Развитие высшей нервной деятельности в онтогенезе до 18 лет



Скачать 27.32 Kb.
страница1/2
Дата16.11.2018
Размер27.32 Kb.
Название файлаФИЗИЛОГИЯ развитие ВНД в онтогенезе.docx
ТипРеферат
  1   2

Белорусский государственный университет

Факультет философии и социальных наук

Кафедра психологии

Реферат на тему

«Развитие высшей нервной деятельности в онтогенезе до 18 лет»

Выполнила: Табет Ясмина

студентка 1 курса

специальность «Психология»

Преподаватель: Аблековская Оксана Николаевна

Минск


2018

Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном возрасте.

 Рефлекторные дуги безусловных рефлексов начинают формироваться на третьем месяце пренатального развития. Первыми появляются сосательные и дыхательные движения. Движение плода регистрируется на четвертом-пятом месяце внутриутробного развития. Формирование большинства врожденных безусловных рефлексов, которые обеспечивают нормальное функционирование вегетативной сферы, вегетативный «комфорт», завершается к моменту рождения ребенка.

Уже на первые-вторые сутки после рождения возникают простые пищевые рефлексы, а условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярного аппарата образуются к концу первого месяца постнатального развития. В связи с незрелостью клеток коры и резким преобладанием процессов возбуждения над торможением, а также их широкой иррадиацией эти рефлексы медленно образуются и легко тормозятся. Слуховые, зрительные и тактильные рефлексы образуются со второго месяца, а дифференцировочные — к пятому месяцу развития. Чем раньше начата выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии. К году ребенок хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, голоса и лица, совершенствует движения, начинает ходить.

В конце первого года начинается развитие второй сигнальной системы, которое протекает в тесной связи с первой. В развитии совместной деятельности двух сигнальных систем различают несколько фаз. Первоначально условные рефлексы ребенка осуществляются вне первой сигнальной системы, т. е. непосредственный раздражитель вызывает конкрет­ные вегетативные и соматические реакции. Во второй половине года ребенок начинает реагировать на словесные раздражители непосредственными вегетативными и соматическими реакциями.

Формирование речи следует условно-рефлекторным законам. Большую роль в этом играет подражание, или подражательный рефлекс, который имеется как у детей, так и у животных. К концу первого года жизни (после 8 месяцев) ребенок начинает подражать речи взрослого так, как это делают приматы, при помощи отдельных звуков, обозначающих что-либо вовне или какое-либо собственное состояние. Большую роль этот рефлекс играет в развитии высшей нервной деятельности ребенка. Путем подражания ребенок усваивает от взрослых основные навыки пользованиям личными предметами, некоторые движения и, наконец, речь. Годовалый ребенок может произносить 6-10 простых слов, которые сначала связаны с какими-либо событиями во внешнем мире. При этом в возрасте 1,5-2 года одним словом обозначается не только какой-либо предмет, но также действия и переживания связанные с ним.

У ребенка слово становится «сигналом сигналов» не сразу. Это качество появляется постепенно, по мере созревания мозга и формирования новых и все более сложных временных связей. При общении взрослых с ребенком слово обычно сочетается с другими непосредственными раздражителями. В результате оно становится одним из компонентов комплекса. Например, на слова «Где мама?» ребенок реагирует поворотом головы в сторону только тогда, когда присутствуют и другие раздражители: кинестетические (связи с положением тела), зрительные (привычная обстановка, лицо человека, задающего вопрос), звуковые (голос, интонация). Стоит изменить один из компонентов комплекса, и реакция на слово исчезает. Постепенно слово начинает приобретать ведущее значение, выпадает из комплекса. Сначала выпадает кинестетический компонент, затем теряют значение зрительный и звуковой, и уже одно слово вызывает реакцию.

Предъявление определенного предмета при одновременном его назывании приводит к тому, что слово начинает заменять обозначаемый им предмет. Эта способность появляется у ребенка к концу первого года жизни или началу второго. Однако слово обозначает сначала лишь конкретный предмет, например данную куклу, а не куклу вообще, т. е. выступает на этом этапе развития как интегратор I порядка.

Превращение слова в интегратор II порядка (обобщение нескольких однородных предметов) или в «сигнал сигналов» происходит в конце второго года жизни. Для этого необходимо, чтобы на него было выработано не менее 15 различных условных рефлексов. Ребенок должен научиться оперировать различными предметами, обозначаемыми одним словом, так как слова-интеграторы II порядка зависят от разнообразия действий ребенка с предметами.

Между 3-м и 4-м годами жизни появляются слова-интеграторы III порядка, которые обобщают несколько разнородных предметов, имеющих общее назначение. Ребенок начинает понимать такие слова, как «игрушка», «цветы», «животные». К пятому году жизни возникают более сложные понятия обобщения, или слова-интеграторы IV порядка. Слово «вещь» ребенок относит и к игрушкам, и к посуде, и к мебели, и т. д.

Позже происходит дифференциация слов, обозначающих предметы, действия, чувства. Таким образом, прибавляется новый тип связей Н-С (непосредственный раздражитель - словесная реакция). На втором году жизни словарный запас ребенка увеличивается до 300 и более слов. Он начинает строить простейшие речевые цепи, а затем и предложения.

К концу третьего года словарный запас достигает 500-700 слов. Словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Ребенок научается говорить. При этом возникает новый тип связей С-С (словесный раздражитель - словесная реакция). Сначала формируется фонематический компонент речи (способность понимать смысл слова), а затем — двигательный компонент (способность к членораздельной речи).

С развитием речи и формированием обобщающего действия слова у ребенка в возрасте 2-3 лет усложняется интегративная деятельности мозга: появляются условные рефлексы и такие раздражители, как размеры, вес, расстояние, цвет предметов и т. д. Это период знакомства ребенка с окружающей средой. Все предметы трогаются, ощупываются и т. д. При развитии речи необходимо общение ребенка со взрослыми. Дети, лишенные такой среды, не владеют речью, более того, их интеллектуальные способности остаются на примитивном уровне. Возраст 2-5 лет является критическим в овладении речью. Дети, изолированные от человеческого общества и возвращенные в него после пяти лет способны научиться говорить лишь в ограниченных пределах, а возвращенные после 10 лет уже не в состоянии произнести ни одного слова.

Ребенок в 3-4 года легко вырабатывает динамические стереотипы, причем каждый новый стереотип вырабатывается легче предыдущих, они необычайно прочны, и их передел для ребенка всегда событие неприятное. Поэтому родителям необходимо формировать у ребенка изначально правильные реакции на всякие раздражители. Развитие речи продолжается, нервные процессы совершенствуются (увеличивается их сила, подвижность, уравновешенность), внутреннее торможение приобретает доминирующее значение, но условный тормоз вырабатывается с трудом.

Количество динамических стереотипов увеличивается с каждым днем, и к 5-му году жизни их переделка уже не вызывает нарушений высшей нервной деятельности, что обусловлено функциональными изменениями. Время ориентировочной реакции увеличивается, но может быть использовано для торможения у детей вредных привычек и навыков. Условные связи и динамические стереотипы, возникающие в этот период, отличаются исключительной прочностью и проносятся человеком через всю жизнь. При этом их постоянное проявление не обязательно, они могут быть длительно заторможенными, но в определенных условиях легко восстанавливаются, подавляя выработанные позже условные связи, что в значительной степени обусловлено трудностью выработки угасательного торможения в возрасте 4-5 лет.

Роль сигнальной системы слов повышается к 5-7 годам, и дети начинают свободно говорить, слово становится для ребенка «сигналом сигналов». К 7 годам функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы - слуховые, зрительные и двигательные центры речи в коре головного мозга. Условные рефлексы вырабатываются на слово, являющееся условным раздражителем. Без достаточной связи с непосредственными раздражителями оно не только малоэффективно, но и наносит ребенку вред, заставляя его мозг работать в неблагоприятных условиях.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©nedocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница