Углами естественного откоса



Скачать 192.38 Kb.
Дата28.06.2019
Размер192.38 Kb.
Название файлаотвалообразование табл..docx

В практике отвалообразования часто требуется знать угол откоса отвала, значения которого следует различать как текущие и устойчивые. В последнем случае их еще называют углами естественного откоса. Текущие углы, как правило, превышают угол естественного откоса, который в идеальном случае стремится к углу внутреннего трения в верхнем слое откоса отвала.

По этой причине в широком диапазоне углов откоса следует считать верхний предел текущим значением, а нижний – устойчивым, или естественным.



Таблица 9.1 - Фактические углы устойчивых откосов отвала (градус) для ряда вскрышных пород

 

Высота отвалов зависит от:



способа механизации отвальных работ;

устойчивости пород и основания отвала;

рельефа местности;

ценности земель, отводимых под отвалы;

вида транспорта.

Отвал по высоте состоит из ярусов, высота каждого из которых равна высоте отвального уступа и ограничивается, прежде всего, условиями безопасного ведения работ. Если породы малоустойчивы и разгрузка транспортных средств производится вплотную к отвальной бровке, как, например, на плужных отвалах, то высоту отвального уступа сокращают до 8..10 м.

В устойчивых крепких породах, а точнее, на экскаваторных отвалах, где груженые вагоны находятся вне пределов возможной осадки породы, высота отвальных уступов выше и достигает 30..40 м (табл. 9.2).

Таблица 9.2 - Высота отвального уступа, м



 

Общая высота отвала должна быть, как правило, оптимальной, при которой все затраты на укладку породы в отвал будут минимальными. Чем больше высота отвала, тем больше затраты на транспортирование породы на отвал, но тем меньше площадь, занимаемая отвалом, и тем меньше затраты за отчуждение земли под отвалы. Поэтому оптимальная высота отвала зависит от затрат на подъем породы принятым видом транспорта (тенге на 1 м высоты подъема), от ценности отчуждаемых земель (тенге на1 га в год), от себестоимости укладки породы в отвал (тенге на 1 м3).



В условиях дефицита земельных площадей и повышенных требований к охране окружающей среды оптимальная высота отвала равна максимально допустимой по условиям устойчивости. Устойчивая высота автомобильных отвалов на разрезах Кузбасса достигает 150 м, экскаваторных отвалов на Коркинском разрезе 120 м, отвалов на рудных карьерах 120..160 м и более.

Приемная способность отвального тупика – количество породы, которое возможно поместить в отвале между двумя смежными передвижками пути (рис. 9.1). Она обычно измеряется на 1 м отвального фронта работ и характеризуется как удельная емкость отвальной заходки.

Приемная способность 1 м отвального тупика (в м3)

 


 



(9.2)

 

где h0 – высота отвального яруса, м;

    В – шаг передвижки путей, м;

    kp – коэффициент разрыхления породы.

Шаг передвижки путей определяется параметрами отвального оборудования и составляет:

       при железнодорожном транспорте:

o  на плужных отвалах - 1,5..3,0 м;

o  на экскаваторных отвалах с мехлопатами – 24..-4 м;

o  на экскаваторных отвалах с драглайнами – 70..120 м;

o  на бульдозерных отвалах - от 50..60 м до 110..120 м;

       при автомобильном транспорте на бульдозерных отвалах – 35-50 м.

Приемная способность 1 м плужного отвала составляет 30..60 м3, экскаваторного с мехлопатами – 500..1200 м3, с драглайнами - до 10..12 тыс. м3.

Большая приемная способность отвала обеспечивает более устойчивую равномерную работу транспорта и сокращение расходов ручного труда на передвижку путей.

Производительность отвального тупика или отвала - это количество породы, принимаемой тупиком или отвалом в единицу времени (в смену, сутки и т. д.). Число составов, разгружаемых в тупике за смену, определяется по следующей формуле:

 


 



(9.3)

 

где Т - время смены, ч;

    kи.с. - коэффициент использования рабочего времени смены тупика при приеме составов (для плужных отвалов kи.с. = 0,7..0,8, для экскаваторных отвалов - 0,85..0,90);

    tр — время разгрузки одного состава, мин (зимой в 2..3 раза больше, чем летом);

    t0 - время обмена составов, мин.

Исходя из этого производительность отвального тупика по пропускной способности путей (в м3/смену)

 


 



(9.4)

 

где Q – средняя емкость породного состава, м3.

Объем породы П0, погружаемой в тупике за смену, в летние месяцы больше, чем в зимние, когда длительность разгрузки думпкаров увеличивается, а чистка их требует дополнительных затрат времени. Кроме этого, производительность отвального тупика П0 в определенной степени зависит от свойств разгружаемых пород, так как разгрузка рыхлых и сыпучих грунтов происходит быстро, а глинистых и вязких - медленнее. При работе экскаваторов на отвале производительность тупика, определенная по пропускной способности путей, должна быть равной или несколько больше производительности отвального экскаватора.

Фактическая производительность одного отвального тупика составляет: плужного - 1,5..2,0 тыс. м3 в сутки, экскаваторного (мехлопата или драглайн) в зависимости от модели экскаватора - от 4 до 7 тыс. м3 в сутки, бульдозерного - до 4..8 тыс. м3 в сутки.

Общее число тупиков с учетом передвигаемых принимается на 25..50 % больше рассчитанного по производительности.

Развитие отвалов в плане (рис. 9.2) может быть:

       криволинейным;

       параллельным;



       веерным.

 

Рисунок 9.2 - Развитие отвалов в плане при железнодорожном транспорте



 

На современных карьерах преимущественное развитие получила криволинейная схема (рис. 9.2, а), имеющая то достоинство, что в процессе развития отвала систематически увеличивается длина отвального фронта и появляется возможность создания новых рабочих тупиков. Пути удлиняются за счет врезок различной длины.



Параллельное развитие отвала (рис. 9.2, б) применяют реже, обычно лишь при работе на отвале одноковшовых экскаваторов. В этом случае на отвальном тупике каждый экскаватор отсыпает породу в заходку одинаковой ширины по всей длине отвала. При многотупиковых схемах параллельно первому экскаватору на расстоянии 400-500 м следует второй и все последующие экскаваторы. Каждый экскаватор, отсыпая заходку отвала, подготавливает земляное полотно для железнодорожного пути последующей экскаваторной заходки. Основной недостаток параллельного развития отвалов состоит в постепенном сокращении длины железнодорожного отвального тупика из-за трудности разгрузки последних вагонов. Для того чтобы сохранить длину отвального фронта, создают передовую насыпь. При использовании на отвалах драглайнов, этот недостаток устраняется. При плужных отвалах параллельное развитие фронта работ не применяют вследствие значительного сокращения длины отвального фронта.

Веерное перемещение применяется обычно при работе на отвале многоковшовых экскаваторов (абзетцеров).

В равнинной местности при транспортировании породы автосамосвалами наиболее выгодной формой отвала в плане является прямоугольная с соотношением сторон 2:1 при центральном расположении заезда по отношению к большей стороне

 

Вопросы для самоподготовки

1.  Что относятся к основным параметрам отвалов?

2.  Какие значения угла откоса отвала следует различать?

3.  От чего зависит высота отвалов?

4.  Какие факторы учитываются при определении высоты отвальных уступов?

5.  Что означает понятие "приемная способность отвального тупика"?

6.  Что определяет шаг передвижки путей?

7.  Что означает понятие "производительность отвального тупика или отвала"?



8.  Каким может быть развитие отвалов в плане?

 

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nedocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница