одного планового года, квартала, месяца, декады или недели.

Среднесрочное планирование осуществляется в пределах от 1 года до 3 лет.

Долгосрочное планирование осуществляется на период от 3 до 10 лет.

Читать еще:  Мастер слесарных работ

Предварительное планирование подразумевает разработку проектов-планов.

Окончательное планирование подразумевает утверждение плана, после чего он имеет силу закона.

Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей.

Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для транспортного предприятия идеалов.

Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции.

Инактивное планирование ориентируется на существующее положение транспортного предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед, следовательно, его основными целями являются выживание и стабильность производства.

Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности транспортного предприятия.

Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения.

Поскольку последние четыре вида планирования, по мнению большинства ученых и практиков [4, 9,10,11, 12], являются наиболее важными в современных условиях хозяйствования, а потому наиболее перспективными для дальнейшего изучения, определим их преимущества и недостатки (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Преимущества и недостатки видов планирования по признаку классификации «временная ориентация»

Бюджетное планирование — планомерный процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета транспортного предприятия.

Оптимальное планирование — совокупность методов и средств, позволяющих выбрать из множества возможных вариантов развития транспортного предприятия наилучший (оптимальный), обеспечивающий наиболее эффективное использование ресурсов.

Непериодическое планирование предусматривает нерегулярное, от случая к случаю, проектирование желаемого будущего транспортного предприятия.

Периодическое планирование предусматривает либо скользящее (с перекрывающими друг друга периодами), либо последовательное (выполнение очередного плана предшествует окончанию предыдущего) проектирование желаемого будущего транспортного предприятия.

Представленная классификация видов планирования в определенной мере характеризует процесс планирования на транспортном предприятии, который, как правило, включает следующие этапы (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Основные этапы процесса планирования на транспортном предприятии

Целесообразно подчеркнуть, что процесс планирования — это не простая последовательность операций по составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим. Процесс планирования требует большой гибкости и управленческого учета. Если определенные моменты процесса не соответствуют поставленным руководством транспортного предприятия целям, они могут быть обойдены, что невозможно при следовании процедуре планирования. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.

Таким образом, можно заключить — процесс планирования является первым этапом общей деятельности транспортного предприятия по планированию.

На рис. 3.4 представлена деятельность транспортного предприятия относительно планирования.

Рис. 3.4. Деятельность транспортного предприятия в отношении планирования

Результатом процесса планирования на транспортном предприятии является система планов (4). Результатом разработки и выполнения системы планов транспортного предприятия являются реальные показатели его деятельности (5) и контроль полученных результатов относительно запланированных (3), а также установление причин их расхождения.

Целесообразно подчеркнуть, несмотря на то что контроль является заключительным этапом плановой деятельности, его значение очень велико, поскольку именно контроль устанавливает эффективность процесса планирования транспортного предприятия.

Таким образом, процесс планирования на транспортном предприятии представляет замкнутый цикл с прямой и обратной связью.

Инженер транспортного планирования

12 октября 2012 в 19:29

Если считать дороги кровеносной системой города, Москва смертельно больна, потому что её сосуды забиты пробками. Столица пытается пойти по западному пути: до 2016 года на развитие инфраструктуры московские власти обещают потратить 1,64 трлн рублей, в том числе на создание новой интеллектуальной системы управления. Специалисты по трафик-менеджменту — инженеры транспортного планирования — всё более востребованы, если учесть, что вслед за Москвой разбираться с пробками начнут другие российские мегаполисы.

Профессия появилась в Европе и Америке в 60-е годы XX века, когда количество частных авто выросло настолько, что дороги перестали их вмещать, а система управления транспортом больше не работала. Понадобились специалисты, которые придумали бы новую систему, построенную на приоритете общественного транспорта над частным, а также на жёстком планировании инфраструктуры при любом строительстве.

Например, в Сингапуре
с автомобилистами обошлись по-азиатски жёстко.

В начале 90-х власти Сингапура активно строили дороги и парковки — тратили огромные средства, но от пробок не избавились. Тогда был опробован другой способ — ограничение количества автомобилей. В числе прочих мер дороги сделали платными. Причём власти стали использовать гибкие тарифы: если общая скорость движения по городским дорогам снижается, власти поднимают цену передвижения — завтра, условно, будете платить не два, а три доллара.

Большая часть мегаполисов пошла по этому пути, а прогнозировать изменения трафика на годы вперёд стали инженеры транспортного планирования.

О профессии

Инженер по транспортному планированию

В США и Европе в 60-х, в России — около двух лет назад

Управление транспортными потоками, прогнозирование изменений в транспортной обстановке

Логистам, социологам, экономистам, инженерам по безопасности дорожного движения, математикам

Читать еще:  Новогодние мастер классы для детей в москве

От 40 000 рублей до 200 000 рублей и выше

Правительства крупных городов, девелоперские компании, архитекторы

С февраля 2012 года в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры разрабатывают транспортную модель Москвы и области. Модель представляет собой базу данных информации о городе: количество домов, жителей, рабочих мест и других показателей в каждом районе. Анализируя эти данные, модель сможет показать картину перемещения транспортных средств и потоков людей во всём городе, а также спрогнозировать изменения в транспортной обстановке при строительстве нового объекта или, например, при перекрытии дороги.

Пока происходящее на дорогах оценивается по старинке — данные собираются из баз данных разных транспортных служб, а также проводятся социологические опросы населения. Следующий этап — повсеместная установка камер в рамках отладки новой интеллектуальной транспортной системы.

Ещё одна возможность будущего — управление движением
в режиме реального времени.

Если в каком-то месте образовался затор, математическая модель сможет показать, как организовать работу светофоров на этой улице, чтобы пробка рассосалась максимально быстро.

Данные транспортной модели должны постоянно обновляться, методики оценки и анализа данных — дорабатываться. Это задача инженера по транспортному планированию.

Александр ПОЛЯКОВ

Инженер по транспортному планированию, руководитель информационно-аналитического центра при Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы

Как пришёл в профессию

Опыт работы в различных компаниях научил меня разбираться в структуре движения и планирования в городе. В крупной продовольственной компании «Русьхлеб» я был ответственен за логистику. На следующем месте работы, РЖД, я занимался планированием и распределением финансовых потоков, что пригодилось мне, когда я должен был рассчитать социально-экономический эффект при планировании трафика.

Затем я стал начальником проектно-изыскательского центра при ФГУП ГОССМЭП, федеральном предприятии, которое занимается организацией дорожного движения в городах России. Там я начал заниматься чем-то приближённым к тому, что делаю сейчас. Мы проводили научно-исследовательские работы по безопасности движения, проектировали автоматизированные системы управления движением. У нас была своя (проще, конечно, чем современная) математическая модель транспортных потоков. То есть к тому моменту, как меня позвали работать в информационно-аналитический центр, у меня были знания в логистике, экономике и в сфере организации дорожного движения.

Где учиться профессии

Комплексный подход к управлению транспортными потоками в России — вещь новая, так что пока специальности такой в наших вузах нет. У меня два образования: я инженер по автоматизации и специалист по логистике.

Сейчас у нас в центре работают и программисты, и экономисты, и специалисты по организации дорожного движения. Мы готовы принимать людей практически с любым высшим техническим, экономическим образованием и сами готовы их всему учить.

Учиться за рубежом
я бы не советовал:
в России совсем другие реалии.

Я думаю, что в ближайшее время в России всё-таки появится профильное образование. В 2011 году при ВШЭ был создан Институт экономики транспорта — он в основном пока занимается научно-исследовательскими работами, но возможно, в скором времени возьмёт на себя подготовку специалистов по транспортному планированию.

Какие решает задачи

В департаменте транспорта существует множество рабочих групп: одна отвечает за развитие метрополитена, вторая — за организацию дорожного движения, третья — за развитие железнодорожного сообщения, и так далее. При принятии того или иного решения каждая группа нуждается в точном прогнозе — например, как повлияет строительство третьего пересадочного контура метро на загруженность Кольцевой линии метро.

В мае в тестовом режиме начала работать программа, которая позволит «рассасывать» улицы от пробок в режиме реального времени. Процесс ввода новых данных, каких-то уточнений — постоянный. Наши специалисты занимаются сбором информации, кодировкой, вводом её в систему.

Заработок

Я не могу раскрывать свою зарплату, потому что это не принято у чиновников, но она выше средней зарплаты по стране. Инженер по транспортному планированию может работать и в частной компании — например, в крупной девелоперской компании. Если ты способен разработать транспортный мастер-план территории, то заработок составит более 100 000 рублей в месяц.

Перспективы

То, что мы делаем сейчас, в скором времени должно прийти в каждый крупный российский город. Штат нашего информационного центра постоянно растёт. Специалисты данной профессии будут востребованы не только в других городах, но и других странах с похожими проблемами.

До недавнего времени Москва шла по пути точечной градостроительной застройки. Думаю, сейчас всё перевернется. С помощью нашей транспортной модели можно будет высчитывать, где построить школу, больницу, торговый центр, чтобы каждый житель имел в шаговой доступности все значимые социальные объекты. Аналитическими данными нашей транспортной модели будут пользоваться не только в департаменте транспорта, но и в других ведомствах. Какие дороги перекрыть и куда направить потоки машин при проведении митингов, какие маршруты общественного транспорта пустить, чтобы все в праздник смогли добраться до гуляний, и так далее ­ — на все эти вопросы в скором времени можно будет дать ответ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector