Гигиена нервной системы значение режима в жизнедеятельности организма



Скачать 36.48 Kb.
страница1/4
Дата14.03.2018
Размер36.48 Kb.
Название файлаГИГИЕНА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.docx
  1   2   3   4

ГИГИЕНА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ


Значение режима в жизнедеятельности организма
Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Кроме того, нервные процессы у них не могут, как у взрослых, концентрироваться только в определенных центрах, а склонны распространяться по всей коре головного мозга. Следствием такого состояния является быстрое утомление нервной системы.
Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни.
Правильный режим — это рациональное и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления.
Строгое соблюдение режима дня, начала и конца всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время приводит к возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.
Чтобы обеспечить правильный режим в дошкольном учреждении, детей распределяют по группам. Таких групп в яслях-садах 7. Каждая группа имеет свой режим, позволяющий обеспечить правильное развитие и воспитание ребенка.
Подъем детей в круглосуточных дошкольных учреждениях в 6 ч 30 мин (7 ч 30 мин). От подъема до завтрака дети умываются, выполняют закаливающие процедуры, занимаются гимнастикой и одеваются.
В детских учреждениях с дневным пребыванием к этому присоединяется обязательный профилактический осмотр детей. Общая суточная продолжительность сна и частота его в дневное время с возрастом детей уменьшаются, а время бодрствования, наоборот, увеличивается.
Изменяется и частота приемов пищи. Так, дети первого месяца жизни получают пищу 7 раз в сутки, от 1 до 5 месяцев — 6 раз, от 5 месяцев до года — 5 раз, от года до 7 лет — 4 раза. Соответственно продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4—4,5 ч. В режиме детей до 1,5 года дневной сон повторяется несколько раз, он предшествует кормлению; после 1,5 года, когда время бодрствования детей увеличивается до 5—6 ч, они спят днем один раз, посла обеда.
Во время бодрствования с детьми от 3 месяцев до 3 лет проводят игры и непродолжительные занятия. Со второй младшей группы детского сада (дети 3—4 лет) вводятся систематические общегрупповые занятия. Они проводятся строго по режиму: одно занятие в утренние часы, второе — вечером, после полдника. Продолжительность занятия с детьми младшей группы не более 10—15 мин, в средней группе (дети 4—5 лет) занятия проводят одно за другим, продолжительность их 15—20 мин каждое. С детьми старшей группы (дети 5—6 лет) проводят 5 занятий в неделю. Причем два дня по два занятия и три дня по три занятия. В те дни, когда проводят два занятия, продолжительность каждого — 25 мин; когда проводят три занятия в день, продолжительность их не должна превышать 15—20 мин. В подготовительной к школе группе (дети 6—7 лет) один день в неделю проводят два занятия по 30 мин каждое, четыре дня — по три занятия, продолжительность которых колеблется от 25 до 30 мин. Между занятиями обязательно должны быть перерывы не менее 10 мин каждый.
С детьми до 1,5 года в зимнее время прогулок не проводят, так как организация их в условиях большого детского коллектива очень сложна. Потребность детей в свежем воздухе обеспечивается за счет дневного сна, проводимого на открытых верандах или в спальнях с широко открытыми фрамугами или форточками. Дети старше 1,5 года гуляют в определенные часы: первый раз после игр и занятий, следующих за завтраком (2 ч), второй — после полдника (2—3 ч). Общая продолжительность прогулок 4—5 ч; у детей старше 3 лет свободное время после завтрака, на прогулках, после полдника заполняется не только играми. Часть его отводится на самообслуживание, дежурство по столовой, на работу в уголке природы, для выполнения трудовых поручений.
В круглосуточных учреждениях вечерние игры и прогулки детей продолжаются до 19 ч. В 19 ч дети ужинают и в 20—20 ч 45 мин (в зависимости от возраста) после вечернего туалета ложатся спать.
Детей, перенесших тяжелые заболевания, а также страдающих хроническими болезнями, следует раньше укладывать и позже других поднимать, удлинять их прогулки на свежем воздухе, ограничивать продолжительность занятий, в некоторых случаях таким детям следует назначать дополнительное питание. В учреждениях санаторного типа подобные изменения режима распространяются на всех детей.
В теплое время года можно значительно увеличить пребывание детей на свежем воздухе за счет проведения многих видов деятельности на участке. В этот период ночной сон детей несколько укорачивается, а дневной соответственно удлиняется; продолжительность и характер занятий изменяются. В старшей группе второе занятие снимается.
Переход из домашних условий в условия дошкольного учреждения для многих детей достаточно труден, так как при этом часто происходит ломка уже установившегося стереотипа. Чтобы дети быстрее могли привыкнуть к новым условиям, воспитателям, медицинским сестрам заранее следует ознакомиться с домашним режимом каждого вновь поступившего ребенка и первые дни пребывания его в дошкольном учреждении придерживаться привычной для него продолжительности сна, частоты приемов пищи и пр., постепенно переводя на режим детского учреждения.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©nedocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница