♦ до начала выполнения упражнений



Скачать 67.57 Kb.
Дата11.05.2019
Размер67.57 Kb.
Название файлаПульсометрия.docx
ТипУрок

Пульсометрия - метод, позволяющий определить адекватность реакции организма учащихся на величину выполненной физической нагрузки. Суть метода заключается в подсчете и анализе частоты сердечных сокращений (ЧСС) у учащихся в различные периоды урока или физкультурных занятий.

Методика применения метода пульсометрии. До начала урока необходимо определить на выбор одного из класса, за которым будет вестись наблюдение. Для контроля выбирается только основная медицинская. Затем в состоянии покоя (например, сидя), проводим подсчет ЧСС за 1 минуту. Данная величина, например, 78 уд/мин., является исходным показателем для сравнения со всеми последующими замерами величины ЧСС. (Все последующие замеры ЧСС проводим только в положении сидя).

Затем, с учетом плана урока, проводим замеры ЧСС в подготовительной, основной и заключительной частях урока:

♦ до начала выполнения упражнений;

♦ сразу после выполненных упражнений;

♦ во время отдыха после выполненных упражнений;

♦ во время прослушивания учащимися объяснений учителя; 
Последние три замера ЧСС проводим на последних минутах урока,

когда учитель уже дал команду об окончании урока, а также через 3 и 5 минут после звонка с урока.

Анализируя полученные показатели, необходимо помнить, что величина ЧСС в подготовительной части урока должна постепенно повышаться и может превысить исходную (в данном случае 78 уд/мин) на 50% - 70%.

В основной части урока, в зависимости от раздела программы (т.е. вида спорта), задач урока, выбранных методов организации занятий и т.п. величина ЧСС может превышать исходную на 100% - 130%.

В заключительной части урока величина ЧСС должна постепенно снижаться и может достичь исходной величины. Физиологической нормой считаются такие показатели, когда величина ЧСС на последней минуте урока не превышает исходную более чем на 15% - 20%, а на 5-ой минуте после урока она приближается к исходной. Превышение указанных показателей может говорить о том, что:


  • учитель не выполнил комплекс восстановительных упражнений в конце урока, или не достиг необходимого эффекта восстановления при выполнении данного комплекса;

  • предложенная учителем физическая нагрузка превышала возможности детского организма, т.е. учитель не учитывал реальный уровень физической подготовленности учащихся;

  • учитель игнорирует индивидуальные возрастно-половые особенности развития детского организма, что говорит о низком уровне его профессиональной подготовки и др.

При анализе просмотренного урока желательно определить истинные причины превышения показателей ЧСС и предложить учителю пути их исправления.

………………………………………………………………………….

Выполнение физических упражнений вызывает определенное напряжение функциональных систем организма занимающихся. Мера этого напряжения, в зависимости от нагрузочных воздействий, может быть различной - от оптимальной до недопустимой. Поэтому определение меры нагрузочных воздействий является необходимым компонентам контроля за процессом физического воспитания учащихся.

О мере физической нагрузки в практике врачебно-педагогического контроля принято судить по реакции показателей деятельности различных функциональных систем и, в первую очередь, сердечно - сосудистой. Достаточно информативным и наиболее доступным показателем деятельности сердечно - сосудистой системы (ССС) является частота сердечных сокращений (пульс). Изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС) - важнейший физиологический механизм, демонстрирующий адаптацию системы кровообращения к мышечной работе. Показатель ЧСС широко используется для оценки функционального состояния и адаптационных возможностей ССС, т.к. установлена линейная зависимость, между ЧСС и величиной физической нагрузки. Поэтому показатели ЧСС используют в качестве критерия при оценке тяжести нагрузки и ее переносимости (занимающимися физической культурой). Все способы измерения пульса объединяются общим термином "пульсометрия".

Измерение пульса может осуществляться польпаторно (руками) или инструментально (с помощью различных приборов). В любом варианте измерения необходимо соблюдать требования стандартности, надежности и репрезентативности. Стандартность предполагает одинаковость условий измерения - по выбору участка тела (запястье, шея, висок, область, сердца), по исходному положению (лежа, сидя, стоя) по переводу, значений пульса в одну минуту. Надежность предполагает длительность измерения (5, 10, 15, 30 или 60), точность фиксации отрезков времени и т.п. Репрезентативность предполагает целесообразность выбранного варианта пульсометрии и количества измерений.

Для создания представления о составе показателей пульсометрии обсудим их некоторый перечень.



  • 1. Пульс покоя. Служит ориентиром для определения исходного состояния занимающихся. Кроме того, является исходной точкой для относительных расчетов других показателей и оценки степени восстановления после нагрузки.

  • 2. Пульс после нагрузки. Служит ориентиром (по величине сдвигов) в определении нагрузочного воздействия и особенностей индивидуальных реакций занимающихся.

  • 3. Средний пульс. Фиксируются несколько значений пульса на уроке. Полученные значения складываются и делятся на количество измерений. Например. Проведено за урок 5 измерений пульса. Их значения (из расчета за минуту) - 100, 120, 120, 180, 100, что составило сумму 620. Делим на 5 ( число измерений). Получаем средний пульс равный - 124. Величина среднего пульса позволяет соотносить различные занятия по степени нагрузочного воздействия, а также определять меру ее допустимости (при условии если отработано ориентировочное значение среднего пульса для занимающихся с различными возможностями). В принципе, можно ориентироваться на величины среднего пульса находящиеся в пределах 100-120.

  • 4. Суммарный пульс. Суммарный пульс (сумма всех измеренных показателей пульса за занятие) в большей мере дает такую же информацию как средний пульс. Однако с его помощью косвенно можно характеризовать уровень энергетических затрат занимающихся за урок.

  • 5. Усеченная пульсометрия восстановления. Служит показателем нормальности процесса восстановления, а значит адекватности (или неадекватности) нагрузочных воздействий. Кроме того, также косвенно характеризует уровень энергозатрат. Определяется этот показатель суммой значений пульса измеренного в начале каждой минуты (3-х или 5-ти) восстановительного периода.

  • 6. Разница максимального значения пульса на занятии (для наблюдаемого испытуемого) и пульса до начала занятия. По этому показателю можно судить об интенсивности нагрузки. Кроме того, соотнесение вычисляемой разницы в серии занятий позволяет судить об уровне адаптации и тренируемости занимающихся. Для оценки интенсивности нагрузки по пульсу можно ориентироваться на приводимую ниже таблицу.

Представленные данные позволяют ориентироваться на оптимальные значения пульса и продолжительной непрерывной работы с интенсивностью от 20 до 70%, с учетом различий возраста и пола.

  • 7. Разница пульса до занятия и пульса после окончания занятия. Данный показатель позволяет судить о соблюдении преподавателей требований по обеспечению снижения нагрузки к концу занятия и приведение их в состояние относительного покоя.

  • 8. Время восстановления пульса после занятия до исходного (начало урока) уровня. Этот показатель характеризует адекватность предлагаемой нагрузки на уроке для данного испытуемого. Быстрое (по отношению к средним нормам) восстановление - нагрузка недостаточна, длительное восстановление - нагрузка чрезмерна.

  • 9. Определение индекса напряженности физической нагрузки. Индекс напряженности нагрузки (ИНН) определяется по формуле: ИНН = [ ? ЧСС (за 5 минут восстановления) - ЧСС исходная ]/ t работы. Чем выше интенсивность нагрузки, тем больше значение индекса.

  • 10. Динамика значений пульса в процессе урока (пульсометрия). С помощью пульсометрии можно проследить реакцию сердечно-сосудистой системы на нагрузочное воздействие в процессе занятия физическими упражнениями.

Организация пульсометрии. Выделяется три этапа работы. 1) Предварительная подготовка. Она включает выбор объекта исследования, оформление протокола измерений. 2) выполнение измерения. Наблюдение проводится за одним (произвольно выбранным) учеником. Измеряется (в течение 10 сек.) пульс покоя (до урока), а также после каждого двигательного действия. Целесообразно в течение урока произвести 15-20 измерений пульса. Интервал между измерениями определяется условиями двигательной деятельности занимающегося. Измеренные показатели пульса фиксируются в протокол (см. протокол). 3) Окончательное оформление протокола, которое включает: а) пересчет величины пульса измеренных за 10 сек. в минутное исчисление, б) определение в % (от пульса покоя) динамики пульса, в) анализ полученных результатов, г) вычерчивание пульсовой кривой. В системе координат, где по оси абсцисс - минуты урока, а по оси ординат - значения пульса.

Все измерения пульса проводятся на одном в том же участке тела одного ученика (рука, висок). В процессе подсчета ученик занимает однотипное положение (или стоя, или сидя).

Анализ полученных данных можно проводить по следующей схеме:

1) Величины максимального пульса - по ним судят об интенсивности нагрузки.

2) Величина т.н. "среднего" пульса, полученного делением суммы всех измеренных показателей пульса за урок на количество этих измерений.

3) Указанные величины вычисляются и анализируются за весь урок и по каждой из частей урока в отдельности.



4) Обсуждается динамика пульса. При анализе пульсовой кривой необходимо учитывать раздел программы, место занятий, тип урока и его содержание. Ниже приводится протокол определения пульса.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nedocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница