Nedocs.ru

Онлайн платформа для образования
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Онлайн образование в россии исследование

Будущее онлайн-образования в России: рост и осторожные инвестиции

Объем мирового рынка образования составляет $4,5–5,0 трлн, и в ближайшие годы он обещает уверенно расти, пробив отметку в $6–7 трлн. При этом доля онлайн-образования в общих показателях составляет около 3% ($165 млрд). Такие данные со ссылкой на зарубежные прогнозы приводятся в «Исследовании российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», инициатором которого выступило издание East-West Digital News. Исследование проводилось в партнерстве с Фондом общественного мнения (ФОМ), изданиями Russia Beyond The Headlines и Rusbase, digital-платформой VB Profiles, «Нетологией Групп», ФРИИ, Высшей школой экономики и агентством Сomscore.

Результаты исследования были презентованы на Российском интернет-форуме (РИФ+КИБ 2017) в Подмосковном пансионате «Лесные дали».

Благодаря устойчивой динамике роста к 2023 году цифровая часть индустрии обещает преодолеть отметку $240 млрд, прибавляя более чем по 5% в год, говорится в докладе. По более оптимистичному прогнозу, этот показатель достигнет величины $252 млрд еще раньше — уже к 2020 году, при среднегодовом приросте в 17%. США по-прежнему остаются лидерами на рынке в EdTech, но темпы прироста этого рынка в штатах замедляются, составляя +4,0-4,4% ежегодно. Второй по величине регион — Юго-Восточная Азия. В первую очередь речь идет о Китае и Индии. Там рынок онлайн-образования набирает обороты значительно быстрее (+17%).

Интересно, что драйвер рынка Восточной Европы — Россия, со среднегодовым ростом, по разным оценкам, в 17–25%, отмечают авторы доклада.

Прогноз по рынку онлайн-образования в России: от 2016-го к 2021 году

Общий объем рынка образования в России прошлом году составлял 1,8 трлн рублей с долей частного бизнеса в нем в 19,2% (351,7 млрд рублей), на онлайн-образование приходилась доля в 1,1% (20,7 млрд рублей). К 2021 году эксперты ожидают увеличения рынка до 2 трлн рублей с долей частного бизнеса в 18,9% (385,4 млрд рублей). Заметного роста ждут на рынке онлайн-образования, доля которого на общем рынке будет составлять уже 2,6% (53,3 млрд рублей).

В докладе приводятся данные по разным образовательным секторам: дошкольное образование; общее среднее образование; дополнительное школьное образование; высшее образование; среднее профессиональное образование; дополнительное профессиональное образование и языковое обучение. Мы выбрали самые заметные из них с точки зрения EdTech с максимальной долей онлайн-технологий — ситуация по этим сегментам в 2016 году выглядела следующим образом:

  • допольнительное школьное образование — общий рынок 130 млрд рублей, который на 100% состоит из частного бизнеса, доля онлайн-образования в этом секторе составляет 2,7% (3,6 млрд рублей)
  • дополнительное профессиональное образование с общим рынком в 105 млрд рублей и долей частного бизнеса в 73% (77 млрд рублей). На онлайн-образование в прошлом году здесь приходилось 6,7% (7 млрд рублей)
  • языковое обучение, где общий рынок также состоит из частного бизнеса и составляет 31 млрд рублей, на онлайн-образование в этом секторе приходилось 7% (2,2 млрд рублей)

К 2021 году, как ожидают эксперты, общий рынок этих трех секторов сохранится или вырастет незначительно, при этом доля онлайн-образования увеличится весьма заметно: в допольнительного школьном образовании до 6,8% (10 млрд рублей), в дополнительном профессиональном образовании до 10,9% (11 млрд рублей), в языковом обучении до 10,7% (3,3 млрд рублей). Таким образом, при почти прежнем объеме трех самых заметных образовательных секторов в России — рост покажет именно блок онлайн-образования.

Авторы доклада ожидают также внушительного роста финансирофания рынка общего среднего образования, которое практически целиком финансируется государством. Согласно прогнозам, приведенным в исследовании, этот рынок вырастет с 572 млрд рублей в 2016 году до 699 млрд рублей к 2021 году. Что особенно интересно, при практически равной доле частного бизнеса (5% (28 млрд рублей) — в 2016 году, 5,8% (41 млрд рублей) — в 2021 году) доля онлайн-образования увеличится с 0% до 1,5% и составит 10 млрд рублей.

Инвестиции и сделки в российском EdTech

Эксперты признают, что в России в течение трех лет — с 2014 года — было заключено крайне мало инвестиционных сделок в сфере EdTech. Речь идет лишь о 66 сделках, среди которых только несколько превысили $1 млн, а меньше 20 сделок — составили более $100 000. В то же время общее число сделок может оказаться немного выше — за счет тех, которые не раскрывались их сторонами или «по разным причинам остались вне нашего поля зрения», замечается в докладе. Еще одна особенность инветирования в российское онлайн-образование — доминирование государственных инвестиций: так, Фонд развития ин­тер­нет-ини­ци­а­тив (ФРИИ), учрежденный Агентством стратегических инициатив (АСИ) по предложению президента Владимира Путина, вложил в подобные проекты небольшие суммы, обеспечив, тем не менее, почти 40% зафиксированных сделок.

На протяжении трех лет венчурные фонды и акселераторы приняли участие в 13 сделках, в то время как корпорации оказали финансовую поддержку семи стартапам, включая гранты, говорится в докладе. Бизнес-ангелы поучаствовали в 15 сделках. Авторы документа полагают, что именно на них пришлась большая часть сделок, информация по котороым не раскрывалась. Общий объем инвестиций в течение каждого отдельно взятого года (с 2014 по 2016 год) ни разу не превысил $10 млн. В 2016 году их объем оказался незначительным: в российские стартапы в сфере образовательных технологий было вложено только $2,1 млн — речь идет лишь о зафиксированных сделках, сумма которых раскрывалась.

Иностранные инвесторы пока также практически отсутствуют на российском рынке. Авторы доклада нашли лишь шесть сделок с их участием, в частности, в 2016 году американский акселератор 500 Startups инвестировал $125 000 в Easy Ten (этот проект получил также $40 000 от Facebook), еще раньше Enterprise Ireland вложил $44 000 в Survival Russian, Microsoft — $60 000 в BrainApps, $67 000 в Wikium и $42 000 – в «ЯКласс».

Параллельно некоторые российские фонды или фонды с российскими корнями инвестировали за рубеж: наиболее значимой сделкой в сфере EdTech в 2016 году стали инвестиции в $2,5 млн в Mel Science (со штаб-квартирой в Великобритании и российскими корнями) со стороны Sistema_VC. В 2014 году Runa Capital поучаствовал в инвестициях в американский стартап SchoolMint, составивших $5,6 млн, а также в стартап Brainly, составивших $9,4 млн. Тогда же Maxfield Capital вложил $1 млн в израильский стартап SpeakingPal.

Тренды и мнения

Несмотря на такую удручающую картину, авторы исследования настроены оптимистично. Они считают, что интерес у инвесторов к этой области все-таки есть. Об этом, в частности, свидетельствует поглащение компанией Mail.ru Group образовательной онлайн-платформы для разработчиков GeekBrains. Сделка была совершена в августе 2016 года и стала первой крупной корпоративной инвестицией в образовательный стартап в России. Еще одним заметным успехом авторы исследования называют «Нетологии-групп», которая работает только на российском рынке и увеличила свои доходы с нескольких миллионов долларов в 2014–2015 годах почти на 150% к 2016 году. Стартап оказался одним из немногих, получивших значительную поддержку от венчурных инвесторов в 2014–2015 годах.

Читать еще:  Онлайн расписание хим колледжа

«Рынок образовательных технологий вызывает интерес не только у бизнес-ангелов, венчурных фондов, корпораций и государственных структур, но и у видных бизнесменов. Среди них, по нашим сведениям, основатель «Северстали» Алексей Мордашов, сооснователь QIWI Сергей Солонин, а также Игорь Рыбаков, чей некоммерческий фонд запустил несколько программ по поддержке образовательных проектов», — указывают исследователи.

«Глобальный рынок образовательных технологий обладает гигантским инвестиционным потенциалом, учитывая совокупные темпы годового роста, которые составили 28% за последние пять лет благодаря все большему проникновению цифрового образования», — говорит управляющий партнер InVenture Partners Сергей Азатян. Он уверен, что ситуация в России в большой степени та же, что и на мировом рынке: «огромный офлайн-сектор быстро переходит в онлайн». По словам Азатяна, на российском рынке «найдется место для «нового Mail.ru», посвященного образованию по нескольким вертикалям».

Директор по стратегии и анализу Mail.ru Group Александр Горный согласен с инвестором. По его мнению, речь идет о растущем рынке с огромным потенциалом, «который не должен быть упущен» и за которым будущее.

В то же время инвесторы признают, что вырастить крупные компании в сфере образовательных технологий в рамках одного сегмента рынка, размер которого слишком ограничен, будет сложно. «Основное препятствие — в менталитете преподавателей и студентов, которые мыслят очень консервативно. Инновации проникают в образовательные учреждения с большим трудом. Например, многие директора школ до сих пор предпочитают использовать бумажные классные журналы, как это было еще в 1970-х», — признает управляющий директор Prostor Capital Алексей Соловьев.

Еще одним препятствием на пути активного развития цифрового образования в России эксперты называют «слабую IT-грамотность участников образовательного процесса, нехватку оборудования, обусловленную его высокой стоимостью, а также зачастую слабые каналы связи». Об этом говорит управляющий директор АО «Издательство «Просвещение» Дмитрий Климишин.

Партнер по образовательным проектам Genome Ventures Анна Шайхутдинова сетует, что система образования в России чрезвычайно централизована и остается «главным образом государственной». Кроме того, предпринимаются попытки регулировать онлайн-образование, что заставляет инвесторов гадать, к чему такие попытки приведут.

Рынок онлайн-образования активно растет

Объем рынка онлайн-образования (EdTech) в России растет на 20–25% в год и по итогам 2020 года может достичь 60 млрд руб., говорится в исследовании «Интерфакс Академии». Сегмент обладает большим потенциалом, но все еще находится на начальной степени развития, отмечают эксперты. В числе его проблем они называют снижение активности венчурных фондов и инвесторов.

Российский рынок онлайн-образования по итогам 2019 года достиг 45–50 млрд руб., а в 2020 году составит 55–60 млрд руб., рост составляет 20–25% в год, говорится в отчете «Интерфакс Академии» (есть у “Ъ”). При этом объем мирового рынка онлайн-образования составляет $74 млрд (около 4,8 трлн руб.) по итогам 2019 года, Россия, таким образом, занимает в его структуре лишь около 1%, указывается в исследовании.

Среди платформ, обучающих профессиям в цифровой среде, лидирует Skillbox, чья доля в сегменте оценивается примерно в 6,5%, а выручка по итогам 2019 года — в 1 млрд руб., что почти вдвое больше, чем в 2018-м. 5,3% сегмента занимает GeekBrains, которая, по данным отчета, в 2019 году удвоила выручку до 900 млн руб. Более половины в обеих площадках контролирует Mail.ru Group.

Такую же долю рынка, как и GeekBrains, занимает «Нетология-групп», которая входит в IT-холдинг TalentTech (один из активов инвестиционной компании «Севергрупп» Алексея Мордашова). «Нетология-групп» в ближайшие годы планирует нарастить долю на рынке онлайн-образования до 10%, заявил “Ъ” ее сооснователь и гендиректор Максим Спиридонов, добавив, что компания собирается наращивать присутствие в «наиболее перспективных сегментах»: дополнительном среднем образовании, языковом и корпоративном обучении, а также на рынке дополнительного образования для взрослых.

Депутаты намерены ввести лицензии для интернет-коучей

На рынке языкового обучения, по данным «Интерфакс Академии», лидирует онлайн-школа Skyeng, занимая 19–21% сегмента с выручкой 1,5 млрд руб. в 2019 году против 1,1 млрд руб. в 2018 году. Доли других онлайн-школ значительно меньше: Lingualeo и PuzzleEnglish занимают около 4,3–5% и 3% соответственно. В Skyeng заявили, что оценивают свою долю на рынке онлайн-образования в 20–30%. Управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский считает самым перспективным сегментом рынок изучения английского языка, оценивая его потенциальный размер примерно в $1 млрд. При этом если в иностранных языках и профессиональном образовании сегмент EdTech растет в разы, то в школьном образовании — лишь на «десятки процентов», отмечает он. В целом рынок хоть и обладает большим потенциалом, но «все еще не сформировался в самостоятельную отрасль и находится на начальной степени развития», резюмирует господин Ларьяновский.

Рынок EdTech-продуктов в России растет динамично, но пока его сложно считать большим и устоявшимся, соглашается директор технологической практики в риск-консалтинге KPMG в России и СНГ Сергей Вихарев. По его словам, в применении платформ онлайн-образования «достаточно активны» классические вузы, а корпоративные университеты, «для которых задача привлечения слушателей не так актуальна, проявляют больший интерес к новым технологиям обучения, например, с помощью шлемов виртуальной реальности». В частности, в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» запланирована разработка учебных симуляторов, тренажеров и виртуальных лабораторий для обучения по программам «Математика», «Информатика» и «Технология», а также на базе вузов будет сформирована сеть из центров цифровой трансформации университетов и создан бесплатный онлайн-сервис для освоения цифровой грамотности, говорит директор по направлению «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Сергей Пилипенко.

В последние годы деятельность венчурных фондов и инвесторов в России сокращается, и EdTech, как и другим нишам, приходится рассчитывать во многом на себя, поясняет господин Спиридонов, поэтому «приходится с большой оглядкой делать дорогие R&D-эксперименты и долгосрочные инвестиции в продукт». Эпоха венчурных инвестиций в EdTech только начинается, возражает заместитель гендиректора—инвестиционный директор Российской венчурной компании (РВК) Алексей Басов, напоминая, что совместно с Минэкономики РВК создала венчурный фонд для поддержки перспективных образовательных технологий.

Вышло исследование российского рынка онлайн-образования 2020

Российский рынок онлайн-образования растет быстрее, чем мировой. Команда TalentTech, Нетология и EdMarket выпустила исследование мирового и российского рынка онлайн-обучения. Исследовательская группа в течение 6 месяцев изучала каждый сегмент EdTech-индустрии, деятельность ключевых игроков и инвестиционную активность за 3 последние года.

Ключевые выводы исследования

  • Объем мирового рынка онлайн-образования в 2019 году составил $205 млрд, по оценке Global Market Insights. К 2023 году он достигнет $282,62 млрд. Среднегодовой темп прироста составит в ближайшие 5-7 лет 7-10%.
Читать еще:  Основные средства обучение онлайн

  • В 2019 году в мировой рынок EdTech были инвестированы $18,66 млрд, что на $2 млрд больше, чем в 2018 году, по данным Metaari. Среди наиболее инвестиционно привлекательных – стартапы с использованием технологий искусственного интеллекта.
  • Объем российского b2c-рынка онлайн-образования достиг ₽38,5 млрд по итогам 2019 года. В конце 2023 года объем российского рынка EdTech составит ₽60 млрд в год при среднегодовых темпах роста 12-15%.
  • Объем финансовых вливаний в российский рынок EdTech с августа 2017 по октябрь 2019 год составил не менее $80 млн с учетом экспертных оценок непубличных сделок. Размер публичных сделок в онлайн-образовании России за указанный период измеряется суммой $55 млн.
  • Наиболее привлекательные инвестиционные направления в российском сегменте EdTech включают в себя: общее среднее и дополнительное школьное образование, дополнительное профессиональное образование, корпоративное образование.
  • Большая часть публичных сделок в России осуществлялась при участии местных игроков. Только к 4% обнаруженных сделок были причастны зарубежные интересанты.
  • Эксперты предполагают, что в ближайшем будущем российскими инвесторами будут востребованы образовательные онлайн-программы и курсы для разных целевых аудиторий, решения для создания собственного образовательного контента.

  • Активнее всего в России растет рынок дополнительного школьного онлайн-образования. Рост составляет 33% в год. Объем рынка по итогам 2019 года составил ₽10 млрд. Основную выручку в нем генерируют онлайн-школы и образовательные платформы.
  • Чеки за обучение школьников на онлайн-платформах разнятся. Медианный показатель составляет ₽2 тыс. в месяц
  • Самая высокая конкуренция наблюдается в сегменте взрослого дополнительного образования. Онлайн-сегмент составляет 13,5% от всего рынка дополнительного образования взрослых и оценивается в ₽19 млрд по итогам 2019 года.
  • Ядро аудитории рынка онлайн-образования в России составляют женщины в возрасте около 25 лет, без детей, со средним доходом на уровне ₽55 тыс.
  • ТОП-5 самых массовых направлений обучения: обучение на производстве (17%); творчество, прикладные декоративные навыки, хобби (13%); спорт, здоровье (9%); духовные практики и личностный рост (7%); иностранные языки, психология, финансы и налоги, специализации узкого и сложного профиля (по 6% у каждого).
  • Из форматов обучения наиболее популярны видеокурсы с сопровождением преподавателя (37% опрошенных), самостоятельные занятия по платным заранее записанным видео на образовательных сайтах (24%), смешанная модель обучения (17%).

Скачать полную версию исследования можно по ссылке.

Напомним, ранее вышло исследование «Интерфакс Академии». По данным исследования рынок онлайн-образования в России достиг 45–50 млрд рублей в 2019 году.

Обзор рынка онлайн-образования

1. ВВЕДЕНИЕ

Дистанционное образование (онлайн-образование) – широкий спектр образовательных программ или курсов, проводящихся без непосредственного физического присутствия обучающегося в месте проведения занятий. Обычно для этого используются различное программное обеспечение (например, Skype) или специальные онлайн-сервисы. Проводить обучение могут как аккредитованные организации с выдачей дипломов и аттестатов по завершении обучения, так и неаккредитованные структуры.

Несмотря на относительную молодость онлайн-обучения, оно имеет сложную структуру, которая включает в себя различные направления в сегментах b2c и b2b.

Преимуществ у данного вида обучения много. Для игроков рынка – это возможность привлечь фактически неограниченное количество учащихся, а, следовательно, значительно повысить доходность.

Для потребителей это:

доступ к обучающим программам зарубежных учебных организаций из дома

возможность обучения в любое удобное время (записи лекций, курсов)

более доступная стоимость обучения по сравнению с заочной формой

Первые площадки, предоставляющие услуги онлайн-образования появились еще в 90-е годы, однако по ряду причин популярностью они не пользовались. Бурный рост данного направления начался в 2012 году, когда на рынок вышли сразу несколько крупных игроков, являющихся сегодня основой всего направления.

Благодаря развитию информационных технологий, развитию широкополосного доступа к интернету и его проникновению, рынок дистанционного обучения сегодня растет существенными темпами.

2. АНАЛИЗ РЫНКА

Периодическую оценку мирового рынка онлайн-образования проводит аналитическая компания J’son&Partners. Отчет о результатах исследования, проведенного в 2016 году посвящен теме массовых онлайн-курсов для частных лиц; корпоративное обучение в отчете не рассматривается. В объекте исследования выделены также два основных сегмента: курсы по расписанию, доступ к которым возможен только в установленное время (непосредственно онлайн-обучение) и курсы без расписания (записи лекций).

Главный продукт образовательных платформ – это контент. На сегодняшний день существует несколько способов его производства:

показ готового контента (агрегаторы)

адаптация контента (перевод, консолидация)

использование пользовательского контента (функции сервиса для трансляции)

В плане создания контента основной тенденцией является смещение спроса от услуг площадок-агрегаторов в сторону уникального качественного контента.

Вариантов монетизации онлайн-обучения довольно много:

продажа программы из набора курсов (средний чек – 200-500 долларов)

продажа отдельного ролика (средний чек – до 10 долларов)

продажа курса (средний чек – до 100 долларов)

продажа подписки на фиксированный период (средний чек – 20-25 долларов в месяц)

продажа сертификатов при бесплатном прохождении курсов (средний чек – 50-80 долларов)

продажа дополнительных услуг: проверка заданий и обратная связь, консультации (средний чек – 100-300 долларов)

продажа данных посетителей рекламодателям для таргетированной рекламы

платное предоставление аналитики и подбор необходимых исследований в загруженном контенте

продажа дополнительных сервисов: дискуссионные площадки, облачные хранилища для контента и прочие

выполнение функций обучающей, рекрутинговой или PR-площадки

По мнению экспертов, наиболее перспективными являются гибридные модели, сочетающие инструменты онлайн и офлайн-обучения.

К основным трендам развития мирового рынка онлайн-образования можно отнести:

рост популярности микрокурсов с длительностью одного ролика в 1-3 минуты

Геймификация – представление обучающей программы в виде игры, что позволяет удерживать внимание пользователя

использование технологий дополненной и виртуальной реальности

активное развитие b2b-рынка

рост популярности обучения прикладным навыкам; очень высока популярность этого направления в России

Зарабатывай онлайн на проведении игр!

Интеллектуальный онлайн-бизнес на трансформационных играх, который не требует сотрудников и помещения. Минимальные вложения. Онлайн-обучение «под ключ» за два дня.

Вообще, цифровое образование – один из наиболее быстрорастущих сегментов мирового рынка образования. Темпы ежегодного прироста составляют в среднем 23% с 2012 года и по сегодняшний день. Однако, в общем объеме образовательных услуг оно все еще занимает очень небольшую долю – менее 3%.

Общий объем инвестиций в образовательные проекты во всем мире в 2015-2016 гг. составил 5,5 млрд долларов. При этом, 50% всего рынка принадлежит США, однако, рост азиатских рынков выражается сотнями процентов.

Наиболее востребованным остается онлайн-изучение иностранных языков, в том числе за счет прямого общения с носителями языка. Популярны также онлайн-репетиторы, подготовка к офлайн-тестам, а также корпоративное обучение. В сегменте последнего популярность набирает так называемое «long-life learning», или обучение в течение жизни, то есть непрерывный процесс обучения персонала в соответствии с изменяющейся внешней средой, новыми задачами и так далее.

Читать еще:  Делопроизводитель курсы онлайн

Готовые идеи для вашего бизнеса

По оценкам экспертов, рынок онлайн-обучения в России показывает ежегодные темпы прироста на уровне 25%. При этом, объем российского рынка составляет в 2016 году только 10,5 млрд рублей, в то время как объем мирового рынка оценивается в 107 млрд долларов. Также, как утверждают эксперты, к услугам онлайн-обучения хотя бы раз прибегали 7,2 млн россиян. К основным проблемам рынка специалисты относят достаточно низкий уровень доходности.

Из-за больших расстояний между образовательными центрами в России, дистанционное онлайн-обучение становится все более популярным. Позитивным фактором развития этого направления является также и рост проникновения доступа к широкополосному интернету в России – в 2016 году оно составило 73,41% от общего количества населения. Эти факторы оказали влияние на ряд российских ВУЗов (МГУ, СПбГУ, МФТИ и других), которые, объединившись, создали электронную площадку онлайн-обучения «Открытое образование», которая должна была составить конкуренцию крупным международным проектам.

Большим сегментом рынка является рынок корпоративного обучения – работодателю (в первую очередь это касается крупных компаний, имеющих широкую филиальную сеть) в большинстве случаев проще обучить сотрудника дистанционно.

На развитие онлайн-обучения в России оказывает влияние поддержка Агентства стратегических инициатив (АСИ). Один из инструментов АСИ для работы в этом направлении – Фонд поддержки интернет-инициатив.

По словам директора направления «Молодые профессионалы» АСИ, в последнее время Фонд оказывает поддержку не только социально значимым проектам, не имеющих существенных коммерческих перспектив, но и полностью коммерческим проектам, имеющим большой потенциал капитализации. По его мнению, в ближайшем будущем онлайн-образование станет крайне востребованным.

Сегодняшний рынок онлайн-обучения – это не только лекции и учебники, доступные студентам для изучения. Ведущие мировые ВУЗы разрабатывают программы, включающие также практические занятия, оценку учащихся, а также программы, требующие взаимодействия учащихся между собой, даже если они живут на расстоянии тысяч километров друг от друга.

В мире набирает популярность бизнес-модель образовательных организаций, когда организация получает деньги не только с учащихся, но и с их потенциальных работодателей, которым она предоставляет данные об успеваемости и когнитивных возможностях каждого из учеников. По сути, в этом случае образовательная организация частично выполняет функции биржи труда. Под когнитивным стилем понимается не только традиционная оценка успеваемости ученика, но и совокупность его поведения в течение всего обучения: статистика по соблюдению сроков выполнения заданий, участие в командной работе и прочие.

Противники онлайн-обучения утверждают, что такая форма не дает возможности получить обратную связь от преподавателя (при большом количестве учащихся). Однако, следует принимать во внимание, что большинство совершаемых ошибок при выполнении заданий – стандартны. Таким образом, преподаватель может написать стандартные замечания к эти типовым ошибкам, а рассылаться студентам они будут автоматически и индивидуально.

В некоторых случаях выполненные задания не могут быть выполнены в качестве теста и, соответственно, быть проверены автоматически. Это касается творческих заданий – сочинений и эссе. В этом случае предполагается проверка работы не преподавателем, а другим студентом, что является революцией в области обучения. Суть данной методики состоит в том, что, если студент получил низкую оценку от другого студента, он имеет право дать отзыв на полученную оценку и предъявить претензии. Таким образом, по каждому студенту можно составить рейтинг не только по полученным оценкам, но и по тому, насколько грамотно и аргументированно он может отстоять свою точку зрения. Во многом такая оценка также осуществляется автоматически.

Исследование. Как онлайн-курсы помогают россиянам строить карьеру

Почти 63% взрослого населения России в 2019 году получало дополнительное образование. Это 22,8 миллиона человек. Каждый второй при этом не просто расширял кругозор, а преследовал вполне конкретные карьерные цели: развить навыки внутри собственной профессии, освоить новую специальность или прокачать soft skills. 25% платили за возможность обучиться чему-то новому.

Всё это — выводы из нового глобального исследования рынка онлайн-обучения в России и мире. Его подготовили специалисты IT-холдинга TalentTech и онлайн-университетов «Нетология» и EdMarket. Уже 25 марта авторы представят полную версию отчёта на бесплатной онлайн-конференции. А пока мы делимся самыми интересными фактами о том, как онлайн-курсы помогают россиянам строить карьеру.

Зачем россияне записываются на онлайн-курсы

Основная цель обучения на профессиональных онлайн-курсах — это развитие навыков в нынешней специализации. Об этом заявили 50% опрошенных. Ещё 22% получают навыки из других областей. Помимо мотива самосовершенствования, учащиеся преследуют и карьерные цели — получить повышение или закрыть skill-gap в нынешней должности. Чаще всего, это сотрудники, которые занимаются бизнесом и управлением.

Ещё 22% опрошенных записываются на профессиональные онлайн-курсы, чтобы освоить новую специальность с нуля. Обычно — в маркетинге, рекламе и PR или в IT-сфере. Эту цель чаще преследуют респонденты с более низкими доходами. Для них онлайн-обучение выступает социальным лифтом.

6% приступают к обучению из соображений профориентации — чтобы получить общие представления о профессии. Чаще всего, так знакомятся с IT-специальностями.

Как проходит онлайн-обучение навыкам и профессиям

Обучение навыкам чаще всего осуществляется в сжатые сроки. В 43% случаев на развитие новых компетенций уходит меньше месяца. Освоение новой профессии предполагает более длительное обучение: в 29% случаев — около 2−3 месяцев, в такой же доле случаев — 4 месяца и более.

37% участников исследования отдают предпочтение видеокурсам с сопровождением преподавателя. Четверть (24%) предпочитают учиться самостоятельно — по заранее записанным роликам. А 17% выступают за смешанную модель обучения. Остальные форматы пользуются значительно меньшей популярностью.

Примечательно, что удовлетворённость онлайн-обучением зависит и от формата проверки домашних заданий. При отсутствии домашних заданий доля респондентов, недовольных обучением, примерно вдвое выше, чем при их наличии. Если домашние задания не проверяют или используют для этого перекрёстную оценку самими студентами, это тоже негативно сказывается на восприятии курсов.

Какую роль в онлайн-обучении сотрудников играют работодатели

52% опрошенных оценили уровень дефицита необходимых им знаний и навыков как средний, лишь периодически дающий о себе знать. Ещё 24% заявили о существенном разрыве в компетенциях, а 5% оценили его как критический.

68% студентов принимали решение о необходимости пройти онлайн-обучение самостоятельно. Только на четверть опрошенных повлиял работодатель: у 15% — косвенно, у 9% — напрямую. Некоторым учащимся при этом полностью или частично возместили затраты на обучение: в IT-сфере — в 40% случаев, а при прокачке управленческих и бизнес-навыков — каждому третьему (35%).

Тремя важнейшими критериями при выборе онлайн-школы оказались:

  • тематическое содержание программы;
  • соответствие курса профессиональным целям студента;
  • стоимость обучения.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector