Структурная реорганизация компаний осуществляется в следующих направлениях



Скачать 415.57 Kb.
страница1/3
Дата05.12.2018
Размер415.57 Kb.
Название файлапосмотри заключение.docx
  1   2   3

Актуальность темы исследования. Быстрые технологические изменения, сложные социальные проблемы, экономическая нестабильность, динамичные изменения конкурентных условий создают обстановку, в которой промышленные предприятия должны постоянно оценивать перспективы своей деятельности.

В последние годы многие предприятия развитых стран проводят структурную перестройку в необычайно быстром темпе. Организационные изменения лишь в редких случаях вызваны исключительно внутренними проблемами. Чаще они являются реакцией на внешние давление, особенно когда неудачи на рынке обусловленынеэффективными организационными структурами.

Структурная реорганизация компаний осуществляется в следующих направлениях:

- предприятия стремятся повысить эффективность путем совершенствования организационных структур, производственных процессов, отказаться от устаревших форм организации, а также от бюрократии, устранить малопроизводительные структурные звенья;

- новая, быстро меняющаяся ситуация на рынке требует выработки новых стратегий, что также вызывает необходимость в измененииорганизационной структуры предприятия;

- масштабные цели предполагают новаторские организационныеподходы. В связи с этим менеджеры, ответственные за структурную перестройку, должны руководствоваться отличными от традиционных, новыми принципами при организации и управлении предприятием. Ихприоритетными задачами должны стать повышениеконкурентоспособности, новое понимание организационной структуры управления предприятием.

Поэтому в диссертационной работе исследован анализ организационных структур управления, который стал особенно важен в последнее время в связи с переходом к рыночной экономике, когда было сломано неуязвимое положение отечественной промышленности, работающей преимущественно на внутренний рынок. Это еще раз доказывает актуальность выбранной темы - структурные изменения при выборе стратегии развития предприятия. При этом каждая структура соответствует определенной стратегии и применяется в настоящее время не в чистом виде, а в тесном сочетании с другими структурами.

Современное развитие предприятий в условиях рынка невозможно без процесса постоянного анализа экономической ситуации и выработки основных методов решения возникающих проблем, а такжестратегического планирования своей деятельности. Ошибкой большинства предприятий, на наш взгляд, является неспособность и нежелание планировать свою деятельность на период более года.

Стратегия и организационная структура компании тесно взаимосвязаны. Коротко эту зависимость можно сформулировать так:

- стратегия предприятия является основным фактором, определяющим организационную структуру;

- многоцелевая стратегия усложняет организационную структуру предприятия.

К сожалению, сегодня большинство предприятий в РФ недостаточно используют в своей деятельности практические рекомендации в области разработки стратегий, мотивируя это тем, что, если они не решаттекущих задач, то им и rie придется заниматься проблемами более отдаленного периода.

Основная причина данного явления - постоянно возрастающая сложность функционирования промышленных предприятий в условиях неустойчивого рынка. Это, с одной стороны, препятствует процессу разработки стратегии деятельности, а с другой — подчеркивает ее важность и необходимость для выживания предприятий в современных условиях. Если раньше стратегические моменты планирования задавались предприятию сверху точно так же организационные структуры регламентировались типовыми, и такое положение вещей воспринималось как естественное. В условиях рынка и конкурентнойборьбы ситуация радикально изменилась. Предприятия должны сами формулировать цели социально-экономического развития, выбирать стратегические направления своей деятельности и совершенствовать организационные структуры.

Возникающие при этом возможные ошибки являются основной угрозой существованию предприятий.

Всестороннее изучение и анализ практики хозяйственнойдеятельности производственных предприятий в современных условиях функционирования позволили сделать вывод о необходимости исследования и рационализации организационной структуры управления и разработки концепции формирования стратегии предприятия. Анализ стратегического планирования заставляет так же обратить внимание на ряд вопросов, сопровождающих процессы выработки стратегии деятельности предприятий и имеющих как научный, так и практический интерес.

Цель диссертационной работы состоит в теоретическом обосновании и разработке методических и практических рекомендаций по формированию организационной структуры предприятия в соответствии со стратегией его развития.

Для достижения поставленной цели в приведенном исследовании решены следующие задачи:

- проведение теоретического анализа организационных структур управления в соответствии со стратегией деятельности предприятия;

- исследование процесса формирования организационной структуры предприятия на основе системы сбалансированных показателей и модели Мак-Кинси;

- проведение технико-финансового анализа взаимодействия стратегии и организационной структуры предприятий;

- исследование связующих элементов взаимодействия стратегии и организационных структур управления выбранных организаций;

- формирование организационной структуры с целью реализации стратегии предприятия;

- формирование предложений по совершенствованию организационной структуры управления ОАО «КМПО».

Объект исследования - организационные структуры управления промышленных машиностроительных предприятий РТ.

Предмет исследования - исследование изменений организационной структуры управления адекватных стратегии развития.

Изученность проблемы. Теоретической и методологической основой исследований явились философские принципы познания процессов и явлений, труды отечественных и зарубежных авторов в области экономики, менеджмента, стратегического планирования, организационного проектирования.

Широкий круг проблем, связанных с разработкой стратегическойдеятельности предприятий, рассмотрен в работах таких ученых, как В.А.Агафонов, Р. Акофф, И. Ансофф, О.С. Виханский, К.Т. Джурабаев, П. Дойль, E.JL Пвенко, Т.Н. Иванов, Б. Карлофф, У. Кинг, Д. Клиланд, Т. Коно, Р. Дж.Коум, M.JI. Лукашевич, Е.З. Майминас, Б.З. Мильнер, Г. Минцберг, А.Н. Петров, М. Портер, З.П. Румянцева, М.Б. Степанов, А. Р. Стерлин, А.Дж. Стрикленд, О.В. Терещенко, А.А. Томпсон, С. Тацуно, Р.А.Фатхутдинов и других.

Однако здесь следует отметить, что степень изученности вышеназванной проблемы находится еще на недостаточно высоком уровне. Так, например многие авторы однозначно не разграничивают такие понятие как стратегическое направление и стратегия предприятия. Также еще полностью не раскрыты механизмы взаимодействия стратегии предприятия и ее организационной структуры.

Для решения поставленных задач в процессе исследования использовались методы логического анализа, системного подхода, анкетирования и экспертных оценок. Информационной базой исследования послужили материалы и документы государственных законодательных органов РФ, статистическая информация республиканского комитета государственной статистики, данные экспертных опросов руководителей и специалистов ряда машиностроительных предприятий, анализ и обобщение их практического опыта.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- предложен подход к формированию организационных структур машиностроительных предприятий РТ посредством балансировки системы должностных инструкций. Данная балансировка на наш взгляд должна проходить на основе принципов взаимодополнения и непротиворечия отдельных должностных инструкций в исследуемых организациях и устранения дублирования функций;

- на основе исследования звеньев, отвечающих за взаимосвязь стратегии и организационной структуры, выявлена взаимосвязь двух актуальных моделей: сбалансированной системы показателей и Мак-Кинси (семи S);

- на основании дескриптивного метода исследования выявленыпреимущества и недостатки по возможному практическому применению на исследуемых организациях программного продукта «Инталев: Бизнес процессы», на основании чего предложены мероприятия, направленные на модернизацию программного продукта «Инталев: Бизнес процессы». Суть данных мероприятий заключена в разработке трех дополнительных блоков: первый блок позволяет формировать должностные инструкции в автоматическом режиме на основе сформированных стратегическихцелей и задач; второй блок отвечает за взаимосвязь всех формируемых должностных инструкций на основании принципа сбалансированности. В рамках данного блока программа позволит выявить и устранить противоречия как в уже существующих, так и вновь сформированных должностных инструкциях; третий (обучающее-ознакомительный) блок, который позволит ознакомить всех сотрудников организации со всеми изменениями в системе должностных инструкций. Для этого предполагается выделить специально отведенные часы;

- для внедрения мероприятий по совершенствованию программного продукта разработана стратегическая карта «Стратегическая карта ОАО «КМПО» относительно реализации предложенного нами мероприятия» для ОАО «КМПО» в рамках каждой стратегической проекции его деятельности по существенным на наш взгляд показателям;

- предложено мероприятие по формированию на ОАО «КМПО» единого сбалансированного информационно поля путем внедрения стратегического центра распределения информации (службы стратегической информации);

- на основе проведенного нами исследования предложен новый вариант организационной структуры ОАО «КМПО» с акцентом на управление по бизнес единицам.

Практическая значимость работы. Предложенная в диссертационном исследовании методика формирования организационной структуры предприятия на основе формирования комплексной системы должностного инструктирования может быть применена на предприятиях различных типов производств и форм собственности. Использование предлагаемых в работе методических подходов и рекомендаций на промышленных предприятиях приводит к повышению эффективности работы их организационных структур и конкурентоспособностивыпускаемой ими продукции, а также к увеличению прибыли от их производственно-хозяйственной деятельности.

Апробация результатов исследования.

Публикации. По результатам выполненных исследований опубликовано научных работ в объеме 1,25 п.л. (7 статей).

Содержание диссертации соответствует области исследования 15.1 «Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов иинструментов функционирования экономики, организации и управленияхозяйственными образованиями промышленности» Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки).

Структура и объем работы. В соответствии с задачами исследования диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В приложениях содержатся вспомогательные материалы. Работа содержит 155 страниц основного текста, 26 таблиц, 53 рисунка, 19 приложений и список используемой литературы, включающий 114 наименований.

Актуальность темы исследования. Уровень муниципального управления наиболее приближен к населению и является ключевым в системе публичной власти. Проводимая реформа местного самоуправления призвана способствовать ускорению социально-экономического развития городов и повышению на этой основе качества жизни населения. Решение указанных задач в условиях ограниченности ресурсов предъявляет повышенные требования к их рациональному и эффективному использованию. Качество управленческой работы на муниципальном уровне приобретает особую значимость и влияет на развитие всей страны.

Ключевую роль в системе органов местного самоуправления играет местная администрация, деятельность которой в значительной мере определяет эффективность функционирования социально-экономической системы города. В свою очередь, одним из факторов, влияющих на эффективность работы местной администрации, является ееорганизационная структура.

Федеральный закон от 25 августа 1995г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» недооценивал структурный аспект в системе органов местного самоуправления. Согласно этому закону, местная администрация как орган местного самоуправления не указывалась и могла быть предусмотрена уставом муниципального образования. В Федеральном законе от 6 октября 2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наличие местной администрации как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления является обязательным. Администрация является юридическим лицом. Уставом муниципального образования на местную администрацию возлагаются полномочия, как по решению вопросов местного значения, так и по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных в установленном порядке данному муниципальному образованию. Местной администрацией руководит на принципах единоначалия ее глава, которым может быть либо глава муниципального образования, избираемый населением, либо лицо, назначаемое представительным органом наконкурсной основе. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы администрации. Отдельные структурные подразделения местной администрации могут являться юридическими лицами. Таким образом, в новом Федеральном законе правовой статус местной администрации стал более ясным.

Практика построения и совершенствования организационных структур администраций городов основывается, чаще всего, на эмпирических подходах. В настоящее время организационным структурам большинства администраций городов присущи крупные недостатки. Одним из наиболее распространенных недостатков является перегрузка главы администрации необходимостью решения множества текущих вопросов. Во многих городах отсутствуют программно-функциональные структурные подразделения, нацеленные на решение стратегическихзадач социально-экономического развития города. Наиболее существенным недостатком является доминирующая роль отраслевых структурных подразделений администраций, которые совмещают в своей деятельности функции органа публичной власти и хозяйствующего субъекта. Они являются, своего рода, ведомственными монополистами, преследуют свои локальные интересы и зачастую препятствуют привлечению частного бизнеса и формированиюконкурентной среды при оказании муниципальных услуг.

В литературных источниках вопросы построения организационных структур муниципальных администраций освещены недостаточно полно. В многочисленных работах по проблемам местного самоуправления вопросы его организационных основ сводятся, как правило, к взаимоотношениям между представительным органом и администрацией, иногда перечисляются, в самом общем виде, возможные типы построения организационных структур администраций: линейно-функциональные, программно-функциональные, проектно-матричные, штабные и другие. Классификация функций местных администраций носит, как правило, отраслевой характер, в соответствии с которым перечисляются задачи администрации по управлению отдельными сферами муниципальной деятельности, а конкретные функции в этих сферах сводятся к упоминанию того, что администрация - это исполнительно-распорядительный орган.

Распространенной является точка зрения, согласно которой разработка практически значимых рекомендаций по данному вопросу невозможна, поскольку ситуация в каждом городе уникальна и неповторима в силу различий муниципальных образований по размеру территории, численности населения, развитости инфраструктуры, наличию разнообразных ресурсов; соответственно, разных задач управления, разного объема работы управленческогоперсонала1.

По нашему представлению, некоторые общие закономерности при построении организационных структур администраций городов все же существуют, и их исследование может быть полезным для практического использования.

Данные положения обусловили актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Значительный вклад в разработку вопросов теории, методологии и практики управления муниципальнымобразованием внесли О.Б. Алексеев, Е.Г. Анимица, Р.В. Бабун, А. Г. Воронин, В.Б. Зотов, JI.A. Калиниченко, А.Д.Леванов, В.Н. Лексин, В.А. Логачев, 3.3. Муллагалеева, АЛО. Нестеров, В.Е. Рохчин,

B.C. Сурнин, В.Г. Чуркин, В.А. Шабашев, А.Н. Швецов, А.Н. Широков,

C.Н. Юркова и многие другие

Принципы формирования и критерии оценки эффективности организационных структур администраций городов затрагиваются в работах таких авторов, как Ю.П. Алексеев, А.Н. Алисов, Р.В. Бабун, А.Г. Воронин, В.Б. Зотов, В.В.Иванов, Л.А. Калиниченко, А.Н. Коробова, A.B. Кулагин, И.И. Курьянов, Н.Ф. Лукьянова, А.Ю. Нестеров, Б.А.Райзберг, Н.С. Субочев, М.В. Талан, В.Г. Чуркин, В.А. Шабашев, А.Н. Широков, С.Н. Юркова и других.

1 Киричук С.М. Формирование местного самоуправления в России (на материалах социально-политических исследований а г. Тюмени).-Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 1998.— С. 105. 6

Однако, многие вопросы, связанные с построением организационных структур местных администраций, проработаны недостаточно полно и нуждаются в дальнейшем исследовании.

Объектом исследования являются организационные структуры администраций городов (в основном, крупных городов).

Предметом исследования является совершенствование организационных структур администраций городов в условиях реформы местного самоуправления и возникающие при этом управленческие отношения.

Цель диссертационной работы: разработка теоретических и методических положений по вопросам построения организационных структур администраций городов в условиях реформы местного самоуправления.

В соответствии с поставленной целью исследования определены следующие задачи:

1. Исследовать и уточнить классификацию функций администрации города, раскрыть механизмы их реализации в организационной структуре.

2. Исследовать принципы формирования и критерии оценки эффективности организационных структур; разработать методику сравнительного анализа организационных структур администраций различных городов.

3. Провести исследование организационных структур администраций российских городов на примере городов Сибири и Дальнего Востока, а также зарубежных городов, выявить их достоинства и недостатки.

4. Исследовать влияние реформы местного самоуправления и административной реформы на изменение функций органов местного самоуправления и на построение организационных структур администраций городов.

5. Разработать модель организационной структуры администрации города на основе предложенной классификации функций администрации и принципа разделения властных и хозяйственных функций.

6. Адаптировать разработанную модель организационной структуры администрации для конкретного города (на примере г. Новокузнецка).

Область исследования: Содержание диссертации соответствует паспорту специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика (п.5.16. «Управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управления; разработка, методическое обоснование, анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов управления»).

Теоретическая и методологическая основа исследования. В ходе исследования использовались труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, российское законодательство, муниципальные правовые акты городов и другие официальные материалы. Решение поставленных задач осуществлялось на основе общих положений системного и ситуационного подходов, структурно-функционального и процессного подходов с использованием методов сравнительного, факторного анализа, метода группировки, а также методов социологических исследований.

Информационной базой исследования являются нормативно-правовые акты, статистические сборники, методическая, научная, учебная и справочная литература, а также материалы сети Интернет и информационной сети Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ).

Наиболее существенные научные результаты, полученные автором; и их научная новизна:

2. Предложена не существовавшая ранее процессная классификация функций администрации города, позволяющая организационно отделить процессы комплексного социально-экономического планирования и нормативно-правового регулирования муниципальной деятельности от процессов организации оказания муниципальных услуг:

- планово-прогнозная функция, которая заключается в выработке муниципальной политики, разработке администрацией программ социально-экономического развития города, представлении их на рассмотрение и утверждение представительного органа муниципального образования;

- нормативно-правовая функция, которая заключается в разработке и принятии (в пределах своей компетенции) или представлении на рассмотрение и утверждение представительного органа различных муниципальных правовых актов;

- функция распоряжения местными ресурсами (территорией, муниципальным имуществом, финансовыми, материально-техническими и экологическими ресурсами);

- функция организации и контроля исполнения муниципальных услуг на территории города. Лишь эта функция носит отраслевой характер.

3. Разработана методика сравнительного анализа организационных структур различных городов, включающая в себя следующие составляющие:

- разработка системы индикаторов сравнительной оценки организационных структур администраций городов, по которым может быть получена статистическая информация, и определение их оптимальных значений;

- определение значений индикаторов для различных городов;

- сопоставление полученных значений индикаторов по исследуемому городу с их оптимальными значениями и с показателями по другим городам.

Индикатор (лат. «указатель») - элемент, отображающий ход процесса или состояние объекта наблюдений, его качественные либо количественные характеристики. Для проведения сравнительной оценки предложены следующиеиндикаторы:

- доля структурных подразделений администрации города от их общего количества, охваченных крупными блоками, ориентированными на целостное восприятие соответствующих сфер управления - оптимальным значением является 100%;

- степень отклонения от нормы управляемости на уровне главы администрации и его первого заместителя - оптимальным значением нормы управляемости, согласно теории менеджмента, является семь структурных единиц;

- количество структурных подразделений администрации, выполняющих одновременно как властные, так ихозяйственные функции и имеющих, в силу этого, статус юридического лица - оптимальным значением является полное отсутствие таких структурных подразделений, когда администрация является единым юридическим лицом;

- наличие или отсутствие в организационной структуре администрации города программно-функциональных структур, нацеленных на решение стратегических задач развития муниципального образования. Оптимальным значением является наличие такого структурного подразделения.

5. Сформулирована реинжиниринговая стратегия реформирования организационных структур администраций городов, отличная от используемой в настоящее время стратегии локальных изменений (эволюционной стратегии). Реинжиниринговая стратегия предусматривает кардинальное изменение не только организационной структуры, но и технологии работы местной администрации на основе принципа разделения властных и хозяйственных функций.

6. Разработана качественно новая модель организационной структуры администрации города для условий использования реинжинирингового подхода, имеющая три ступени:

- первая ступень - включает подразделения, занимающиеся формированием муниципальной политики, ее нормативно-правовым обеспечением, разработкой программ социально-экономического развития территории;

- вторая ступень - подразделения, выполняющие функцию обеспечения реализации муниципальной политики важнейшими местными ресурсами;

- третья ступень - отраслевые структурные подразделения, занимающиеся организацией оказания муниципальных услуг, реализующих цели и задачи муниципальной политики в соответствующей сфере.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

Теоретическое значение диссертационной работы состоит в том, что результаты проведенного исследования расширяют научные представления по вопросу формирования организационных структур местных администраций. Использование процессного и структурно-функционального подходов, а также принципа разделения властных и хозяйственных функций в администрации города позволяет преодолеть имеющиеся недостатки при построении ее организационной структуры.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы:

- при разработке организационных структур администраций городов (в диссертационной работе проведена адаптация предлагаемой модели организационной структуры администрации к условиям г. Новокузнецка);

- для оценки эффективности организационных структур администраций городов;

- в учебном процессе вузов по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические результаты исследования докладывались на 7 научно-практических конференциях различного уровня и Всероссийском форуме молодых ученых, на семинарах аспирантов и соискателей экономического факультета НФИ ГОУ ВПО «КемГУ», а также на учебно-методических семинарах кафедры муниципального управления НФИ ГОУ ВПО «КемГУ». Результаты проведенного исследования были рекомендованы к практическому использованию на семинаре глав городов Сибири и Дальнего Востока «Актуальные проблемы социально-экономического развития городов и вопросы муниципального управления», проходившего в рамках XIX Общего собрания Ассоциации Сибирских и дальневосточных городов. Основные выводы и положения диссертационной работы были использованы при разработке концепции социально-экономического развития г. Новокузнецка до 2017г. Также результаты исследования применяются на кафедре муниципального управления НФИ ГОУ ВПО «КемГУ» при изучении учебных дисциплин «Муниципальныйменеджмент» и «Система управления городом».





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nedocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница