Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях интеграции математики и спецдисциплин средствами профессионально ориентированных задач



страница1/17
Дата02.12.2018
Размер0.87 Mb.
Название файлаautoref_0 (1).doc
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ в условиях
ИнтеграциИ математики и спецдисциплин
среДствАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО
ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Изучение и анализ психолого-педагоги-ческой литературы показывает, что в наше время, в условиях перемен, – к подготовке молодых специалистов в России предъявляются новые требования. Обществу необходимы высококвалифицированные, профессионально компетентные, творчески мыслящие, способные принимать правильные решения специалисты. А формирование современной профессиональной компетентности становится одной из основных функций всего процесса подготовки будущих инженеров. Поэтому особую актуальность приобретает модернизация системы высшего профессионального образования, которая требует поиска новых организационно-методических средств и технологий повышения качества подготовки специалистов.

Одним из таких средств является междисциплинарная интеграция, которая может принимать два значения: во-первых, это создание у обучающихся целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения). На практике в большей степени происходит спонтанная и нецеленаправленная интеграция знаний. Многолетние наблюдения показывают, что студенты, получив подготовку по общепрофессиональным дисциплинам, затрудняются применять знания, умения при изучении спецдисциплин. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации. Практически отсутствует преемственность в обучении курсам вузовских дисциплин, рабочие программы общепрофессиональных и специальных циклов не согласованы во времени изучения.

Как освещается в педагогической литературе и показывает практика, математика в техническом вузе является методологической основой всего естественнонаучного знания, и система математического образования должна быть направлена на использование математических знаний при изучении циклов общепрофессиональных и специальных дисциплин. Изучение математики интеллектуально обогащает студента, развивая в нем необходимую для будущего инженера гибкость и строгость мышления. Это тем более актуально сейчас, когда студенческие аудитории заполнила молодежь, не получившая необходимой математической подготовки в школе (об этом свидетельствуют результаты ЕГЭ).

Интеграция наук в разнообразных формах синтеза междисциплинарных исследований имеет значение как для процесса формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе обучения, так и в последующей профессиональной деятельности. Большинство студентов инженерных вузов не осознают необходимости изучения общеобразовательных дисциплин, в число которых входит математика. В результате поверхностного изучения математики, общепрофессиональных и специальных дисциплин у студентов слабо формируются знания и умения, позволяющие им правильно ориентироваться в практических заданиях, применять знания для решения задач, связанных с будущей специальностью. Студенты не умеют переносить знания, полученные при изучении одной дисциплины (математики), для объяснения процессов, изучаемых в других дисциплинах. Все это отрицательно сказывается на эффективности процесса обучения в целом и обучении математике в частности. Поэтому в ходе исследования был выявлен ряд противоречий:



  • между наличием опыта организации интеграции дисциплин в вузах страны и необходимостью его изучения с позиции формирования профессиональной компетентности будущих инженеров;

  • между актуальностью проблемы формирования профессиональной компетентности будущего инженера и недостаточной разработанностью в педагогической науке теоретических представлений о сущности и специфике данного интегративного качества инженера;

  • между необходимостью целенаправленного формирования профессиональной компетентности студентов в процессе обучения математике и отсутствием научно обоснованной модели ее обновления и реализации.

Проблемы прикладной направленности обучения математике, обеспечивающие реализацию интеграционных связей, рассматривались в исследованиях Н. С. Антонова, М. И. Башмакова, Ю. К. Васильева, В. А. Гусева, Л. М. Долговой, Л. В. Загрековой, Э. Ф. Зеера, А. Г. Мордковича,
А. А. Столяра и др. В педагогике и педагогической психологии проблеме интеграции наук в области среднего и высшего образования посвящены работы М. С. Асимова, П. Р. Атутова, А. П. Беляевой, Н. Ф. Борисенко, Г. Н. Варковецкой, В. А. Далингера, И. Д. Зверева, И. М. Зыряновой,
Б. М. Кедрова, П. Г. Кулагина, И. Я. Лернера, Н. А. Лошкаревой,
В. Н. Максимовой, В. Н. Федоровой и др.; в области профессионально-технического образования – П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, Л. Ю. Бегениной, А. П. Беляевой, В. Я. Гусакова, Л. В. Загрековой, И. М. Зыряновой, Т. В. Кудрявцева, М. В. Лагуновой, И. Г. Михайловой и др. Связь между предметами – одно из основных требований дидактики профессионально-технического образования.

Определяющее значение в рамках данной диссертационной работы имеют педагогические исследования по проблемам профессиональной подготовки (Ю. К. Бабанский, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, В. П. Беспалько, О. Б. Епишева, Ю. М. Колягин, Н. Ф. Талызина, С. А. Татьяненко, Е. И. Зарипова, Э. Ф. Зеер, А. В. Хуторской и др.) и по проблемам формирования профессиональной компетентности (Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, С. Н. Скарбич и др.); психологические исследования (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. А. Реан, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская и др.), исследования по проблеме использования в обучении профессионально и практико-ориентированных задач (Н. В. Скоробогатова, Е. Н. Эрентраут и др.), методологические исследования по проблеме использования информационных технологий в образовании (В. П. Дьяконов, Г. М. Дьяченко, И. Г. Захарова, М. П. Лапчик, Л. Р. Мартиросян, М. И. Рагулина и др.). В то же время в этих исследованиях недостаточно представлено такое направление совершенствования математической подготовки будущего инженера, как использование профессионально ориентированных задач в формировании профессиональной компетентности при интеграции математики и спецдисциплин.

На основании анализа имеющихся работ по проблемам формирования профессиональной компетентности будущих специалистов
(Г. М. Дьяченко, Е. И. Зарипова и др.) мы делаем вывод о том, что констатировать положительную динамику сформированности профессиональной компетентности можно по следующим критериям: уровни овладения системой математических знаний, умений и навыков, уровни обучаемости, уровни обученности, сформированность мотивации изучения математики. Положительная динамика данных критериев свидетельствует о сформированности профессиональной компетентности. Это обосновывает актуальность проблемы исследования интеграционного подхода в становлении профессиональной компетентности специалиста.

Таким образом, актуальность исследования определяется противоречием между имеющимися в структуре подготовки инженеров возможностями, позволяющими использовать потенциал интеграции наук для формирования профессиональной компетентности инженера, и реально сложившейся практикой подготовки инженеров, когда спонтанно и нецеленаправленно идет реализация интегративно-прикладной функции. Нередко приходится сталкиваться с тем, что формирование математического аппарата в недостаточной степени ориентировано на его дальнейшее использование в профессиональной деятельности будущих специалистов.

Опыт работы в высшей школе и инновационные подходы в сфере образования побудили нас обратиться к исследованию темы «Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях интеграции математики и спецдисциплин средствами профессионально ориентированных задач».



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©nedocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница