Телесно-ориентированные игры и упражнения, как средство формирования доброжелательных отношений в коллективе детей дошкольного возраста



Скачать 48.03 Kb.
Дата11.05.2019
Размер48.03 Kb.
Название файлаkostyukova_yu.a._statya.doc

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Костюкова Ю.А.

МАДОУ детский сад комбинированного вида № 30

«Подснежник», Иркутская обл., г. Усть-Илимск

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Ребенка дошкольного возраста необходимо научить не только правильно выражать свои мысли, но и слушать собеседника, а также понимать то, как окружающие могут воспринимать его высказывание. С ранних лет детям следует объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других. Лучшее понимание состояния других людей способствует возникновению чувства симпатии между участниками общения. А, как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.

Пока дошкольник воспитывается только в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаруживаются, когда ребенок начинает посещать детский сад. Дети, враждебно относящиеся к окружающим, не умеющие спокойно общаться, – это дети, которые особенно нуждаются в помощи и поддержке со стороны. Они живут в своем мире, чувствуют себя нелюбимыми и не заслуживающими любви. Их отношение к людям вызывает ответную реакцию, от которой они сами же часто страдают. Такие дети часто имеют низкий уровень развития самоконтроля. Они могут подчиняться контролю извне (со стороны взрослых), но сами не умеют контролировать свое поведение, речь. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.

Причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста может быть несколько. Это и высокая тревожность, слабая социальная рефлексия, неудовлетворённая потребность в общении, низкий социальный статус ребёнка, недостаточное развитие эмоциональной сферы, различные формы детской нервозности (невропатии, страхи). Чтобы помочь таким детям, необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков. Совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.

Телесно-ориентированная терапия направлена на решение проблемы дисгармоничного развития тела и разума. Это один из методов психической коррекции – «исцеления души через работу с телом». Ее важным составляющим является знакомство ребенка с телом, которое направлено на расширение сферы осознания им своих глубоких внутренних потребностей и переживаний. Телесная психотерапия является одним из основных направлений современной практической психологии, ее называют также «соматической психологией». Эта терапия позволяет малышам снять накопленное напряжение, научиться понимать свое тело, а следовательно, и эмоции. Фактически каждый раз, когда взрослый обнимает ребенка, он использует телесно-ориентированную терапию. Этот телесный контакт является успокаивающим, поддерживающим, дающим малышу понять, что его любят и принимают. К данной терапии относятся специальные игры и упражнения, которые позволяют малышу сбрасывать накопленное телесное напряжение в веселой и неагрессивной форме, с их помощью снимается барьер, «дистанция» в отношениях с окружающими.

Каждый новый день в нашей группе начинается с утреннего круга. Дети, стоя в круге, выполняют упражнение «Здравствуйте» – улыбаются друг другу и прикасаются к соседу ладошками, щечками, носиками и т.д. Это упражнение поднимает настроение, способствует чувству принятия другого ребенка, формирует доброжелательные отношения в детском коллективе. Затем в течение дня мы с ребятами играем в различные игры, направленные на привитие навыков общения и взаимодействия. Например, игры «Ищу дружочка», «Ручеек», «Комплименты» позволяют участникам показать свою симпатию по отношению к товарищу, игра «Подарок» учит радовать друг друга и проявлять свою заботу, игра «Ты дрозд – я дрозд» снимает скованность, развивает тактильные ощущения, помогает раскрепоститься. Эти игры могут использоваться в перерывах между занятиями, в режимные моменты, а также быть частью образовательной деятельности. Такие игры могут быть подвижными и малоподвижными, с использованием различных атрибутов. Они могут проигрываться в паре, в подгруппе или всей группой детей.

В результате регулярного использования телесно-ориентированных игр и упражнений мы можем сделать выводы о том, данные игры развивают у детей вербальные и невербальные коммуникативные навыки, ребята становятся раскованными, открытыми, дружелюбными. Дети стремятся договариваться друг с другом, они учатся слушать и слышать другого человека. В детском коллективе практически не бывает драк или бурных ссор со слезами. Ребята знают, что любой спор можно разрешить добрым разговором, теплой улыбкой или дружескими объятиями. Они не стесняются открыто выражать свои чувства и эмоции, что, в свою очередь, является благоприятной основой для развития здоровой и гармоничной личности ребенка.




Литература

1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004.

2. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль, 1997.

3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.



4. Пазухина И.А. Давай познакомимся. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

5. Циттель С.А. Игры «Здравствуйте…». Учебно-методическое пособие по теории и методике воспитания. – Магнитогорск, 1998.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nedocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница