Педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников в процессе проектной деятельности



Скачать 58.57 Kb.
страница1/8
Дата18.04.2018
Размер58.57 Kb.
Название файлаисследовательских умений младших.docx
  1   2   3   4   5   6   7   8

Педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников в процессе проектной деятельности

В психолого-педагогической литературе (Р.С. Альтшуллер, 


П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.А. Казанцева, А.В. Леонтович, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин) говорится о необходимости создания особых условий для организации исследовательской деятельности учащихся.

В то же время, младший школьный возраст – один из важнейших этапов в жизни ребенка, который во многом определяет его дальнейшее развитие. Тем не менее, опыт вовлечения в исследовательскую деятельность младших школьников недостаточно освещен в педагогической литературе, несмотря на то, что сензитивность данного возрастного периода предполагает включение младших школьников в занятия исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:


  • включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;



  • учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;

  • формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.

Специфика исследовательской деятельности младших школьников заключается также в многосубъектности. Кроме учащегося и его учителя субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются.

На основе данных источников, а также анализа образовательной практики начальной школы нами были выделены следующие педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников:

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей: использование адекватных методов обучения; адаптация понятий, связанных с исследовательской деятельностью, к возрасту учеников; доступность форм и методов проводимых исследований, соответствие тематики исследования возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников. Исследование должно быть посильным, интересным и значимым для ребенка, полезным для его личностного развития. Индивидуальный подход позволяет учитывать способности, возможности, интересы, темп работы каждого учащегося, регулировать помощь взрослого, оказываемую в процессе учебного исследования.

2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся реализуется за счет создания ситуаций практического и интеллектуального затруднения в урочной и во внеурочной деятельности, актуализации потребности в новых знаниях, в расширении круга интересов учащихся, сообщении им знаний об исследовательской деятельности и ее значении для человека. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, её возможности в реализации собственных способностей, в саморазвитии и самосовершенствовании, понимать ценность исследовательской деятельности.

3. Деятельность педагога, реализующего позицию организатора учебно-исследовательской деятельности. Педагог должен владеть знаниями об исследовательской деятельности, включаться в сотрудничество и сотворчество, обладать творческим потенциалом для организации процесса учебного исследования, соответствующего возрасту и интересам детей, создавать творческую образовательную среду путем организации поиска, поощрения творческих начинаний и действий детей, использования творческих исследовательских заданий, продуктивных методов обучения, создания возможностей для самореализации учащихся, для проявления их самостоятельности и инициативности.

Важно обеспечение педагогом целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших школьников. Существенную роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия с применением игровых, исследовательских, проблемных и эвристических методов обучения.

Исследовательские умения детей младшего школьного возраста мы определяем, как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.

Условия эффективности исследовательской деятельности:

1. Ученику должна быть интересна тема исследования. Заинтересован должен быть и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема будут неинтересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получиться.

2. Ученик должен суметь провести исследование. Но, прежде всего это должен уметь сделать и учитель. Можно ли руководить исследовательской деятельностью, если не иметь представления о полной структуре работы, не знать методик, не уметь определять направления детальности? Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформированы определённые компетентности.

3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже – от своей деятельности и от работы ученика).

Для нашего исследования представляет ценность опыт учителя по организации проектной деятельности учащихся в начальной школе.

Применение исследовательских методов обучения младших школьников имеет ряд значимых особенностей. Без знаний ка правильно провести исследование бесполезно «нагружать» ученика темой исследования. Ребенок исследователь от природы, но сначала его нужно научить выявлять проблемы, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы, наблюдать, презентовать и т.д., а исследовать он будет только то, что ему действительно интересно. Его природный дар исследователя нуждается в педагогической помощи. Многие учащиеся не хотят и не могут вести собственные исследования в течение длительного времени. А другие выбирают тему, проводят исследование и делают доклад сразу.

При организации исследовательской деятельности в начальной школе учитываются возрастные особенности младших школьников. В 1 классе ведется пропедевтическая работа по развитию исследовательских умений. Учитель учит детей задавать вопросы, выделять главное, составлять рассказы, выполнять творческие задания. На уроках включает задания, направленные на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Под руководством Ларисы Викторовны дети проводят кратковременные исследования – наблюдения с описанием. Так, ученики проводили исследование происхождения своей семьи, рисовали свое генеалогическое древо.

Во 2 классе ведется подготовительная работа. Задачами обогащения исследовательского опыта второклассников становятся: получение новых знаний об особенностях деятельности исследователя; развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых учащиеся знакомятся с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, ведется работа с электронными словарями и другими источниками информации. Проводится подготовка к самостоятельному долговременному исследованию на интересующие для учащихся темы. Исследование проводится под руководством педагога, с привлечением родителей.

В 3 классе младшие школьники уже частично подготовлены к самостоятельному исследованию, их активность становится выше, больше интересных подходов к исследовательской работе. Учащиеся знают, как работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, словари, сборники), могут устную информацию преобразовывать в письменную, проводят первоначальный анализ полученной информации. На этом этапе учитель продолжает знакомить учащихся с этапами работы над исследованием. Во внеурочной деятельности работают по рабочей тетради А.И. Савенкова «Я – исследователь».

Проводилось анкетирование учащихся в начале года, чтобы установить их исследовательский интерес. На основе анализа данных определяются основные направления. Проблематику работ определяют интересы детей. Когда выбор темы сделан, дети составляют план исследования, определяют цели, одну-две задачи, выдвигают гипотезу, находят нужный материал, проводят презентацию своей работы. На этапе алгоритма организации исследования учащиеся нуждаются в помощи учителя.

В 4 классе исследовательская работа выходит на новый уровень, становится более аналитический. Младшие школьники уже самостоятельно могут выбрать для себя интересующую тему, могут провести анализ, выбрать главное из большого потока информации, оформить и презентовать готовый проект.

Каждая работа учащегося и учебная, и исследовательская, должны быть завершены, т.е. доведены до конечного результата. Моментом завершения детской исследовательской работы должно быть не только индивидуальное признание ее завершенности педагогом, а непременно публичная презентация и коллективное обсуждение. Поэтому все ученические работы представляем на НПК школы, и, по возможности, принимаем участие в конкурсах «Юный исследователь», в семинарах города, выступая перед учителями и учениками городских школ, некоторые работы показываем на классных часах, родительских собраниях.

Таким образом, исследовательская и проектная деятельность младших школьников необходима и возможна. Пролонгированным результатом работы является стремление выпускников к участию в исследовательской деятельности.

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!

На своих уроках и во внеурочной деятельности, Лариса Викторовна, прежде всего, предлагает учащимся роль исследователя при изучении нового материала, т. е. использует метод постановки проблемного вопроса.

Сравнение выведенного понятия с формулировкой, данной в учебнике, показывает, что ученики могут самостоятельно делать выводы.

Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическую необходимость обращаться к словарям, целесообразнее воспитывать на базе ситуативных задач. Например:

Представьте, что вы корректор журнала. Вам необходимо подготовить для набора научную статью. В рукописи встречаются ошибки, допущенные автором, машинисткой при печатании текста. Проверьте текст, исправьте ошибки, подготовьте его к печати. Используйте для проверки словарь.

Проблемную ситуацию, которая приводит к работе со словарями, можно создать и на разминке, и в начале урока. Например, предлагается задание «Разведи слова по значению и написанию»: предать - придать, косный - костный.

Витамины.


  • Что это такое? Для чего нужны витамины? Витамин – международный учебный термин, образованный из латинского «вита» - «жизнь» и обозначающий: «вещество, необходимое для жизни».

Фонетика

  • Что такое фонетика? Что она изучает?

  • Как по-гречески «звук»?

  • Вспомните и запишите как можно больше слов, восходящих к греческому phone («звук»). Магнитофон, микрофон, фонотека, граммофон, стериофонический и т.д.

Компанейский и аккомпанировать…Что общего между этими словами?

Современный лингвист П. Я. Черных доказал, что эти слова – дальние родственники. Компанейский (разг.) – любящий быть в компании, а в слове компания этимологически выделяются латинская приставка сот-, со- - вместе и корень pan (от panis - хлеб); компания - буквально «сохлебники». Этимологический корень -pan- мы находим в глаголе аккомпанировать, который первоначально значил «зарабатывать хлеб (или на хлеб) вместе с тем, кто является основным исполнителем номера».

Интересно ученикам задание «Почему мы так говорим?» - раскрыть смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Планируя уроки, предпочтение отдаётся таким формам учебных занятий, которые создают творческую атмосферу совместной деятельности с учащимися, атмосферу духовного общения.

Важным для юных исследователей является умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. Формированию таких навыков служит работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, их рецензирование.

Работа по изучению антропонимики ограничена составлением родословных отдельных семей и установлением семантики их фамилий, но она будет продолжена.

Большой интерес учащихся вызвало составление карточек зоонимов – кличек их домашних питомцев, так как дети анализировали принципы собственного словотворчества. Например, кот Сема — имя звучит мягко и ласково. И котик мягкий на ощупь. Василий (не Вася!) - очень умный и воспитанный.

Цель таких заданий – будить детскую любознательность, побуждать желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания.

Проанализировав опыт учителя начальных классов можно сделать вывод, что исследовательская деятельность изменяет привычный процесс обучения младших школьников, поэтому перед учителем стоят некоторые трудности при ее организации. Но все же многие педагоги эффективно используют её в своей работе с учащимися начальных классов. Так как исследовательская деятельность позволяет реализовывать принцип сотрудничества, эффективно сочетать индивидуальные и коллективные формы работы. Кроме того, работа над учебным исследованием способствует становлению субъектности младшего школьника и развитию у них исследовательских умений.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©nedocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница