Избирательная система



Скачать 250.27 Kb.
Дата02.12.2018
Размер250.27 Kb.
Название файлаполитология.docx
ТипКонтрольная работа

Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего образования


«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра «Философия, история и право»
Контрольная работа

по дисциплине «Политология»

на тему: «Избирательная система»

Вариант:13

Выполнила: Нурилина А.Н

Студент группы: 12 БЭБ

Курс: II


Зачетная книжка: 100.28/150385

Проверил: доцент, к.ф.н Глуховцев В.О


Уфа 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Понятие «избирательная система» и ее структура. 4

2. Мажоритарная и пропорциональная избирательные систе­мы, их достоинства и недостатки 12

3. Опишите основные параметры и особенности современной российской

избирательной системы. Объясните политический смысл перехода к

пропорциональной системе на выборах в Государ­ственную Думу РФ. 15

Заключение 19

Список используемой литературы 20

Введение

Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации. Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами.

Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской Федерации.

Именно в них воплощается высшая власти образующая воля народа и от них дается главный импульс к формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.





  1. Понятие «избирательная система» и ее структура.

Политический институт выборов представляет собой всю совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и в связи с формированием органов государственной власти и местного самоуправления путем выборов.

Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь тогда, когда они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выборов. [6, c.365].

На базе демократических избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию избирательного процесса. К таким принципам относятся:

1) Свобода выборов, предполагающая прежде всего отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов.

2) Наличие выбора, альтернативных кандидатов. Сам термин «выборы» предполагает отбор из различных предложений. В случае, если есть лишь один кандидат (или партия), речь может идти о его (ее) одобрении или неодобрении избирателями, но не о выборах в полном смысле этого слова.

3) Состязательность, конкурентность выборов. Различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы, недостатках электоральных платформ конкурентов.

4) Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны выполнять конструктивные функции, служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью и корректировать политический курс правительства.

5) Равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно предполагает прежде всего примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. Обеспечить такое равенство возможно за счет установления максимального для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничения размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставления им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении и радио и др. [2, c.134].

Главным регулятором выборов является избирательная система.

Избирательная система - это совокупность правил, приемов, процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти. Избирательная система определяет общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. [3, c.381].

Основное назначение избирательной системы - обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе законодательства, которое детализирует основные положения относительно данной системы, зафиксированные в конституции страны.

Основными структурными компонентами избирательной системы являются субъекты выборов и избирательное право.

К субъектам выборов относятся:

Избиратели - одно из главных действующих лиц в процессе выборов.

Политические партии - Поскольку главная цель деятельности партии - овладение политической властью или участие в её осуществлении.

Избирательное право - это совокупность юридических норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти.

Термин «избирательное право» употребляется и в другом, узком значении:

избирательное право - это право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти. В этом случае различают:

- активное избирательное право - право гражданина избирать;

- пассивное избирательное право - право гражданина быть избранным. [2, c.381].

Основные принципы избирательного права.

Всеобщее избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. Это максимум возможного и разумного, который практически нигде не достигается. Всеобщность означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть невозможность отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения. [2, c.87].

Прямое и косвенное избирательное право. Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа. [2, c.87].

Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат - в США, Италии, Польше, президентов - в Мексике, Австрии, Болгарии, практически повсеместно при выборах органов местного самоуправления. [2, c.88].

Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому. Косвенные выборы могут иметь две ступени и более. Двухступенчатыми выборами избираются, например, президент США, Совет штатов Индии, трехступенчатыми - подавляющая часть Всеки­тайского собрания народных представителей. [2, c.88].

Равное избирательное право. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В зависимости от избирательной системы у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один. Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. [2, c.89].

Тайное голосование. Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Смысл его в гарантии полной свободы этого волеизъявления. [2, c.89].

Свободное участие в выборах и обязательный вотум. Принципы свободного участия в выборах и обязательный вотум связаны с активным избирательным правом.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Этот принцип характерен для многих стран с англоязычной правовой системой. Он обычно сочетается с добровольной регистрацией избирателей. Неучастие избирателей в выборах на­зывают абсентеизмом. [2, c.90].

Основные субъекты выборов:



  1. Электорат- круг сторонников определенной организации, избирателей, голосующих

за определённую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах. В более широком значении употребляется как синоним избирательного корпуса страны.

  1. Политическая партия- объединённая группа людей, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу - выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения. Политическая партия - иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.

  2. Избирательные органы - это избирательные комиссии (бюро, советы, президиумы, трибуналы и др.), осуществляющие организацион­ное руководство и управление избирательным процессом. Они не только организуют и проводят сами выборы, но и контролируют соблюдение всеми участниками избирательного процесса избирательного законодательства и иных правовых норм, в том числе и особенно ход избирательных кампаний, определяют и публикуют итоги выборов, включая признание их состоявшимися или несостоявшимися, действительными или недействительными

  3. Кандидаты на выборные должности

Кандидат - один из основных участников избирательного процесса.

Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав дает следующее юридическое его определение - это лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членстве в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления, либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата. В России выборными являются следующие должности в системе органов государственной власти и местного самоуправления: Президент РФ; депутаты Государственной Думы; депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Федерации; главы муниципальных образований; депутаты представительных органов местного самоуправления. Выдвижение кандидатов на выборные должности возможно, как непосредственно (путем самовыдвижения, а ранее - также инициативными группами избирателей), так и политическими партиями. [6, c.381].

Избирательное право в широком смысле - это совокупность правовых норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти, а также отзыв выборного лица избирателями. Совокупность предписаний, регламентирующих деятельность субъектов выборов в процессе их организации и проведения, составляет сложную систему, которая в каждой стране имеет свою специфику.

Избирательное право в узком смысле - это право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти. В этом случае различают:

• активное избирательное право - право граждан избирать;

• пассивное избирательное право - право граждан избираться.

Избирательный процесс-деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий, направленных на избрание депутатов и выборных должностных лиц. Избирательный процесс представляет собой цепь последовательно проводимых этапов: назначение выборов; формирование избирательных округов и участков; назначение избирательных органов; регистрация избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; проведение агитационной кампании; голосование; подсчет голосов и объявление результатов выборов.

Назначение выборов.

Выборы проводятся в сроки, устанавливаемые конституциями, либо обычным законодательством. В обычных условиях выборы проводятся по истечении срока полномочий представительного органа - очередные выборы. В случае досрочного прерывания полномочий выборного органа (лица) проводятся внеочередные выборы.

Кроме основных выборов часть должностей (например, в США) на всех уровнях, кроме президентского, замещается на так называемых промежуточных выборах, которые проводятся с разной периодичностью. В случае отзыва (отстранения), отставки или смерти депутата и открывшейся вакансии в парламенте проводятся дополнительные выборы. [6,c.211].

Формирование избирательных округов и участков.

Выборы производятся по избирательным округам, учрежденным на основании закона. Если от округа избирается один депутат, такой округ называется одномандатным (одноименным), если же от округа избирается несколько депутатов, такой округ называется многомадатным (многоименным). Законодательство предписывает необходимость образования равных округов, чтобы равное число депутатов избиралось от равного числа избирателей. Обычно размер округа зависит от уровня выборов. Для проведения местных выборов создаются небольшие округа на базе городского района, поселка, а для проведения выборов областного или федерального уровня несколько таких округов объединяются в один большой. Во многих странах устанавливается минимум населения, от которого избирается определенное число депутатов. Избирательный округ подразделяется на избирательные участки - минимальные территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом голосования. На избирательных участках проводится голосование и подсчет голосов избирателей. [6, c.211].

Назначение избирательных органов.

Объем работ, связанный с регистрацией избирателей, составлением и уточнением списка, регистрацией кандидатов на выборные должности, проведением голосования, подсчетом голосов и определением его результатов возлагается в каждой стране на свою систему органов по проведению выборов (избирательные комиссии, суды, муниципалитеты). Органы по проведению выборов имеют иерархию и включают в себя: центральные (общенациональные), окружные и участковые избирательные органы. [6,c.212].

Регистрация избирателей.

Важнейшим этапом выборов является регистрация избирателей и составление избирательных списков. Избирательный список определяет круг участников голосования, которые в установленный момент выразят свое отношение к кандидатам. При системе необязательной регистрации многие избиратели не регистрируются, но они и не учитываются в итогах голосования. [6, c.212].

Выдвижение и регистрация кандидатов.

После образования избирательных округов (а в случае, если выборы проводятся по одному избирательному округу - со дня опубликования решения о назначении выборов) начинается выдвижение кандидатов (списков кандидатов), образование ими избирательных фондов, сбор подписей в их поддержку.

Выдвижение кандидатов может осуществляться тремя основными способами: выдвижение избирателями, самовыдвижение или самовыдвижение с поддержкой избирателей; выдвижение политическими партиями; выдвижение кандидатов путем особой процедуры (праймериз). Стадия выдвижения заканчивается регистрацией, определяющей круг участников процесса, которые будут бороться за получение распределяемых на выборах мандатов и которые в случае, если не откажутся от участия в выборах, будут находиться в избирательном бюллетене. После регистрации кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки вправе приступать к предвыборной агитации, в ходе которой в различных формах осуществляется воздействие на избирателей с целью побудить их к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов). [6, c.213].

Проведение агитационной компании.

Как правило, процесс проведения агитационной кампании регламентируется законодательными нормами, основанными на следующих важнейших принципах: создание равенства возможностей для всех участвующих в выборах кандидатов (всем предоставляется равный максимальный лимит расходов на проведение выборов, ограничиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды избирательных кампаний, государство берет на себя финансирование предвыборной кампании, всем партиям и кандидатам предоставляется равное время на радио и телевидении); лояльное поведение по отношению к своим противникам, недопущение оскорблений противника и т.д.; [6, c.213].

Голосование.

Подача голосов является завершающим этапом избирательной кампании. Голосование за выдвинутых кандидатов обычно осуществляется лично. О времени и месте голосования участковые избирательные органы обязаны оповестить избирателей заранее до дня его проведения (через средства массовой информации, наглядную агитацию, лично, в ходе обхода мест жительства и т.д.). Массовое уклонение избирателей от участия в выборах называется абсентизмом. Для привлечения избирателей к голосованию в законодательстве предусматривается несколько мер: во-первых, это проведение государственными органами разъяснительной работы о необходимости участия граждан в голосовании; во-вторых, законодательное установление сравнительно низкого процента участия граждан в голосовании для признания выборов состоявшимися; в-третьих, законодательное установление обязательности голосования не только как морального долга, но и как юридической обязанности граждан (Австрия, Бельгия, Дания, Турция). [6, c.214].

Подсчет голосов и объявление результатов выборов.

Сразу же после завершения голосования избирательные органы начинают подсчет его результатов. Между голосованием и подсчетом голосов не должно быть перерыва или задержки, поскольку это может быть использовано для различного рода фальсификаций. Для того, чтобы предотвратить подобные фальсификации и обеспечить доверие граждан к результатам выборов, применяется контроль за голосованием и подведением его итогов (независимые, в том числе международные наблюдатели; независимое параллельное подведение итогов голосования и т.д.). [6, c.214].

Таким образом, организация выборов - явление чрезвычайно сложное и динамичное. Их конкретное содержание различно в каждой стране, и в рамках одной страны содержание этого процесса также со временем под влиянием многочисленных обстоятельств изменяется.



  1. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки

Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным спискам и распределение мандатов (от лат mandatum - поручение – документ, удостоверяющий права или полномочия какого-либо лица, например, депутата) между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. При этом определяется так называемый «избирательный метр» - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания единого депутата. Пропорциональная система - наиболее распространенная избирательная система в мире. Она имеет две разновидности:

-пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне, когда избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны, и избирательные округа не выделяются.

-пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах, когда депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах. [1, c.145].

Что касается мажоритарной системы, то она характеризуется тем, что победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (50% плюс один голос и более). Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто первый «придет к финишу». Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один или два тура.

Пропорциональная и мажоритарная системы имеют свои достоинства и недостатки. К числу достоинств мажоритарной системы следует отнести то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.

В качестве основных недостатков мажоритарной системы следует рассмотреть следующее:

-значительная часть избирателей страны остается не представленной в органах власти;

-партия, получившая на выборах меньшее количество голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;

-две партии, набравшие равное или близкое к равному число голосов, проводят в органы власти неравное число кандидатов.

К достоинствам пропорциональной системы следует отнести то, что в сформировавшихся при ее посредстве органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Эта система способствует развитию многопартийности и политического плюрализма.

Основными недостатками пропорциональной избирательной системы можно считать следующее:

-возникают сложности в формировании правительства по причинам отсутствия доминирующей партии, создания многопартийных коалиций, включающих разные цели и задачи. Следствием этого недостатка является нестабильность сформированного правительства;

-непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слабая, так как голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии;

-независимость депутатов от своих партий.

Трудно сказать, какая избирательная система более демократична, то есть, точнее отражает мнение избирателей. На первый взгляд, кажется, что пропорциональная система улавливает весь спектр мнений, зато мажоритарная система заставляет избирателей более основательно подумать перед выбором. Избирательные системы в своем развитии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса началось формирование смешанной избирательной системы, т.е. системы, которая должна была включить в себя все положительные черты как пропорциональной, так и мажоритарной систем. В рамках смешанной системы определенная часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу. Другая часть распределяется пропорционально. Опыт свидетельствует о том, что данный вариант наиболее демократичен и эффективен для достижения политической стабильности. Сама избирательная система может влиять на электоральное пространство, или избирателей. По характеру воздействия ее эффекты условно делятся на краткосрочные и долгосрочные.

В краткосрочном плане результаты отдельных голосований позволяют судить о том, насколько электоральные правила обеспечивают принцип пропорционального представительства в выборном органе. Сочетание различных компонентов, таких как величина округа (количество мест, распределяемых в каждом из них), электоральная формула, порог представительства и тип бюллетеня, влияют на степень пропорциональности при распределении мест между политическими акторами на основе полученных ими на выборах голосах. В долгосрочной перспективе избирательная система во многом определяет уровень фрагментации партийной системы, структурируя, таким образом, электоральное пространство. Выбор стратегий электорального соревнования акторов, а также стратегий голосования избирателей оказывается зависимой переменной от типа избирательных правил. [4, c.84].

Теоретическая модель, релевантная для анализа краткосрочных и долгосрочных эффектов избирательной системы - это схема М. Дюверже. Он разделил эффекты электоральной системы на «механический» и «психологический». Действие первого из них можно оценить, анализируя результаты единичных выборов. Любая избирательная система усиливает представительство сильных политических участников за счет слабых. Степень, в которой сильные участники получают преимущество, зависит от факторов, которые я приводил выше. Установлено, что системы пропорционального представительства с высокой величиной округа в большей степени способствуют пропорциональному распределению мест на основе полученных голосов, и, следовательно, являются предпочтительными для слабых акторов. В то же время системы большинства, не важно, относительного или абсолютного, с низкой величиной округа производят большую диспропорциональность, тем самым меньшее число акторов добивается представительства в парламенте. [1, c.244].

Для того, чтобы начал действовать психологический эффект избирательной системы, необходимо проведение как минимум вторых выборов. Он возникает в качестве реакции политических акторов и избирателей на действие механического эффекта. Таким образом, политические акторы прибегают к построениям коалиций, а избиратели предпочитают отдавать голоса крупным партиям или важным кандидатам. Так происходит структурирование электорального пространства в направлении снижения фрагментации.



  1. Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу РФ.

Современная избирательная система России очень молода. Согласно Конституции Российской Федерации, избирательное законодательство относится к современному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что при выборах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и в то же время самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, а с другой - порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации. Различия можно считать несущественными, но они все же существуют, так что говорить об избирательной системе в субъектах Федерации как о единой для всех системе нельзя. Не лишено основания утверждение о том, что в Российской Федерации действуют одна федеральная избирательная система и 89 избирательных систем субъектов Федерации. К этому следует добавить значительное число не совпадающих во многих деталях избирательных систем по выборам в органы местного самоуправления. [3, c.122].

Выборы в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона. [8, c.308].

Активное и пассивное избирательное право. Выборы депутатов в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов Федерации, действует на всей территории РФ в силу ее Конституции и федеральных законов. Однако конституции, уставы и законы субъектов Федерации, как правило, ограничивают принцип всеобщности избирательного права, сужая круг лиц, которые вправе голосовать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти субъектов Федерации.

Законодательство субъектов Федерации закрепляет ценз оседлости при выборах депутатов законодательных органов и глав администраций (исполнительной власти). Федеральный закон позволяет субъектам Федерации устанавливать сроки обязательного проживания на своей территории, которые не могут превышать одного года. Однако во многих субъектах Федерации требования Федерального закона нарушаются, а число цензов увеличивается.

Порядок проведения выборов и подсчет голосов. Выборы в законодательные органы субъектов Федерации проводятся на основе различных систем подсчета голосов. Встречаются как мажоритарная система абсолютного большинства (одномандатные округа, образуемые на основе единой нормы представительства), так и пропорциональная система. Весьма часты и смешанные системы, когда одна часть депутатов избирается на основе мажоритарной, а другая – на основе пропорциональной системы. Например, выборы в Московскую областную Думу проводятся по одномандатным избирательным округам, в которых избирается 25 депутатов.

Референдум. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации предусматривают право граждан на непосредственное участие в осуществлении государственной власти в форме референдума. Права граждан на участие в референдуме субъектов РФ закреплены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. [7. URL: http://base.garant.ru/171520/]. Системы проведения референдума во многом повторяют федеральную модель. На референдум субъекта РФ могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены вопросы, подлежащие вынесению на референдум. В то же время, на референдум субъекта РФ, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о формировании состава органов государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Вопросы, выносимые на референдум субъектов РФ, как и в Российской Федерации в целом, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключала возможность их множественного толкования. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.

Основной концепцией Федерального закона от 18 мая 2005 г. стала отмена смешанной избирательной системы и закрепление избрания депутатов Государственной Думы исключительно на основе пропорциональной избирательной системы. [8. URL: http://cikrf.ru].

Одним из существенных аргументов в пользу перехода к пропорциональной избирательной системе стало справедливое утверждение о том, что большинство депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам, впоследствии присоединяются к какой-либо партийной фракции, а то и вступают в саму партию.

Требования, предъявляемые к выборам по мажоритарной системе относительного большинства, фактически приводят к установлению двухпартийной (иногда трехпартийной) монополии. Крупные партии становятся самодовольными, бюрократизированными и невосприимчивыми; партийная элита берет контроль в свои руки.

Небольшие партии появляются только на какое-то непродолжительное время и затем отмирают по мере того, как их потенциальные сторонники приходят к осознанию того факта, что их голоса тратятся впустую на тех кандидатов, которые не могут выиграть. Новые и маленькие партии не встречают поддержки; разработка конкурирующей многопартийной политики наталкивается на препятствия. Женщины, этнические и расовые меньшинства, а также другие социально менее влиятельные группы общества не представлены должным образом в законодательных органах.

В противоположность вышесказанному, пропорциональное представительство разрушает монополию двух или трех доминирующих партий и поощряет многопартийное соперничество, повышает роль политических партий.

Другим аргументом в пользу пропорциональной избирательной системы называют то, что политические партии на выборах будут ориентироваться на общегосударственные, а не на регионально-республиканские интересы. В этих условиях политические партии будут вынуждены заняться поиском собственной, отличающейся от других программы. [1, c.135].


Заключение

Политический институт выборов в широком смысле представляет собой всю совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и в связи с формированием органов государственной власти и местного самоуправления путем выборов. Избирательная система - один из основных, но далеко не единственный элемент института выборов. Она выступает главным образом как конституционная, юридическая основа политического института выборов.

Все виды избирательной системы в той или иной степени имеют негативные черты, поэтому в современных условиях первостепенное значение приобретает проведение в жизнь содержательного аспекта представительства, включающего в себя повышение политической культуры депу­татского корпуса и выработку четкой функциональной концепции роли самого депутата.

Список используемой литературы



  1. Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. - М.:Аспект Пресс, 2005.-286 с.

  2. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. - М.: Норма, 2003. -462 с.

  3. Скосаренко Е.Е. Избирательная система России: мифы и политическая реальность. -М.: Формула права, 2007. -167с.

  4. Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. -М.: Вузовский учебник, 2005. - 374 с.

  5. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 465с.

  6. Технологии выборов: стратегия, тактика и пошаговое руководство по организации избирательной кампании. - М.: Современная школа, 2009. -408с.

  7. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». - URL: http://base.garant.ru/171520/

  8. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». - URL: http://cikrf.ru



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nedocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница