Nedocs.ru

Онлайн платформа для образования
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Народные мастера декоративно прикладного искусства

«Мастера народного декоративно – прикладного искусства Моркинской стороны»
материал на тему

Исследовательская работа «Мастера народного декоративно – прикладного

искусства Моркинской стороны»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Йошкар-Олы»

«Мастера народного декоративно – прикладного

искусства Моркинской стороны»

обучающиеся 3 «В» класса

Алексеева Людмила Ивановна,

Учитель начальных классов

Йошкар-Ола, 2016 г.

  1. Декоративно-прикладное творчество
  2. Основная часть
  1. Народные мастера-умельцы прошлого
  2. Нынешние мастера

Список использованной литературы

Цель исследования: изучение народного декоративно-прикладного искусства мастеров Моркинского района, создание альбома «Мастера, Моркинской стороны».

1. Собрать материал о мастерах своего района;

2. Узнать, какими видами рукоделия владели мастера;

3. Узнать, какие мастера продолжают народное ремесло;

4. Систематизировать и обобщить материал о мастерах;

5. Стремиться к сохранению культурного наследия малой родины;

6. Оформить альбом.

Объект исследования: декоративно – прикладное искусство жителей Моркинского района.

Предмет исследования : творческая деятельность мастеров — умельцев Моркинского района.

  • Изучение литературы по теме исследования;
  • Интервью с мастерами декоративно -прикладного искусства Моркинского района;
  • Сбор материала, фотосессия;
  • Систематизация собранного материала;

Актуальность выбранной темы: эта исследовательская работа направлена на выявление и сохранение для будущего поколения имен мастеров народного декоративно – прикладного искусства Моркинского района.

В начале работы мы решили изучить литературу на тему: «Декоративно-прикладное творчество народа мари».

Декоративно-прикладное творчество — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, отвечающий бытовым нуждам человека. Создавая вещи определенной формы и назначения, человек всегда находит им применение и старается сохранить увиденную в них привлекательность и красоту. Предметы искусства передаются по наследству, от предков к потомкам. В них прослеживается народная мудрость, уклад жизни, характер.

Декоративно-прикладное искусство является одним из самых древних. Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это с помощью материала, который находился под руками — это дерево, глина, кость и т.д. Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его, но и неотъемлемая часть жизни, повседневного быта. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.

Мы провели опрос жителей деревни Малый Корамас, Чавайнур, Шереганово, ВесьшургиМоркинского района. Нами было опрошено 7 жителей деревень разного возраста,а также участницы ансамбля «Муро сем».

По результатам опроса выяснилось, что в районе распространены художественная резьба по дереву и изготовление старинных музыкальных инструментов.

  1. Народные мастера-умельцы прошлого

Эчейкин Пётр Павлович –знаменитый волынщик республики. Родился и жил в деревне Шереганово. Пётр Павлович не только виртуозно играл на волынке , но и сам изготавливал её. Ни одна свадьба не проходила без его волынки и барабана.

В 2000 году ансамбль «Муро сем» под его руководством прошел отборочный конкурс в финно-угорской группе и представлял нашу республику на Международном фестивале «Шелковый путь». Посетили они Германия Франция Голландия Бельгия Финляндия . Ансамбль всегда выступал во второй части концертной программы и удивлял зрителей необычным звуком народных музыкальных инструментов и народными танцами. Никто не оставался равнодушным к культуре народа мари.

Эчейкин Вячеслав Петрович , сын Эчейкина Петра Павловича, был музыкально одаренным ребёнком. С трёх лет Слава был участником концертной программы, играл на свирели, барабане, гармонике, позже на волынке. Ездил с отцом по разным странам. Повзрослев, он продолжил дело своего отца, познавал нюансы изготовления народных инструментов.

Читать еще:  Мастер наладчик швейных машин

Иванов Григорий Иванович (Васлий Иван Кыргори) родился в деревне Малый Корамас . На войну ушел добровольцем, оставив семью и двоих детей. Отличался храбростью в бою. В конце войны был взят в плен и попал в концлагерь. Все ужасы плена, голод и холод он вытерпел и выжил. Немцы посчитали его мертвым и тело выбросили в овраг за колючую проволку. Немка спасла его, спрятала и выкормила. Так Григорий Иванович остался жив.

Посчастливилось ему вернутся на родину. После войны он работал учителем в деревенской школе. Столярному делу еще до войны выучился у своего деда. Григорий Иванович резьбой украшал несложную крестьянскую мебель, предметы быта. Главное внимание уделял декору наличников, фронтону и фасаду избы. Остальные части постройки обычно резьбой не покрывал. Так он стал искусным мастером-резчиком.

Новый способ обработки древесины способствовал проявлению таланта. Доставшиеся по наследству набор инструментов он бережно использовал и доставал новые. Григорий Иванович украсил резьбой не только оконные наличники, основной наряд дома, а также карнизы, причелины, подзоры. Позже деревянной резьбой украсил крыльцо и ворота.

Изукрашенного резьбой дома в деревне ни у кого не было. Такому мастеру-резчику по дереву так и сыпались заказы. К сожалению, выполненные его руками узоры на домах не сохранились. Зато в родной деревне его инструменты до сих пор служат доброму делу.

Известный мастер по дереву Васильев Анатолий Александрович (Матран Толя) из деревни Чавайнур. Родился он в простой крестьянской семье. Его отец не вернулся с войны и ему приходилось с малых выполнять тяжелую физическую работу. Столярному делу он выучился сам. По просьбе жителей он изготавливал домашнюю утварь: маслобойку, коромысла, кадушки, бочки, без которых жители не могли обходится ни одного дня, а также сани и санки, наличники для окон, амбары.

Не оставил он в стороне и народный музыкальный инструмент — тумыр. Все в округе пользовались только его барабаном и до сих пор пользуются. Простой, скромный человек всю жизнь трудился, радовал и удивлял своих односельчан своим мастерством. После войны Анатолий Александрович построил своими руками дом, разукрасил резными узорами. Необычной красоты дом до сих пор стоит в деревне Чавайнур, привлекая взгляды приезжих гостей.

В наше время национальные музыкальные инструменты почти не используются в быту, но их можно видеть и слышать на фольклорных праздниках, фестивалях, концертах. Старейших народных мастеров — умельцев, увы, тоже с нами нет, но растет новое поколение, которое продолжает их дело.

Среди мастеров волынщиков нового поколения особое место занимает актер Марийского Национального театра драмы им.М. Шкетана, Сергей Данилов . Закончив Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина, он возвращается на сцену театра.

В 2016 молодым актерам доверили играть в новой постановке спектакля «Салика», где непременным атрибутом должна быть волынка. К этому времени мастеров-волынщиков почти не осталось. Молодому актеру пришлось встретиться со старейшим мастером Эчаном Малининым из деревни Кожлаер. Сначала мастер научил играть его на волынке, а затем своему ремеслу.

Будучи человеком пытливой натуры, Сергей досконально изучил строение старинных музыкальных инструментов и сам стал их изготавливать. Он так увлёкся, что даже создал ансамбль волынщиков из актеров труппы на базе театра. Со своим ансамблем, состоявшим из трёх Моркинских парней, Сергей ездил в Словакию, где представлял нашу республику на Всемирном Гайдовском фестивале.

Читать еще:  Школа актерского мастерства бесплатно

В разных уголках района живут и трудятся мастера- умельцы. Любимым делом занимается мастер по дереву Степанов Олег Геннадьевич . Своим трудолюбием и упорством он достиг своей цели. Дом в центре деревни выделяется своеобразием и красотой.

Резьба по дереву считается наиболее распространенным видом народного -художественного творчества. Она и близка ему. В основном для изготовления узоров мастер использует липу, т.к она легко поддается вырезанию. Обилие лип в этом краю способствует развитию ремесла

Но также он экспериментирует с другим материалом. В доме, во дворе, в саду везде видны труды его творчества, его умелые руки.

Кроме этого он занимается плетением из лыка и лозы, которые имеют глубокие корни. По просьбе жителей окрестных деревень плетет корзины, а гостям – лапти.

Народные мастера декоративно прикладного искусства

Родилась в 1973 году.

Начала заниматься шитьём кукол с 2012 года, освоив технику «скульптурный текстиль», в основе которой лежит создание кукол из синтепона и капрона при помощи утяжек. Однако полученный результат заставил пойти дальше, и к технике утяжек добавилось валяние. Это позволило создавать кукол с более реалистичными лицами, а также портретных кукол. Помимо кукольного творчества освоила такие техники, как вязание, сухое валяние, создание цветов из фоамирана, топиариев.

На сегодняшний день работы мастера выставляются в музее кукол г. Чаплыгин. При шитье куклы обычным способом чаще всего невозможно достичь с помощью ткани эмоций, необходимых кукле. В этих случаях мастер использует краски или вышивку. Скульптурный же текстиль позволяет путем применения утяжек и каркаса добиться морщин, щечек, складочек, пухлых губок и носка «картошкой» (при необходимости, конечно).

В создании костюмов Людмила Руслановна использует технику бисероплетения, шитья, валяния, машинной вышивки. Мастер изготавливает свои работы по образцам традиционных южнорусских костюмов, в частности — Воронежской губернии.

Родилась 2 июля 1967 г. в г. Данкове.

Рано проявилась тяга к рисованию. Огромную роль в этом сыграл дедушка — данковский художник Н.А. Рассолов. Она видела, как дедушка творил за мольбертом. Возможно, это и определило её будущую профессию.

После окончания средней школы поступила в Липецкий государственный педагогический институт на художественно-графическое отделение. Будучи студенткой, писала натюрморты, автопортреты.

В 1990 г. окончила институт с красным дипломом и вернулась домой.

Работала в подростковом клубе «Верность» при средней школе № 6, в Центре детского творчества. Сейчас Татьяна Фёдоровна — руководитель кружков раннего эстетического развития: изостудии «Радуга», «Романовская игрушка» детского сада № 2 г. Данкова. Воспитанники Т.Ф. Хлебниковой — постоянные участники городских, районных и областных художественных выставок.

Татьяна Фёдоровна — талантливый художник. Она является участницей выставок местных художников в Данковской картинной галерее. Её работы отличаются своеобразием и творческой индивидуальностью. Картины Татьяны Фёдоровны — это душевные откровения человека, глубоко любящего свою малую родину, её природу.

Искренность и правдивость изображения картин природы, особый внутренний свет её полотен находит отклик со стороны почитателей таланта художницы. Работает она в технике лессировки, батика, гобелена, пишет маслом и темперой.

Т.Ф. Хлебникова занимается также изготовлением фигурок из соломки. Огромная заслуга Татьяны Фёдоровны в возрождении забытого народного промысла нашей области — «романовская игрушка». Под руководством опытного педагога кусочки глины в руках детей превращаются в удивительные игрушки-свистульки.

Читать еще:  Актерское мастерство для детей москва

Родился 13 сентября 1940 г. Его работы неоднократно демонстрировались на различных выставках, находятся они и в экспозиции краеведческого музея (участник областной выставки в Доме ремёсел, дважды выставлялся в областном выставочном зале, на выставке в Нижнем парке, на фестивалях в Скопине).

Гостям художника, побывавшим в его мастерской, в глаза бросаются полки с готовыми керамическими изделиями, а это — подсвечники, куманцы, квасники, вазы. Каждая, вроде бы обыденная вещь, самобытна и неповторима. Диковинные птицы и животные словно сошли со страниц русских народных сказок. А, глядя на миниатюрные маковки церквей, круглолицых красавиц, экзотические цветы, как говорится, за живое берёт! Чтобы из куска простой серой глины создать чудо, произведение искусства, нужен не только талант, но и знания. Якушкину повезло, он закончил Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В.М. Васнецова. Это одно из лучших российских учебных заведений, которое ежегодно выпускает уникальных специалистов – резчиков по дереву и кости, керамистов, мастеров художественной росписи, скульпторов, ювелиров.

По распределению Анатолий Алексеевич был направлен в г. Рамонь Воронежской области на керамическую фабрику, отработав несколько лет, уезжает в Данков, где проживал вместе с родителями с одиннадцатилетнего возраста и впервые вылепил из глины первую поделку. Несколько лет Анатолий Алексеевич работает в художественной мастерской при отделе культуры. Вместе с коллегами-художниками они не только в нашем городе, но и районе занимаются эстетическим оформлением зданий и учреждений, выполняют иные заказы, а вот времени, да и условий для высокого ремесла у Якушкина практически не оставалось. Поэтому он согласился перейти в отдел художественной эстетики при химическом заводе. Заводчане помогли Анатолию Алексеевичу оборудовать настоящую мастерскую. Только вот готовые керамические изделия лежали в ней «мёртвым грузом», были недоступны для тех, кто мог бы оценить их по достоинству, ведь предприятие является закрытым объектом. И через несколько лет мастер решается на рискованный шаг — подаёт заявление об уходе, а свои лучшие работы представляет на областной выставке декоративно-прикладного творчества.

Керамика данковчанина заслужила очень высокую оценку жюри и посетителей выставки, что явилось огромным энергетическим зарядом для Якушкина. Сейчас Якушкин является свободным художником, работает в домашней мастерской. Летом сам заготавливает глину в заветных копанцах (так деревенские гончары в прошлом называли яму или карьер, где добывали глину). Потом эта глина ждёт часа, когда идея, рождённая фантазией художника, обретёт своё очертание в эскизе. Лишь затем он возьмёт её в руки и сядет за гончарный круг или кружало. Анатолий Алексеевич работает в технике «томлёная терракота» (неглазурованная керамика), используя старинную тонировку и пропитку.

Сын Якушкина — Александр Анатольевич пошёл по стопам отца, закончив тот же факультет известного Абрамцевского училища, сейчас живёт и работает в Скопине. Младший Якушкин — член Союза художников Российской Федерации, участник международных фестивалей и выставок декоративно-прикладного творчества. Внучка Анатолия Алексеевича продолжает творческую династию Якушкиных. Несмотря на свой возраст (она ещё школьница), девочка уже является участником выставок, на которых представляет свои работы из глины.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector